Результат налицо и долгая дорога в Крым


Важные события пятницы: отсутствие контроля за бюджетными средствами привело к фактической потере областью 317 млн рублей, однако чиновники областного правительства особой трагедии в этом не видят; а жители Калининградской области так и не дождались льготных билетов в Симферополь.

sus.jpg Результат налицо
Фактически потерявшее в лишившемся в пятницу лицензии банке «Огни Москвы» 317 млн рублей собственного гарантийного фонда правительство области вовсе не расстроено, особо в этом не виновато и трагедии из этого делать не намерено. Примерно такой вывод можно вынести из брифинга, который спешно, прямо в день отзыва лицензии Центробанком, провели вице-премьер Константин Суслов, министры финансов и промышленности Виктор Порембский и Дмитрий Чемакин, а также, присоединившаяся к ним, вероятно, для пущей суровости глава контрольно-ревизионной службы Елена Серая.

Виновник ситуации был найден до неприличия быстро — ещё до завершения начатой сегодня служебной проверки. Которую, кстати, будет проводить структура области, контрольно-ревизионная служба при поддержке вездесущего главы правительственного аппарата Александра Егорычева. Все четверо чиновников сегодня сошлись в одном: решение об открытии счета в лопнувшем банке, а также о размещении на его расчётном счёте более чем 300 млн рублей, принимал «единолично» гендиректор фонда поддержки предпринимательства Роман Клещевников. Точнее, правда, называть его экс-директором экс-фонда: сам фонд сейчас находится в стадии то ли преобразования, то ли ликвидации, а Клещевников отстранён от должности решением минпрома.

Впрочем, сам министр промышленности уверяет, что в его непосредственном подчинении Роман Клещевников не находился и перед ним о своих действиях не отчитывался. Дмитрий Чемакин предпочёл весьма расплывчатую формулировку: «он находился в моём поле контроля и оценки». Журналисты, желавшие крови — всё же фактически потеряны (ожидать возвращения средств после банкротства банка и «работы» Агентства страхования вкладов вряд ли стоит) 317 млн бюджетных рублей, её не дождались. Суслов заявил, что будет просить губернатора уволить Клещевникова, а Чемакин предположил такую же участь для неких неназванных своих подчинённых, но не для себя. Ну, или решил уйти без громких анонсов.

por.jpgВнятного ответа на вопрос о степени контроля за финансами, выданными фонду поддержки предпринимательства правительством, услышать также не удалось. Министр финансов Виктор Порембский согласился с тем, что этот контроль было бы неплохо усилить, а потом вообще развёл руками и заявил: «результат налицо». Его собственное лицо при этом напоминало грустный смайлик.

Грусти на лице у Константина Суслова при этом не обнаруживалось, хотя он в самом начале брифинга и заявил, что чиновники «крайне озабочены» ситуацией, в которой деньги ещё в конце апреля были отправлены со счёта в «Огнях Москвы» на счёт в «ВТБ24», но по сей день туда не пришли. И, как обычно бывает в правительстве, когда сегодня дела обстоят из рук вон плохо, старался всё больше говорить о будущем. В этом будущем Минэкономразвития РФ радостно добавит к накопленным за время размещения гарантийного фонда на депозитах коммерческих банков 66 млн рублей недостающую сумму, чтобы этот фонд восстановить. А также прислушается к мнению Николая Цуканова, который будет просить у ведомства изменить политику определения банков для размещения подобных депозитов — сейчас главным критерием является процентная ставка.

Чиновники также уверяли СМИ, что предприниматели, получившие кредиты под гарантии правительства, никоим образом не пострадают. Так, по словам Дмитрия Чемакина, лишь 3 предприятия, прокредитовавшиеся под эти гарантии, имеют просрочки платежей по процентам. И это не должно, полагает министр, навести банки-кредиторы на мысль о том, что исчезновение в «Огнях Москвы» гарантий безопасности кредитов нужно как-то компенсировать. К примеру — требованием досрочного погашения или повышением процентной ставки. Именно о таких мерах и их неиллюзорной возможности заявлял сегодня бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов, воспринимающий ситуацию несколько менее оптимистично.

За недостатком времени журналистам не удалось задать ещё ряд любопытных вопросов. В частности — почему пресловутый банк «Огни Москвы» в двух подряд конкурсах, объявленных фондом поддержки предпринимательства для размещения гарантийного фонда на депозитах, являлся единственным заявителем в своём лоте? Кстати, если говорить о процентной ставке, предложение «Огней Москвы» было как в 2012 году, так и в конкурсе, проведённом в ноябре 2013 года и отменённом минпромом после краха «Инвестбанка» в декабре, самым низким — всего 9,5%.

Да и назначенный губернатором и якобы отпущенный после этого в вольное и бесконтрольное плавание с сотнями миллионов бюджетных рублей в карманах, точнее — на неких счетах в неких банках, глава фонда поддержки предпринимательства выглядит, мягко говоря, малоубедительно. Сам Роман Клещевников сегодня утром комментировал происходящее довольно вяло. «Мы предполагаем, а бог располагает. Ну что вы хотите от меня услышать? Задавайте вопросы Набиуллиной (председателю Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной — прим. „Нового Калининграда.Ru“)», — заявил он по поводу зависших на счету «Огней Москвы» 317 млн рублей гарантийного фонда. А на вопрос о том, почему выбор пал именно на этот банк, ответил: «Потому что там у нас был расчётный счёт». Несмотря на то, что ещё в 2013 году 40 млн рублей оперативных средств фонда спокойно хранились на расчётном счёте в Сбербанке.

Волнует также динамика потери средств правительством в результате «зачистки» банковского сектора. В декабре, когда лицензии лишился «Инвестбанк», потери составили около полусотни миллионов: 45 млн рублей областной Корпорации развития туризма и 4,7 млн, выделенных на проект «Сердце города». Сейчас отзыв лицензии у «Огней Москвы» оборачивается потерей шестикратно большей суммы — 317 млн рублей. При этом чиновники уверяют, что на счетах банков, не являющихся «системообразующими» средств, в той или иной степени относящихся к бюджету, более не хранится. История, согласно известной поговорке, повторяется дважды — первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса. Сегодняшние события, несмотря на успокоительные интонации чиновников, выглядят весьма трагично. Каким может быть финансовый фарс для правительства Николая Цуканова (который хоть и не полетел смотреть хоккей, всё же ситуацию сегодня не комментировал), покажет лишь время — и работа Центробанка.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

aeroflot_6.jpg Долгая дорога в Крым
В пятницу стало известно, что обещанные с 15 мая льготные авиарейсы по маршруту «Калининград — Симферополь» так и не были открыты. Как сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» советник главы федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский, пока этот вопрос окончательно не решен.

Напомню, о том, что два российских «острова» — Калининградскую область и Крым — должны будут связать авиарейсы по субсидированным из федерального бюджета тарифам, стало известно еще 1 апреля. Тогда министерство транспорта РФ опубликовало проект постановления о льготных авиаперевозках из Калининграда в Симферополь, согласно которому на субсидирование авиабилетов из бюджета предполагалось выделить 26 млн рублей. Разработчики документа полагали, что новым направлением в 2013 году смогут воспользоваться 9 тысяч пассажиров, стоимость билетов должна была составить 4,5 тысячи рублей в один конец или 9 тысяч рублей «туда-обратно».

Однако позже информагентство «ИТАР-ТАСС» со ссылкой на источники в Росавиации сообщило, что авиаперевозки между Калининградской областью и Крымом будут в принципе невозможны из-за позиции Европейской организации по безопасности аэронавигации («Евроконтроля»). Организация рекомендовала европейским диспетчерам не предоставлять услуги по аэронавигационному обслуживанию самолетов, следующих в Крым. При этом рейсы из аэропорта Калининграда как раз проходят в зоне ответственности «Евроконтроля». По всей видимости, по этой причине были отменены трансферные рейсы из Калининграда в Симферополь, которые ранее выполняли латвийская «Эйр Балтик», украинские «Международные авиалинии Украины», и белорусская авиакомпания «Белавиа». Правда, позже замминистра транспорта РФ Валерий Окулов сообщил, что министерство намерено предусмотреть возможность сквозного тарифа из Калининграда — сначала до Москвы, затем до Симферополя. При этом, по словам Окулова, сквозной тариф должен быть значительно меньше суммы двух тарифов «Калининград — Москва» и «Москва — Симферополь».

В конце концов, 7 мая глава правительства РФ Дмитрий Медведев все же подписал постановление о включении авиамаршрута «Калининград — Симферополь» в перечень субсидируемых. Предполагалось, что авиаперевозки начнут осуществляться с 15 мая. Однако этого так и не произошло. Сергей Извольский признал, что основная причина — те самые требования Европейской организации по безопасности аэронавигации. «По всей видимости, для начала Минтранс РФ разработает сквозной маршрут из Калининграда в Симферополь через Москву, после чего станет понятно, когда начнутся полеты», — сообщил советник главы Росавиации. В пресс-службе Минтранса РФ затруднились оперативно ответить на вопрос по поводу рейсов из Калининграда в Симферополь, предложив направить в министерство информационный запрос.

Вся эта ситуация заставляет вспомнить уже ставшее крылатым выражение покойного экс-премьера РФ и посла России на Украине Виктора Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Жители Калининградской области, на подъеме патриотической волны решившие провести летний отпуск в Крыму, находятся в режиме ожидания — ведь пока что рейсы из Калининграда в Симферополь через Москву обходятся минимум в 15 тысяч рублей с человека. С другой стороны, даже после того, как Минтранс и Росавиация разберутся, наконец, с перевозками из Калининграда в Симферополь, перспектива провести отпуск на ЮБК, как принято сокращенно называть Южный берег Крыма, для многих жителей области остается весьма призрачной. Расходы на одни только билеты до Симферополя и обратно обойдутся в сумму, сопоставимую со стоимостью путевки «все включено» в Турцию — турфирмы уже сейчас предлагают горящие путевки в турецкие «три звезды» на конец мая по 16,6 тысяч рублей за двоих.

Если же учесть, что из Польши и Литвы авиакомпании-лоукостеры возят всех желающих на Кипр или в Грецию за 7–10 тысяч рублей, а билеты на прямые рейсы из Калининграда в Барселону можно купить за 8 тысяч в оба конца, перспективы крымского отдыха и вовсе затуманиваются. Если федеральные власти протянут с организацией перелетов в Симферополь еще месяц-полтора, можно предположить, что «крымская кампания» в отдельно взятой Калининградской области и вовсе сорвется. Патриотизм патриотизмом, но от голой патриотической риторики, как известно, сыт не будешь.

Есть в правительственном постановлении, подписанном Медведевым 7 мая, один приятный момент. Документ обязал авиаперевозчиков продавать субсидируемые билеты в Калининград из Москвы и Санкт-Петербурга через интернет-сайты. Напомню, что раньше билеты по «льготной» цене можно было купить только в авиакассах. Причем на сайтах перевозчиков об этом не говорилось ни слова. Это своеобразное мелкое лукавство позволяло авиакомпаниям продавать билеты «людям не в теме» за весьма немалые деньги, к примеру, за 8 тысяч рублей в один конец. Впрочем, даже после вступления в силу постановления главы правительства обнаружить на сайте «Аэрофлота» льготные билеты так и не удалось. На июнь они продавались по 6180 рублей в один конец.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Фото «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.