Последнее «китайское», портокружение, приморский тормоз и слова народные


Ключевые события вторника: губернатор окончательно убедился, что с охраной памятников все плохо, потому что у профильной службы плохой глава; глубоководный порт усох на 2 млрд рублей и не нашел частного инвестора; ГИБДД призывает воздержаться от поездок на море из-за заторов; а министр культуры предлагает калининградцам делиться идеями с местными музейщиками, продолжая покупать билеты на «Музейную ночь».

bashin_kopceva.jpg Последнее «китайское»
Сегодня Николай Цуканов сделал главе областной Службы охраны памятников «последнее предупреждение». В опалу Лариса Копцева попала давно, но как следует кресло под чиновницей начало нагреваться месяц назад, когда губернатор, сверкая грозными очами, приказал ей подробно отчитаться о работе возглавляемого ею ведомства. Если в двух словах, суть претензий главы региона в том, что штрафуют собственников за разрушенные и полуразрушенные памятники как-то лениво, реставрацию частенько производят левой задней ногой, а чем занимается РПЦ на переданных ей объектах — вообще, пардон за каламбур, бог весть.

Отчет Цуканову, мягко говоря, не понравился, что было предсказуемо — не для того он затевался. И Копцевой было поручено составить новый (вот даже забавно выйдет, если он будет радикально отличаться от старого, потому что для этого главе Службы останется только беззастенчиво фантазировать). В случае если забракуют и новый документ, чиновнице грозит увольнение. Слабые оправдания, что, мол, миллионные штрафы можно накладывать только с лета прошлого года, до этого закон был к нарушителям лояльнее, а работа по восстановлению кирх и замков, хоть и с прокрутками, но все же движется, вошедшего в раж губернатора от громких заявлений не остановили. И правда, что-то давненько из регионального правительства никого с грохотом не выгоняли. То-то народ расслабился.

Нет, проблем с сохранением памятников в области действительно навалом — едва ли не по числу этих самых памятников. И в ситуации, когда их охранные зоны свободно гуляют вокруг точечной застройки, церковь то грозится едва ли не выставить из кирхи филармонию, то ремонтирует свои здания за бюджетный счет, а весь достойный отпор, который может дать область — проверка и штраф, увольнение Ларисы Копцевой и впрямь выглядит ну просто радикальным решением проблемы. Может, губернатор действительно уверен, что все коварные планы погубить историческое наследие региона рождаются именно в этой аккуратно уложенной голове? Однако и в страшном сне не приснится тот препарат, под действием которого кому-нибудь из наших чиновников может приспичить потащиться в суд, сжимая в потных ладонях иск против той же РПЦ. Хотя о том, что больше половины памятников, переданных церкви, находятся в жутком состоянии, сейчас не говорит только ленивый.

Впрочем, если Цуканову так уж приспичило избавиться от нынешней главы Службы — ничего не попишешь, дело хозяйское. А ну как приладит губернатор сломанной кукле новую голову, а она и впрямь оживет? Хотя пока больше похоже, что «последнее предупреждение» Копцевой было все-таки скорее «китайским». 

Алла СУМАРОКОВА, корреспондент 

ambal_4.jpg Портокружение
Глубоководный порт, не найдя ни одного обязательного частного инвестора, продолжает приобретать новые свойства и задачи. Как сказал на итоговой конференции проекта «The Rail Baltic Growth Corridor Russia» Алексей Клюнеев, сменивший кресло замминистра инфраструктуры области на кресло советника губернатора, этот порт сделает Калининградскую область портовым хабом. Но не сразу после того, как будет построен, а тогда, когда получит статус «свободного порта». 

Примечательно, что ведущий партнер проекта от финского университета Аалто Малла Пааханен в своем докладе с картинками говорила про прибалтийские страны, про разницу в ширине железнодорожной колеи в России и Европе, но никак не упомянула Калининградскую область, в том числе и будущий глубоководный порт. По ее словам, европейская транспортная стратегия в первую очередь нацелена на устранение узких мест в странах Евросоюза, входящий в эту стратегию Североморско-Балтийский коридор должен связать столицы 8 государств, 12 портов и 15 аэропортов. Однако ни один из этих объектов российским не является.

Глава транспортного комитета КТПП Леонид Степанюк уточнил, что Россия уже лет 6-7 не является членом Ассоциации развития региона Балтийского моря, поэтому в европейских планах не учитывается. Директор НКО «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко заметил, что не стоит говорить о развитии интермодальных перевозок, если у нас таможенное оформление непредсказуемо по срокам. Кроме того, как напомнили железнодорожники, нужно проходить таможню даже в случае переправки из российского Балтийска в российскую Усть-Лугу на российском пароме.

При этой у России вообще и у Калининградской области в частности есть неплохие возможности занять достойное место в международных перевозках. Например, на направлении Скандинавия — Китай. По железной дороге через Россию это расстояние покрывается за 12 дней, а на доставку морем нужно не менее 20 дней, причем тут существуют риски в виде пиратов и непогоды. Правда, как напомнил бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов, морем везти дешевле, чем сушей. Как подсчитали эксперты, в железнодорожном тарифе на направлении Калининград — европейская часть России более 50% приходится на литовские и белорусские запросы, хотя путь по ним составляет десятые доли процента от общего. Правда, РЖД тоже не отказывается от особого подхода к региону — 150 км железнодорожной перевозки в Калининградской области стоят столько же, сколько 1500 км от границы с Белоруссией до Москвы. Да и наш порт тоже мог бы поумерить свои аппетиты — тарифы на портовые услуги тут явно завышены по сравнению с Клайпедой и Гданьском. При этом услуг наши могут оказать намного меньше, а времени на их выполнение понадобится намного больше. «И если ничего не изменится в наших собственных подходах к грузоперевозкам, как морским, так и железнодорожным, то толку от глубоководного порта не будет, — резюмировал Дыханов. — Конкуренция везде очень высокая. И если мы хотим в ней победить, то сначала нужно преодолеть разруху в собственных головах».

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент 

koltso_16.jpg Приморский тормоз
Лето еще не наступило, а движение в направлении побережья, особенно в хорошую погоду, уже начало замирать в пробках. Но если к традиционным заторам на выезде из города калининградцы уже привыкли, то в этом сезоне к ним добавляются новые дорожные препятствия, заставляющие задуматься о прелестях отдыха в каменных джунглях. 

В частности, речь о заторе, возникающем из-за наплыва отдыхающих по направлению в Зеленоградск и на Куршскую косу. И, соответственно, на выезде тоже. Дело в том, что сейчас там идет дорожный ремонт, из-за которого на въезде в город временно введено одностороннее движение. Работы планируется завершить 1 июня. Но вот только в назначенные сроки подрядчики у нас укладываются крайне редко.

Что интересно, ремонт этого участка трассы с того момента, как был разыгран тендер на сайте госзакупок, неоднократно переносился. Торги завершились чуть больше года назад. В соответствии с проектом, работы должны были начаться 1 июля 2013 года и завершиться не позднее 20 декабря. В конце июля региональное правительство приняло решение сдвинуть сроки ремонта на август, чтобы «не мешать автомобилистам, которые едут на море».

Но в итоге к ремонту приступили лишь в октябре. Тогда же и начали поэтапно вводить одностороннее движение на участках трассы, чтобы не закрывать дорогу полностью. Конечно, открытый участок для проезда лучше, чем ничего. Только, несмотря на неоднократные переносы начала работ, транспортных проблем избежать не удалось. В минувшие выходные, например, желающим отдохнуть в Зеленоградске и в нацпарке пришлось постоять в пробке по дороге к пляжу или обратно.

На ситуацию обратило внимание даже региональное УГИБДД. «Прошедшие выходные показали, что количество желающих отдохнуть на побережье так велико, что улично-дорожная сеть, которая сейчас находится в стадии реконструкции, периодически не справлялась с потоком транспорта, образовывались заторы на въезд и выезд из нацпарка», — сообщили в ведомстве. 

Но вместо того, чтобы организовать объезд или отрегулировать движение, в управлении ГИБДД лишь посоветовали желающим отдохнуть у моря воздержаться от поездок на Куршскую косу в выходные и праздники в связи со сложившейся ситуацией. Нельзя не отметить, что этот призыв особенно ценен в преддверии майских каникул. 

Впрочем, даже после того, как ремонт данного участка трассы будет завершен, окончательно от пробок на Приморском кольце избавиться не удастся. Ведь останется еще многострадальный узкий участок трассы на въезде в Калининград, из-за которого в сезон образуются десятикилометровые пробки. И речи о реконструкции этого отрезка дороги пока не идет.

Но зато у нас есть скоростное шоссе, по которому можно домчаться до моря меньше чем за полчаса. А затем встать в многокилометровую пробку на въезде. Наверное, вопрос, как можно было не предусмотреть этого момента при строительстве трассы, обошедшейся бюджетам разных уровней в миллиарды рублей, задавать бесполезно.

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

kondratyeva_5.jpg Слова народные
Во вторник в Музее Мирового океана состоялось будничное с виду мероприятие — пресс-коференция с участием министра культуры Калининградской области Светланы Кондратьевой и региональных музейщиков, посвященная презентации программы «Музейной ночи-2014». О том, что сама «ночь», как и в прошлые годы, будет платной, стало известно задолго до этого. Раньше времени дошедшие до адресатов пресс-релизы с описаниями музейных программ также не оставляли надежд на то, что предстоящая акция будет коренным образом отличаться от «Музейной ночи-2013».

Возможно именно поэтому, а не просто от хорошей весенней погоды Светлана Кондратьева решила скучное мероприятие немного скрасить и предложила, в частности, калининградцам, посещающим музеи за рубежом, делиться подсмотренными идеями с сотрудниками региональных учреждений культуры. Поехали вы, предположим, по делам в Берлин, заскочили в тамошнюю Национальную галерею, вернулись оттуда с мешком идей — и прямиком к директору Калининградской художественной галереи: вот вам, дескать, «свежатинка», пользуйтесь на здоровье! 

Если же позволить себе немного помечтать и распространить эту нехитрую цепочку и на другие мероприятия, которые ежегодно проходят при поддержке регионального минкульта, можно натворить кучу хороших дел. Только представьте: приезжаете вы с «Октоберфеста», набираете номер министра, рассказываете, как все прошло, и — ррраз! — на очередной «Территории мира» вместо бестолковых очередей в кустах — сотни столиков на центральной аллее Острова, между которыми снуют пышногрудые официантки, разносящие баварское пиво и брецели.

В исключительных случаях можно, наверное, даже делиться положительным опытом своих же сограждан, успешно проводящих Московскую международную книжную выставку-ярмарку, и тогда, глядишь, никто из пришедших в ДКЖ на концерт, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого, не обнаружит себя сидящим на открытии малопонятных «Дней литературы» с литераторами, зачитывающими поздравления со сцены, и не станет со скандалом требовать возвращения денег, уплаченных за то, чтобы послушать песни любимого артиста в исполнении Тамары Гвердцители и Александра Ф. Скляра.

Штука в том, что едва ли организаторы всех наших с вами культурных мероприятий не представляют себе, как выглядят лучшие образцы культурной жизни за пределами региона. Вот и сама Светлана Анатольевна во время пресс-конференции отметила, что в той самой берлинской галерее успела за год побывать аж три раза. Однако на свежести программы «Музейной ночи» это, судя по всему, никоим образом не отразилось, несмотря на собственное же заявление министра о том, что оправдываться, будто «у нас есть только пять рублей — мы на пять рублей и делаем», нельзя.

Да и зачем ломать голову и придумывать что-то новое, если предложений от людей, которым не понравилась предыдущая «Музейная ночь», как говорит министр, оргкомитет не получал, а 2,5 тысячи поступающих в продажу билетов ежегодно разбирают что те брецели, несмотря на абсолютную «вторичность» программы, суть которой, кажется, сводится к тому, чтобы проработать допоздна, сделав кассу на булках, концертных номерах и неизменном файер-шоу в конце. 

Денис ТУГОЛУКОВ, редактор «Афиши Нового Калининграда.Ru»

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.