Вечерний @Калининград: мост слишком далеко и цены отбивают аппетит

Важные события четверга: правительство области с радостным гиканьем вваливает 5 с половиной миллиардов в мост, ведущий пока что в никуда; Росстат подтвердил то, что все почувствовали на своей шкуре: цены на продукты в уходящем году взлетели если не до небес, то выше крыши — наверняка.

razvyaz-14.jpg

Мост слишком далеко

В четверг губернатор Николай Цуканов и его коллеги из правительства хозяйским взором окинули территорию, где уже в конце мая текущего года рассчитывают увидеть активное строительство нового инфраструктурного мегапроекта — Восточной эстакады. По первоначальной версии, это сооружение должно было связать северо- и юго-восточные части Калининграда и, по версии властей, решить ряд ключевых транспортных проблем. В частности, убрать из центра города большегрузный транспорт и разгрузить такие узкие места, как улица Емельянова. Сейчас, однако, речь идёт лишь о первой очереди эстакады, которая протянется до места будущей футбольной феерии на острове и не разгрузит ничего.

Очертания этого мегапроекта впервые забрезжили в публичном пространстве в первой половине первого срока Николая Цуканова. В мае 2012 года была опубликована концепция развития микрорайона острова «Октябрьский» между Старой и Новой Преголей к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В ней говорилось о строительстве двух эстакад и двух мостов, которые свяжут районы города «на расстоянии 4 км от центра» и остров с будущим стадионом. 

«Новый Калининград.Ru» выяснил, что конкретно желает видеть в госпрограмме развития региона до 2020 года губернатор Николай Цуканов и понял причины его безудержного оптимизма по этому поводу. В проекте программы желаемые губернатором расходы федерального бюджета на нужды региона беспрецедентны и сравнимы со стоимостью саммита АТЭС во Владивостоке. Цуканов рассчитывает получить из госказны 646 млрд рублей. 

Очертания масштабов веселья вырисовались в конце года, когда в распоряжении «Нового Калининграда.Ru» оказался первоначальный вариант любимого тогдашнего коллективного детища правительства — госпрограммы развития региона до 2020 года. На эту программу возлагали большие надежды, в неё коллеги Цуканова хотели вставить все необходимые проекты и объекты, а общий объем требуемого федерального финансирования оценивался аж в 646 млрд рублей. Естественно, реализоваться мегапрограмме было не суждено; когда её проект добрался до правительства страны, там уже перегорели идеей больших региональных госпрограмм и даже распустили Министерство регионального развития, эту работу курировавшее. Проекты и объекты частично осели в отраслевых госпрограммах, понемногу выплывая в реальный мир по мере обнаружения денег на них.

В проекте госпрограммы на Восточную эстакаду, которая должна была соединить улицы Молодой Гвардии (через Московский проспект и улицу Емельянова) и улицу Муромскую, предполагалось потратить более 12 млрд рублей. 

Следующая глава этой истории была более забавной. В декабре 2013 года печально известная компания «Мостовик» выиграла конкурс на проектирование Восточной эстакады. «Мостовик» тогда уже, вероятно, испытывал некоторые проблемы и так сильно хотел получить этот проект, что скинул цену аж 2,3 раза — со 105,7 млн рублей до 44,7 млн рублей. Завершить работу было не суждено: в июне 2014 года «Мостовик», к тому моменту уже инициировавший банкротство, заявил о невозможности завершить работы. Доделывала проект Восточной эстакады столичная компания «УСК МОСТ», при этом работ она выполнила на подозрительно скромную сумму 13,35 млн рублей. А про несчастный «Мостовик» натурально забыли и думать — в 2015 году мэр Калининграда Александр Ярошук заявил, что «Мостовик» «к Восточной эстакаде вообще отношения не имел никакого».

Кстати, незадолго до этого, в июне 2015 года Ярошук заикнулся о том, что, возможно, огромный проект, нацеленный лишь на Чемпионат мира в 2018 году, городу и не нужен. «Нам кажется, что лучше вернуться к первоначальному проекту с двумя мостами на остров — с Литовского вала и с улицы Дзержинского. Это принесет больше пользы, чем эстакада. Кроме того, средства можно направить на строительство других развязок», — говорил тогда Ярошук. Ему, впрочем, довольно быстро намекнули, что подобная бережливость до добра не доведёт.

_NEV8398.jpg

В конечном итоге, перед Новым годом областное конкурсное агентство объявило тендер на право построить первую очередь Восточной эстакады за 5,176 млрд рублей смешанного, регионально-федерального финансирования. Сейчас за право освоить эти деньги борются два участника конкурса: ПАО «Волгамост» и хорошо знакомое калининградцам и гостям города ЗАО «ВАД». Победитель определится уже в эту пятницу. На стороне первого участника — более низкая стоимость работ, он выставил цену на 200 млн ниже. В активе второго — обширный опыт реализации проектов дорожного строительства в Калининградской области. Это и Приморское кольцо, и федеральная трасса «Калининград-Чернышевское», и развязка на Московском проспекте, и приграничное Берлинское шоссе.

«Он полезен в любом случае. Территория (Острова) будет развиваться. Вспомните, как развивалась Сельма. Там, по сути дела, было такое же болото, ни одного дома. Сегодня это — крупнейший микрорайон с хорошей инфраструктурой. Поэтому надо начинать. Со временем это тоже будет хороший микрорайон с социальной инфраструктурой, общественными зонами. И конечно же, будет спроектирована в дальнейшем и вторая очередь Восточной эстакады. Территория застройки на Острове — 200 га. Это лет так на 30–40. Конечно, по мере строительства домов, расширения городской черты будет построена вторая очередь. Просто мы вынуждены выбирать и расставлять приоритеты».

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов.

Именно представитель «ВАДа» в четверг осматривал окрестности будущей стройки. Компания уже получила подряд на реконструкцию 5 километров Северного обхода Калининграда, от развязки на Московском до развязки с автодорогой Калининград-Полесск. Предсказывать итоги конкурсов, особенно проводимых областным правительством, дело довольно неблагодарное. Однако пока что ситуация выглядит так, что очередной жирный госконтракт достанется именно питерским дорожникам. Впрочем, географическая привязка теперь уже не так очевидна, учитывая количество проектов компании в Калининградской области.

То, что региону удалось согласовать продолжение финансирования кипучей деятельности ЗАО «ВАД» не может не вызывать радости. Однако вопрос относительно необходимости новой эстакады, поднятый Александром Ярошуком в прошлом июне, не потерял актуальности. А даже и приобрёл, учитывая, что пока речь идёт лишь о первой очереди Восточной эстакады. Приехать по которой можно будет на остров, на котором кроме строящегося стадиона нет пока более ничего. И на который одна эстакада уже и так ведёт; когда-то, наверное, съезды на остров со второго эстакадного моста через Преголю всё же откроют для движения. Никакого широкого общественного обсуждения необходимости такой эстакады, конечно же, не было и в помине, как и всего остального, связанного с Чемпионатом мира-2018.

Очевидно, что строительство первой очереди Восточной эстакады грозит полным коллапсом движения на Московском проспекте, и без того страдающем от постоянных пробок. В частности, предполагается полностью демонтировать путепровод в районе «Бауцентра» и улицы Бакинской. Губернатор в четверг заявил, что «готов принести извинения за неудобство»; собственно извиниться за грядущие проблемы ему так сил и не хватило.

Печальнее всего то, что покамест разбитые на несколько очередей масштабные дорожные проекты в регионе никак не хотят завершаться. О достройке Приморского кольца хотя б докуда-нибудь, чтобы название его не звучало так абсурдно, уже никто даже не заикается. Когда реконструкция федеральной трассы продвинется чуть дальше 25-километровой отметки от города, также непонятно. Даже открытие новой развязки в конце Московского проспекта ЗАО «ВАД» вынуждено было перенести с декабря на весну. 

Перспектива остаться с первой очередью мегаэстакады, ведущей в великое футбольное никуда, выглядит как-то уж очень невесело. А деться от неё, судя по ажиотажу чиновников и дорожных строителей, уже некуда.

_32Z3133.jpg

Цены отбивают аппетит

Ну а пока правительство тратит миллиарды бюджетных рублей на проекты неоднозначной необходимости, Росстат подводит инфляционные итоги 2015 года. И они, что ожидаемо, весьма плачевны. Рост цен на продукты в России в ушедшем году превысил 14 процентов

Только в декабре стоимость еды выросла на 1,4 процента; ритейл и производители подошли к вопросу празднования Нового года со свойственной им деловой хваткой. Всего же за минувший год наиболее выросли цены на фрукты, почти на треть (28,7 процентов), сахар и прочие конфеты — почти на четверть (23 процента), почти настолько же (22,9 процентов) — на рыбу и морепродукты. 

Рыбы, кстати, россияне стали есть настолько меньше, что это даже взволновало чиновников: при нормальном минимуме здорового потребления в 20 кг за год, жители богоспасаемой страны съели лишь по 14 кг на брата.

Статистика эта довольно забавно (как, впрочем, и любые реальные цифры) накладывается на заявления чиновников, с жизнью простых людей соприкасающихся крайне редко. Полторы недели назад, к примеру, глава Минсельхоза РФ Александр Ткачёв заявил, что в государстве всё очень даже неплохо, и предпосылок для резкого роста цен на продукты нет. Потому как хлеборобы собрали рекордный урожай зерна, овощеводы выкопали рекордное количество картошки, свиноводы и птицеводы также отличились. Не говоря уже о рыбаках, которые выловили в 2015 году рекордные 4,4 млн тонн рыбы (с учётом нашего Крыма). 

К сожалению, Ткачёв не уточнил, отчего же эти доблестные показатели не предотвратили рост цен на полтора процента в месяц в конце года. Когда всё уже было собрано, выловлено и зарезано.

Предыдущие сводки Росстата, всё больше напоминающие донесения с фронта, констатировали: в среднем за 2015 год реальная зарплата россиян уменьшилась на 9,5%. А реальные располагаемые денежные доходы россиян в ушедшем году сократились по сравнению с 2014 годом на 4 процента. Другая свежая информация Росстата: Россия в 2015 году заняла призовое, третье место по темпам инфляции среди крупных экономик мира. Рост потребительских цен в стране составил 12,9 процента. Наверное, кого-то вроде обозревателей проправительственных изданий успокаивает тот факт, что по показателю инфляции Украина оказалась вне досягаемости — там потребительские цены выросли за год на 43,3 процента.

Впрочем, если посмотреть на статистику роста цен в странах в которых, как сообщают нам федеральные каналы, жизни нет вообще, а есть лишь насилующие детей мигранты, то становится как-то грустно. Год, конечно, выдался не из лёгких, но всё же. Инфляция в США — 0,7 процентов, во Франции с их «Шарли ебдо» — 0,3 процента, в Германии с мигрантами — 0,2 процента. 

И самое страшное. Цены на продукты в Евросоюзе перед Новым годом вообще снизились — на 0,2%. Нет, ну изверги же какие-то. Честное слово.

Текст — Апексей МИЛОВАНОВ, фото — из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.