Вечерний @Калининград: очень холодный расчёт и прорыв, уходящий под воду


Важные события пятницы: призывы замерзающих горожан включить отопление разбились о здравый смысл городских властей; посол России в Литве заявил о «прорыве» в деле развития судоходства в Куршском заливе, однако что именно прорывного в том, что необходимое дополнение к межгосударственному соглашению не подписано уже четвёртый год, понять непросто.

22042016_1.jpg

Очень холодный расчёт

Несмотря на то, что в Калининграде средняя температура воздуха явно не соответствует середине весны, возобновлять отопительный сезон городские власти не планируют, ссылаясь на законодательство и здравый смысл.

В Калининграде уже несколько суток средняя температура воздуха колеблется вокруг отметки в 8 градусов тепла. Некий нормативный акт, который будет позволять властям принимать решение о начале или завершении отопительного сезона по своему усмотрению, пока еще не издан официально. И пока что именно эта отметка — 8 градусов — является критической для властей: в соответствии с правительственными нормативами отопительный сезон должен начинаться, если в течение пяти суток подряд среднесуточная температура не превышает 8 градусов, и заканчиваться, если в течение все тех же пяти суток она этот показатель превышает.

В Калининграде в начале апреля было по-настоящему тепло, поэтому городские власти приняли решение прекратить отопительный сезон с 9 апреля.

Однако калининградская погода весьма непредсказуема, после 9 апреля в регионе вновь похолодало. Дети ходят дома в свитерах и теплых носках, делают домашнее задание, сидя под одеялом. Горожане, чьи дома не имеют автономного отопления, включают на полную мощность обогреватели, готовясь получить серьезные счета за электричество и за лекарства от простуды.

Власти Янтарного, по всей видимости, устали мерзнуть, и в пятницу местный мэр Алексей Заливатский заявил, что отопительный сезон в курортном городе будет возобновлен. А вот в Калининграде возобновлять отопительный сезон не планируется. Об этом корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» сообщил замглавы администрации Сергей Мельников.

«В Калининграде не будут включать отопление в силу закона — отопительный период единый и начинается и заканчивается при достижении средней температуры выше или ниже 8 градусов в течение пяти дней подряд, — заявил Мельников. — Сегодня такой ситуации нет, во-первых. А во-вторых, система централизованного отопления в Калининграде очень эластичная. Чтобы запустить и подать тепло всем потребителям, нужно будет в течение 4–5 суток все настраивать. Поэтому даже если мы сегодня и примем такое решение, то все потребители получат отопление только к концу следующей недели».

Вице-мэр заметил, что где-то уже управляющие компании успели слить воду из системы, где-то приступили к ремонту.

«Недавно на комиссии по ЧС Гидрометцентр говорил, что в эти выходные будет холодно, даже заморозки возможны до минус одного, к примеру. А следующая декада будет под 20 градусов тепла. Поэтому здесь не угадаешь, и мы должны поступать по закону, — отметил замглавы. — Те люди, которые посостоятельней, хотели бы, чтобы подольше топили. А бабушки, которые считают пенсию, хотят чтобы побыстрее закончилось — они лучше потеплее оденутся. Поэтому здесь сила закона для всех едина». Он также добавил, что в администрацию Калининграда поступает не так много жалоб на отсутствие отопления.

На справедливые упреки в том, что прогноз на ближайшую неделю не очень благоприятен и в городе даже ожидаются заморозки, вице-мэр еще раз настойчиво предложил руководствоваться федеральными нормами о 8 градусах тепла в течение пяти суток. Однако представители СМИ обратили внимание, что среднесуточная температура держится на отметке ниже 8 градусов тепла уже два дня подряд. И если такая ситуация продлится еще дня три, то закон потребует снова открыть вентиль. Но оказалось, что городские власти отопление включать все равно не будут.

«Есть здравый смысл. Если мы даже сегодня включим отопление, то все жители не получат его одновременно… Принимать решение о начале отопительного периода нет возможности, — сказал Мельников. — Что касается небольших городов, где один-два источника тепла и 5 км трассы — там наверняка такое решение может существовать. Проще две улицы обежать и спросить, нужно отопление или нет. В Калининграде прими глава города такое решение — наверняка будут жители, которые скажут, что это им не нужно и топить не надо».

То есть на самом деле в данной ситуации власти города всё же руководствуются не законом, к которому пытался апеллировать Сергей Мельников, а неким здравым смыслом, который не позволяет вновь возобновить отопительный сезон из-за неповоротливости самой системы центрального отопления. И здравый смысл тут выше закона. Мельников просто предлагает горожанам потерпеть и одеваться потеплее. Можно предположить, что руководители города или сами ходят дома в шубах и рейтузах, или просто живут в квартирах с автономным отоплением.

Справедливости ради надо отметить, что в словах Сергея Мельникова о здравом смысле этот самый смысл действительно присутствует — калининградская погода и правда весьма непредсказуема, и уже на следующей неделе вопреки страшным прогнозам о заморозках в Калининград может нагрянуть неожиданное лето. Но без ответа пока остается один вопрос — как будет начисляться плата за отопление тем горожанам, которые имеют несчастье проживать в домах с центральным отоплением, не оборудованных тепловыми счетчиками. Напомним, что в январе жителям таких домов пришли квитанции, предлагающие доплатить за отопление за октябрь и апрель, хотя тепла в это время в домах не было. Горвласти заявили, что таковы требования все тех же правительственных нормативных актов.

Интересно, что скажут властям города жители Калининграда, если вдруг в мае они получат квитанции с предложением оплатить отопление за весь апрель, а не за 9 первых дней месяца? И смогут ли тогда мэр и его заместители отделаться заявлениями о здравом смысле?

22042016_2.jpg

Прорыв под воду

В пятницу посол Российской Федерации в Литве Александр Удальцов, оказавшись в Калининграде на денёк, сообщил радостную весть. По словам Удальцова, в деле развития судоходства в Куршском заливе достигнут прямо-таки прорыв. Правда, понять степень «прорывности» довольно сложно, равно как и осознать возможность практического применения этого прорыва в деле развития водного туризма в Калининградской области.

«Прорывом», по словам Удальцова, стало то, что документы, регламентирующие заход судов третьих стран в воды Куршского залива, находятся на стадии «вскоре будут завизированы». Революционность подобного положения вещей несколько сомнительна. Ведь на этой стадии они находятся уже четыре года как. И пока что никуда с неё не двинулись. Причём, как с присущей ему дипломатической тонкостью заявил Удальцов, странным образом не по вине Литвы: «К сожалению, не во всем и не всегда виноваты наши партнеры балтийские».

Удальцов списал многолетнюю задержку на российскую бюрократию. «В итоге с руководством Калининградской области нам удалось продавить позицию в специальной комиссии. Теперь общий подход согласован. В ближайшее время мы подпишем соглашение, правда, пока обменяемся только нотами, но это уже прорыв. Это, пожалуй, единственный пример решения практического вопроса между странами за последние два года», — заявил Александр Удальцов.

В самом деле, процесс тормозит именно российская сторона, и далеко не первый год. Так, ещё в 2013 году представитель Министерства иностранных дел Литовской Республики Зенонас Куметайтис в ходе обсуждения ситуации с судоходством в Куршском заливе заявлял: необходимо дополнение соглашения о судоходстве по заливу. «С литовской стороны все процедуры по дополнению соглашения выполнены, эти положения согласованы на всех уровнях и отправлены в российский Минтранс. Сейчас мяч на российской стороне. В таких вопросах все это зависит от политической воли: со стороны калининградского губернатора она есть, теперь дело за Москвой. Я не вижу, чтобы центр препятствовал изменению этого соглашения, поэтому сейчас остается только ждать», — заявлял Кументайтис.

Дело в том, что соглашение о судоходстве по Куршскому заливу было разработано таким любопытным образом, что в оригинальном виде не регламентирует пересечение границы прогулочными и спортивными маломерными судами. Пока что в документе прописано лишь пересечение границы коммерческими судами.

При этом калининградские власти даже некоторым образом готовились к изменению режима судоходства. В июне 2013 года на Куршской косе был открыт речной пункта пропуска «Рыбачий — Нида». Открывали его с большой помпой, правда, работал он недолго и в тестовом режиме. За 2013 год им воспользовались лишь 27 раз, на проектную мощность его предполагалось вывести лишь в 2017 году — вероятно, с учётом планируемого изменения соглашения о судоходстве. А в конце того года «Инвестбанк», выступивший инвестором проекта, приказал долго жить. И Росграница заявила, что содержать объект и даже консервировать его некому. А спустя пару лет и сама закончила существование.

Сейчас пункт пропуска фактически не работает. Он находится в ведении погрануправления ФСБ РФ по Калининградской области. Как рассказали «Новому Калининграду.Ru» в администрации нацпарка, большую часть времени пункт пропуска закрыт, воспользоваться им можно лишь по весьма предварительно поданной заявке.

При этом начиналось всё весьма «за здравие». В августе 2012 года судоходный маршрут по заливу лично протестировал губернатор региона Николай Цуканов. О желании пройти на катере по Куршскому заливу он заявил в апреле 2012 года на совместной с МИД Литвы пресс-конференции. Вслед за губернатором флотилия из трех калининградских яхт прошла маршрутом из Калининграда в Ниду, а затем и туроператоры региона опробовали это направление. С ответным визитом регион посетила литовская яхта.

Однако, как стало известно в пятницу, процесс превращения Куршского залива в рай для российских и литовских яхтсменов так и не достиг своего результата. И, что удивительно для посла России в Литве и вполне ожидаемо для калининградцев, вовсе не по вине литовской стороны.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.