Вечерний @Калининград: нечистая «Чистота» и остановка по требованию


Важные события пятницы: власти Калининграда устраивают шоу перед дворниками и пытаются объяснить нехваткой денег неспособность выполнить задачу по уборке города; очередной виток эпопеи по закупке нового городского транспорта грозит завершиться ничем, но ответственность за это нести никто не намерен.

22012016_1.jpg

Нечистая «Чистота»

Пятница в Калининграде прошла в значительной степени под знаком чистоты. Нет, чище на улицах, заваленных снегом, не стало; водители уже который день возносят к небу проклятья, пытаясь пробраться по перманентно грязным улицам. Однако городские власти, да и не только они, в пятницу обратили, наконец, на критическую ситуацию внимание.

Вначале мэр Александр Ярошук в ходе рабочего выезда обрисовал в общих чертах позицию городской власти по поводу уборки снега. В общих чертах, позиция эта не нова: денег на всё нет, поэтому делать всё качественно город не в состоянии. В принципе, ранее Ярошук уже говорил о том, что решение не закупать снегоуборочную технику в исчерпывающих объемах было верным. В начале декабря прошлого года он заявил, что снега нет, ну и покупать, мол, не надо. Снег послушал откровения градоначальника и спустя месяц выпал в весьма некислых объемах.

Тогда, кстати, на встрече с представителями «Чистоты» глава горсовета Андрей Кропоткин довольно точно предсказал то, что случилось месяцем позже. «Получается, если снег будет идти не как сейчас, а, например, 10 часов, то город встанет, мы его будем убирать несколько дней, город встанет. Сейчас предприятие находится на начальном этапе своего становления. У него есть минимально необходимое количество техники. Вам просто везет, если честно», — констатировал тогда Кропоткин. Всё так и случилось; не повезло.

Сегодня же Ярошук пояснил своё видение снежной проблемы. По словам мэра, горожане должны выбрать, что они хотят: либо тотальная, «до блестящего асфальта» уборка снега зимой, либо равномерно размазанные по всему году усилия коммунальных служб. Потому как на всё вместе, опять же, попросту нет денег. Цифры также давно известны: на уборку есть 100 млн рублей, а полная стоимость, по словам представителей «Чистоты», составляет в четыре раза больше.

«Вы определитесь, чего вы хотите. Я выбрал, как мне кажется, оптимальную схему, чтобы дороги чистились, более-менее чистились тротуары. Мы действительно, я не скрываю, очень серьёзно экономим на том, чтобы город потом содержать. Потому у нас зимы такие — снег выпал и через неделю растаял», — сообщил журналистам градоначальник. Ярошук подчеркнул: власти Калининграда вынуждены «балансировать» средства, выделяемые в бюджете на приведение улиц в порядок. Но добиться идеальной ситуации он не в силах.

Вероятно кого-то из жителей города такая позиция может удовлетворить. Однако, к примеру, Госавтоинспекция продолжает настаивать на том, что снег надо убирать вовремя и качественно. В пятницу, в ходе заседания транспортной комиссии горсовета (обретшей, кстати, нового главу вместо ушедшего в разгар скандала между чиновниками и перевозчиками Сергея Донских) представитель городской ГИБДД был настроен весьма решительно. Замначальника городского отдела Александр Вытнов заявил, что намерен обратиться в прокуратуру и потребовать правовой оценки деятельности коммунальщиков. По его мнению, именно несвоевременная уборка снега стала причиной ряда ДТП, в некоторых из которых пострадали люди. ГИБДД делает упор на госстандарт, предписывающий убирать снег в течение 4-6 часов. И утверждает, что на данный момент МП «Чистота» не имеет либо возможности, либо желания выполнять свои обязанности по снегоочистке города. А то и всего сразу.

В третьем акте коммунального балета солировал заместитель Ярошука Сергей Мельников. Он собрал в «Доме искусств» дворников муниципального предприятия и сообщил им, что власти намереваются навести чистоту в «Чистоте». Во-первых, на предприятии уже начата проверка контрольно-ревизионной службы. «Мы будем наводить порядок на всех уровнях, от самого низа до менеджмента», — довольно грозно заявил глава комитета городского хозяйства. Насколько эффективной может быть проверка муниципальной структуры муниципальной же ревизионной службой, остаётся лишь гадать.

При этом позиция Мельникова по поводу того, как надо убирать город, несколько расходится с ранее озвученной точкой зрения его начальника. Если Ярошук предлагал выбирать, когда коммунальщики будут убирать город активнее — зимой или в остальные сезоны, то Сергей Мельников изображал бескомпромиссность. «Город должен убираться 24 часа 365 дней в году», — заявлял в пятницу он. Для этой цели, считает Мельников, неплохо бы превратить муниципальное предприятие в бюджетное, с постоянным финансированием, а не с работой в формате аукционов и конкурсов на уборку. Зачем обо всём этом он рассказывал дворникам, от которых вряд ли что-то зависит в смысле управления предприятием, не очень понятно. Но они согласно кивали головами и вряд ли могли что-либо возразить.

Каким образом изменение юридического статуса предприятия поможет решить проблему, упирающуюся в катастрофическую нехватку в городском бюджете денег на реализацию жизненно важных функций вроде уборки улиц и тротуаров, пока не очень понятно. Чиновники продолжают озвучивать благодушные заявления, пока город утопает: снежной зимой в снегу, бесснежной — в грязи, как и в остальные времена года. При этом внятного контроля и аудита как не было, так и нет. Как и в ситуации с «КалининградТеплосетью», удовлетвориться собственноручно проведённой проверкой ситуации на предприятии могут, вероятно, лишь сами чиновники. Что на самом деле происходит в «Чистоте», неизвестно. Но, судя по состоянию улиц Калининграда, там как-то очень уж нечисто.

22012016_2.jpg

Остановка по требованию

В пятницу же получила весьма любопытное развитие история с обновлением городского общественного транспорта и возвращением муниципальному «Гортрансу» приоритетных функций по развозу народонаселения туда и сюда. Как выяснилось на заседании транспортной комиссии горсовета, шансы, что к началу весны Калининград получит сотню новеньких автобусов поволжского производства, довольно призрачны. Причиной тому стало весьма неоднозначное положение, в котором находится победитель конкурса по поставке в лизинг транспорта.

Как заявил глава горсовета Андрей Кропоткин, контракт на поставку автобусов должен был быть подписан ещё в четверг. Однако победитель конкурса, организация с ограниченной ответственностью и весьма громким названием — «Национальный оператор общественного транспорта» до сих пор этого не сделала. По словам Кропоткина, этот оператор прислал в мэрию письмо о разногласиях, которые обещает устранить в течение ближайших 5 дней. Если же этого не случится, контракт подписан не будет, и городу придётся искать новых поставщиков.

Точно так же контракт будет аннулирован в случае, если все до одного обещанные 100 автобусов за миллиард с лишним рублей не будут поставлены в срок, до 1 марта. В горсовете насчёт этого есть серьёзные сомнения; по словам Кропоткина, выполнить подобный контракт «Национальному оператору» вряд ли под силу — на нём «висят» обязательства по поставке автобусов в Тольятти, которые также затягиваются.

Любопытный нюанс заключается в том, что в конкурсе на поставку автобусов участвовали две компании: «Национальный оператор общественного транспорта» и белорусская «Промагролизинг-центр». Разница между ценой их предложений была минимальной. Закупка была разделена на два аукциона (чтобы городу не пришлось проводить малопрогнозируемые общественные слушания, обязательные при тратах более миллиарда). К примеру, в аукционе, итоги которого были подведены 13 января, разница эта составила лишь 2,3 млн рублей при стоимости под 600 млн.

Риторика всех участников процесса со стороны города наводит на мысль о том, что именно белорусы, в конечном итоге, будут поставлять в Калининград свои «МАЗы», чем они и занимались уже в минувшем году. Глава «КалининградГортранса» Анатолий Мухомор заявлял, что автобусы «Волжанин», пришедшие им на смену, куда хуже; сейчас глава горсовета Андрей Кропоткин предсказывает смену поставщика.

Что стало причиной такой странной организации весьма дорогой закупки в обстоятельствах, когда мэр Калининграда каждый раз заявляет, что денег нет? Почему город вынужден заключать контракт с компанией, которая поставляет не то, что городу нужно, да и поставляет ли — большой вопрос? Очередное свидетельство «высокого профессионализма» команды управленцев, связанных как семейными, так и неформальными узами, к сожалению вряд ли приведёт хотя бы к какой-то ответственности чиновников. Они всегда будут кивать на законодательство о госзакупках, обходить которое, как ни странно, они же умеют очень неплохо — в ситуациях, когда это реально нужно.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.