С момента аварийной посадки рейса «Аэрофлота» в калининградском аэропорту «Храброво» прошло почти двое суток. За это время тысячи пытавшихся вылететь и прилететь в Калининград пассажиров смогли испытать всю гамму эмоций — от паники и отчаяния до безразличия и смирения. Администрация аэропорта выбрала в этой ситуации политику молчания — своё общение со СМИ руководители «Храброво» свели к минимуму, на сайте аэропорта до сих пор нет ни слова о катастрофической ситуации, и большинство комментариев исходили и исходят от врио губернатора региона Антона Алиханова. «Новый Калининград.Ru» попытался собрать воедино наиболее очевидные вопросы, на которые в аэропорту и в иных причастных местах
Что вообще случилось?
Сухие факты выглядят следующим образом. В минувший вторник, 3 января, самолёт Airbus А321 авиакомпании «Аэрофлот» со 174 человеками на борту (167 пассажиров и 7 членов экипажа) совершал рейс
Внятных объяснений причины нештатной ситуации при посадке пока не прозвучало. Гендиректор «Храброво» Александр Корытный, впрочем, спустя сутки вечером в среду постарался снять с себя ответственность за инцидент. По его словам,
В авиакомпании, напротив, уверены, что причина именно в низком коэффициенте сцепления. «Воздушное судно, выполнявшее рейс SU 1008 Москва — Калининград, после посадки выкатилось за пределы ВПП, после чего подломило переднюю стойку шасси. Пассажиров сняли с борта ВС, пострадавших нет. Вдобавок было низкое сцепление на ВПП и сильный боковой ветер», — заявили в «Аэрофлоте». Вдобавок к чему — непонятно; этот короткий комментарий агентству ТАСС стал единственной реакцией «Аэрофлота» на инцидент в «Храброво». Иных комментариев до завершения официальной проверки в авиакомпании предпочли не давать.
Источник «Лайф» в правоохранительных органах предположил, что самолёт мог выкатиться с полосы
Ночью в среду Следственный комитет начал доследственную проверку инцидента, позднее было возбуждено уголовное дело. Возможно, расследование, а также работа комиссии, в которую вошли представители Росавиации, «Аэрофлота» и «Храброво», сможет пролить свет на причины произошедшего и установить, на ком лежит большая степень вины — на аэропорте или на авиакомпании.
Ожидать, что
Почему самолёт так долго не могли вытащить с ВПП?
Вначале казалось, что инцидент, закончившийся относительно благополучно, без жертв и значительных травм, не принесёт масштабных последствий. В расписании прилётов «Храброво» рейс
Заблокировавший
Судя по появлявшейся время от времени информации, вначале тягачи пытались вытянуть самолёт с обочины ВПП, выложенной плитами. Однако была опасность, что от резкого рывка будут повреждены задние стойки шасси и самолёт станет полностью нетранспортабелен. Поэтому его вначале поднимали кранами, а уже затем вытаскивали обратно на ВПП. Параллельно ближе к вечеру среды в Калининград была направлена спецтехника «Аэрофлота» для транспортировки самолёта на ремонт.
Венцом абсурда стало то, что ближе к вечеру в четверг выяснилось: самолёт всё же нетранспортабелен. Как заявил в эфире телеканала «Россия 24» Антон Алиханов, чинить его будут
Почему аэропорт не готов к нештатным ситуациям?
Одной из наиболее очевидных причин беспрецедентно длительных работ по вывозу аварийного самолёта с
По словам контролировавшего ход работ (и заодно подрабатывавшего
Остаётся, впрочем, иной вопрос: какой ещё техники не хватает в аэропорту «Храброво»? Повторим, ситуация с выехавшим с ВПП самолётом «Аэрофлота» была крайне неприятной, но не самой страшной из возможных в аэропорту. Каким образом вообще происходит его работа по приёму и отправке воздушных судов, если в наличии нет оборудования для их экстренной транспортировки?
И как можно сравнивать
Почему пассажиры оказались в такой ситуации?
Если пассажиры рейса
Руководство аэропорта, по всей видимости, само не представляло, в какие сроки ему удастся эвакуировать аварийный самолёт с ВПП — ну или испытывало
Всё это время в аэропорт приезжали всё новые и новые пассажиры, в результате здание оказалось переполнено — по словам представителей «Аэрофлота», номинальная вместимость «Храброво» была превышена втрое. Но никому из этих людей вылететь в среду было не суждено: первый рейс калининградский аэропорт принял лишь около 7 часов утра в четверг.
Тем пассажирам, которые живут в Калининграде, сотрудники аэропорта предлагали самостоятельно ехать домой. Лишь части ожидавших вылетов были предоставлены гостиницы; по словам тех же представителей «Аэрофлота» (комментарий к жалобе пассажира в официальном твиттере компании), причина тому — переполненность гостиниц в новогодние праздники. По талонам в аэропорту выдавали воду и питание, однако также не сразу — до этого пассажиры скупили все запасы в местных кафе, ценник в которых конкурирует с самыми дорогими московскими заведениями (уровень сервиса — нет).
При этом часть пассажиров летели в Москву и иные города, чтобы путешествовать дальше, стыковочными рейсами. Этим бедолагам повезло менее всего: замена рейса обходится в серьёзные деньги, при этом никакого понимания, когда именно будет восстановлено авиасообщение с Калининградом, не было. Никакой специальной горячей линии авиакомпания, самолёт которой лежал носом в снегу, не открыла, а сотрудники контактного центра к подобной нештатной ситуации оказались не готовы.
«Так вот, звонишь, тебе говорят: мы ничего не можем отсюда сделать, идите к представителям компании в аэропорту, у них возможностей больше, — рассказала „Новому Калининграду.Ru“ одна из пассажирок, пытавшихся вылететь из „Храброво“ в среду. — К этим героям, а их вчера дежурило 4 человека с 4:30 утра как минимум до 21:00, их не сменяли, очередь не прекращалась ни на минуту, решить проблему они зачастую объективно не могли до тех пор, пока не откроют аэропорт». Компании из 7 человек, пытавшейся попасть во Вьетнам, смена вылета с 4 на 8 января обошлась в общей сложности в 116 тыс рублей. А в целом, как подсчитали невезучие туристы, коллапс в «Храброво» обошёлся им более чем в полмиллиона — с учётом всех переносов рейсов, гостиниц и прочих недешёвых неудобств.
Почему ситуация не улучшилась в четверг?
Рано утром в четверг
В результате аэропорт работал с максимальной нагрузкой, принимая по десятку рейсов в час.
В самом здании аэровокзала продолжалась неконтролируемая суета, которую подогрело сообщение о подозрительном предмете, найденном в помещении. Правда, эвакуировать никого не стали, просто закрыли доступ в часть здания.
Столпотворение было и у багажного конвейера, люди ждали свои вещи около 40 минут, а затем часть из них отправлялась к страховщикам. Потому что далеко не весь багаж пережил эту катастрофическую ситуацию. И далеко не один пассажир за эти дни охарактеризовал творящееся в аэропорту статусом в соцсетях типа «Гори в аду, „Храброво“!».
Вылеты осуществлялись в режиме «когда получится», и часть рейсов ушла со значительным опозданием даже ближе к вечеру четверга. Так, судя по
Почему образовалась информационная неразбериха?
Если бы не сообщения в СМИ, могло бы показаться, что ничего страшного вообще не происходит. Ни представители «Аэрофлота», ни руководство «Храброво» никоим образом не пытались информировать население о сложившейся ситуации и о темпах её ликвидации. На сайтах обеих компаний нет ни намёка на информацию об инциденте и десятках задержанных рейсов. В отношении «Аэрофлота» эта ситуация ещё хотя бы
Общение представителей двух компаний со СМИ также выглядело абсурдно. «Аэрофлот» предлагал писать информационные запросы, не уточняя сроки ответа на них. А помощник гендиректора «Храброво» по связям с общественностью Наталья Грицун попросту перестала отвечать на телефонные звонки, ограничивая своё общение лишь
В итоге основным источником информации стал врио губернатора Антон Алиханов, который
Вряд ли возможно назвать поведение непосредственных виновников сложившейся ситуации, авиакомпании и аэропорта,
Почему не могли справиться без помощи властей (да и с ней не особо)?
Участие властей потребовалось не только в вопросах информационного освещения происходящего в «Храброво», но и в массе иных моментов. Доходило до полного абсурда: так, в четверг, в пик хаоса, когда коллапс в аэропорту сопровождался транспортной неразберихой на парковке, с пытавшихся выезжать с парковки водителей исправно взимали совсем немаленькую плату. До тех пор, пока пассажиры не пожаловались на это врио губернатора Антону Алиханову, осматривавшему утром состояние аэровокзала. Лишь после этого взимание платы было приостановлено.
Вообще, поведение руководства аэропорта и решения, которые принимались в «Храброво», вызывают закономерный вопрос о профпригодности гендиректора аэропорта. Для Александра Корытного «Храброво» в 2015 году стал первым аэропортом, который он возглавил, до этого в его трудовой биографии значатся представительства различных авиакомпаний в Калининграде. После такого феерического «успеха» в ликвидации нештатной ситуации вполне стоило бы ожидать увольнения Корытного.
С другой стороны, до его назначения, за два с половиной года в «Храброво» сменилось целых четыре руководителя. Ни один из них не смог не только привести аэропорт в хотя бы относительный порядок, но даже реанимировать постоянно приостанавливавшуюся реконструкцию аэровокзала.
Как жить дальше?
Ситуация, случившаяся на новогодних каникулах в аэропорту «Храброво», выявила массу критических моментов. Руководство аэропорта не в состоянии справиться даже с такой, повторим, не самой серьёзной из возможных нештатной ситуацией, там нет необходимой спецтехники, равно как и навыков работы с пассажирами и информационного взаимодействия с прессой.
Не очень понятно, о какой туристической привлекательности региона (и её увеличении) можно всерьёз говорить, если единственный способ прямой связи с основной территорией России находится в таком ужасающем состоянии — и не улучшается уже с десяток лет? Ну и вряд ли ситуация прошла мимо ФИФА, которая уже обращала внимание на критическую точку в подготовке к проведению матчей
«Сразу после выходных мы проведём совещание по готовности аэропорта к экстренным ситуациям, как с точки зрения специалистов, так и техники. В ходе совещания обсудим вопросы энергетики, противопожарной безопасности и общую организацию работы», — заявил после того, как ситуация в целом была доведена до некритического состояния, врио губернатора Антон Алиханов.
Однако за минувшие годы количество проведённых совещаний по проблематике «Храброво» измеряется, наверное, сотнями. А результат мы все увидели в первую неделю 2017 года.
Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — Виталий НЕВАР, «Новый Калининград.Ru».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter