«Гори в аду, „Храброво“!»: 8 вопросов без ответов о коллапсе в аэропорту

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

С момента аварийной посадки рейса «Аэрофлота» в калининградском аэропорту «Храброво» прошло почти двое суток. За это время тысячи пытавшихся вылететь и прилететь в Калининград пассажиров смогли испытать всю гамму эмоций — от паники и отчаяния до безразличия и смирения. Администрация аэропорта выбрала в этой ситуации политику молчания — своё общение со СМИ руководители «Храброво» свели к минимуму, на сайте аэропорта до сих пор нет ни слова о катастрофической ситуации, и большинство комментариев исходили и исходят от врио губернатора региона Антона Алиханова. «Новый Калининград.Ru» попытался собрать воедино наиболее очевидные вопросы, на которые в аэропорту и в иных причастных местах почему-то не считают нужным отвечать.

Что вообще случилось?

Сухие факты выглядят следующим образом. В минувший вторник, 3 января, самолёт Airbus А321 авиакомпании «Аэрофлот» со 174 человеками на борту (167 пассажиров и 7 членов экипажа) совершал рейс SU-1008 из московского аэропорта «Шереметьево» в калининградский аэропорт «Храброво». В 22:54 самолёт совершил посадку, в ходе которой по неустановленной пока причине выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Передняя стойка шасси не выдержала пересечённой местности и подломилась. Пассажиры покинули борт по надувным трапам и были эвакуированы (весьма неспешно, сами пассажиры говорили, что это заняло около 40 минут) с лётного поля, несколько (по разным данным, от трёх до шести) получили ссадины и ушибы, им была оказана незначительная помощь медиков.

Внятных объяснений причины нештатной ситуации при посадке пока не прозвучало. Гендиректор «Храброво» Александр Корытный, впрочем, спустя сутки вечером в среду постарался снять с себя ответственность за инцидент. По его словам, взлётно-посадочная полоса была обработана реагентом за 8 минут до посадки рейса «Аэрофлота», и коэффициент сцепления с покрытием был достаточным.

В авиакомпании, напротив, уверены, что причина именно в низком коэффициенте сцепления. «Воздушное судно, выполнявшее рейс SU 1008 Москва — Калининград, после посадки выкатилось за пределы ВПП, после чего подломило переднюю стойку шасси. Пассажиров сняли с борта ВС, пострадавших нет. Вдобавок было низкое сцепление на ВПП и сильный боковой ветер», — заявили в «Аэрофлоте». Вдобавок к чему — непонятно; этот короткий комментарий агентству ТАСС стал единственной реакцией «Аэрофлота» на инцидент в «Храброво». Иных комментариев до завершения официальной проверки в авиакомпании предпочли не давать.

Источник «Лайф» в правоохранительных органах предположил, что самолёт мог выкатиться с полосы из-за так называемого эффекта аквапланирования — потери контакта шасси с мокрым полотном ВПП. Однако это лишь одна из версий, причём крайне неофициальная. Отсутствие внятной картины произошедшего и вероятной причины нештатной ситуации вообще весьма опасно — ведь спустя полутора суток аэропорт возобновил приём воздушных судов, однако погода в регионе, мягко говоря, не улучшилась.

Ночью в среду Следственный комитет начал доследственную проверку инцидента, позднее было возбуждено уголовное дело. Возможно, расследование, а также работа комиссии, в которую вошли представители Росавиации, «Аэрофлота» и «Храброво», сможет пролить свет на причины произошедшего и установить, на ком лежит большая степень вины — на аэропорте или на авиакомпании. 

Ожидать, что кто-то из них самостоятельно возьмёт на себя ответственность за инцидент, поставивший под угрозу жизни более полутора сотен человек и парализовавший работу аэропорта на полтора суток, вероятно, бессмысленно. 

Почему самолёт так долго не могли вытащить с ВПП?

Вначале казалось, что инцидент, закончившийся относительно благополучно, без жертв и значительных травм, не принесёт масштабных последствий. В расписании прилётов «Храброво» рейс SU-1008 значится последним, он же должен был вылететь первым на следующий день. Было некоторое ощущение, что за ночь службы аэропорта смогут справиться с задачей его транспортировки на стоянку. Но нет.

Заблокировавший взлётно-посадочную полосу авиалайнер пролежал «носом в снег» почти сутки, парализовав работу аэропорта на всю среду. О том, что его «удалось сдвинуть с мертвой точки», заявил около 11 часов вечера врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов. Он отправился в «Храброво» в районе обеда в среду, когда стало понятно, что аэропорт не в состоянии справиться с задачей эвакуации самолёта самостоятельно. Кстати, он же стал фактически единственным источником объективной и оперативной информации о происходящем в «Храброво». Что, правда, говорит не столько об открытости и вообще положительных качествах главы региона, сколько о поведении руководства «Храброво» — однако об этом позже.

Судя по появлявшейся время от времени информации, вначале тягачи пытались вытянуть самолёт с обочины ВПП, выложенной плитами. Однако была опасность, что от резкого рывка будут повреждены задние стойки шасси и самолёт станет полностью нетранспортабелен. Поэтому его вначале поднимали кранами, а уже затем вытаскивали обратно на ВПП. Параллельно ближе к вечеру среды в Калининград была направлена спецтехника «Аэрофлота» для транспортировки самолёта на ремонт.

Венцом абсурда стало то, что ближе к вечеру в четверг выяснилось: самолёт всё же нетранспортабелен. Как заявил в эфире телеканала «Россия 24» Антон Алиханов, чинить его будут всё-таки в регионе. Таким образом, чрезмерная осторожность, приведшая к суточной блокаде «Храброво», оказалась бессмысленной.

2.jpg

Почему аэропорт не готов к нештатным ситуациям?

Одной из наиболее очевидных причин беспрецедентно длительных работ по вывозу аварийного самолёта с взлётно-посадочной полосы является банальная неготовность к подобным внештатным ситуациям аэропорта «Храброво». Там попросту не оказалось необходимой техники. Для вывоза самолёта пришлось задействовать спецтехнику не только МЧС, но даже Балтийского флота. Она, кстати, также прибыла на место не так чтобы сверхоперативно — потому что подъезды к аэропорту оказались неочищенными от экстремального количества выпавшего за ночь мокрого снега.

По словам контролировавшего ход работ (и заодно подрабатывавшего пресс-секретарём сразу у двух компаний, «Храброво» и «Аэрофлот») врио губернатора Антона Алиханова, подобной техники нет во многих аэропортах страны. Но от этого, конечно, вряд ли кому-то из ждавших в неизвестности сутки пассажиров стало легче. Как отметил глава региона, приобретение этой техники «откладывалось предыдущими собственниками аэропорта». Теперь её будут покупать, причём, если слова Алиханова были верно истолкованы СМИ, за счёт бюджета.

Остаётся, впрочем, иной вопрос: какой ещё техники не хватает в аэропорту «Храброво»? Повторим, ситуация с выехавшим с ВПП самолётом «Аэрофлота» была крайне неприятной, но не самой страшной из возможных в аэропорту. Каким образом вообще происходит его работа по приёму и отправке воздушных судов, если в наличии нет оборудования для их экстренной транспортировки? 

И как можно сравнивать какие-то иные регионы России и Калининград, где самолёт — это единственная возможность оперативной и прямой связи с основной территорией страны, а аэропорт имеет вдвойне стратегическое назначение?

Почему пассажиры оказались в такой ситуации?

Если пассажиры рейса SU-1008 натерпелись ужаса всего в течение нескольких минут аварийной посадки и экстренной эвакуации, то пассажирам, намеревавшимся вылететь из «Храброво» в среду, пришлось страдать почти сутки. В первую очередь — из-за абсолютной, катастрофической неразберихи.

Руководство аэропорта, по всей видимости, само не представляло, в какие сроки ему удастся эвакуировать аварийный самолёт с ВПП — ну или испытывало какой-то чрезмерный оптимизм в отношении собственных сил. Потому как открытие аэропорта переносилось много раз. Сначала работу аэропорта официально приостановили до 10 утра среды, при этом часть рейсов была попросту отменена, другие же перенесены на более позднее время. Вскоре остановку деятельности «Храброво» продлили до 12-ти, затем до 15-ти, а после и вовсе до 17 часов.

Всё это время в аэропорт приезжали всё новые и новые пассажиры, в результате здание оказалось переполнено — по словам представителей «Аэрофлота», номинальная вместимость «Храброво» была превышена втрое. Но никому из этих людей вылететь в среду было не суждено: первый рейс калининградский аэропорт принял лишь около 7 часов утра в четверг.

Тем пассажирам, которые живут в Калининграде, сотрудники аэропорта предлагали самостоятельно ехать домой. Лишь части ожидавших вылетов были предоставлены гостиницы; по словам тех же представителей «Аэрофлота» (комментарий к жалобе пассажира в официальном твиттере компании), причина тому — переполненность гостиниц в новогодние праздники. По талонам в аэропорту выдавали воду и питание, однако также не сразу — до этого пассажиры скупили все запасы в местных кафе, ценник в которых конкурирует с самыми дорогими московскими заведениями (уровень сервиса — нет).

При этом часть пассажиров летели в Москву и иные города, чтобы путешествовать дальше, стыковочными рейсами. Этим бедолагам повезло менее всего: замена рейса обходится в серьёзные деньги, при этом никакого понимания, когда именно будет восстановлено авиасообщение с Калининградом, не было. Никакой специальной горячей линии авиакомпания, самолёт которой лежал носом в снегу, не открыла, а сотрудники контактного центра к подобной нештатной ситуации оказались не готовы. 

«Так вот, звонишь, тебе говорят: мы ничего не можем отсюда сделать, идите к представителям компании в аэропорту, у них возможностей больше, — рассказала „Новому Калининграду.Ru“ одна из пассажирок, пытавшихся вылететь из „Храброво“ в среду. — К этим героям, а их вчера дежурило 4 человека с 4:30 утра как минимум до 21:00, их не сменяли, очередь не прекращалась ни на минуту, решить проблему они зачастую объективно не могли до тех пор, пока не откроют аэропорт». Компании из 7 человек, пытавшейся попасть во Вьетнам, смена вылета с 4 на 8 января обошлась в общей сложности в 116 тыс рублей. А в целом, как подсчитали невезучие туристы, коллапс в «Храброво» обошёлся им более чем в полмиллиона — с учётом всех переносов рейсов, гостиниц и прочих недешёвых неудобств.

4.jpg

Почему ситуация не улучшилась в четверг?

Рано утром в четверг взлётно-посадочная полоса была, наконец, очищена и авиасообщение было восстановлено. Однако хаос в аэропорту не прекратился, а, наоборот, усилился. Отчасти причина в том, что, по словам директора аэропорта Александра Корытного, «Храброво» попыталось за один день принять и отправить всех пассажиров, не улетевших накануне.

В результате аэропорт работал с максимальной нагрузкой, принимая по десятку рейсов в час. Из-за такой напряжённой ситуации самолёты были вынуждены ожидать, кружа над международным аэропортом «Храброво», от 30 до 40 минут.

В самом здании аэровокзала продолжалась неконтролируемая суета, которую подогрело сообщение о подозрительном предмете, найденном в помещении. Правда, эвакуировать никого не стали, просто закрыли доступ в часть здания. 

Столпотворение было и у багажного конвейера, люди ждали свои вещи около 40 минут, а затем часть из них отправлялась к страховщикам. Потому что далеко не весь багаж пережил эту катастрофическую ситуацию. И далеко не один пассажир за эти дни охарактеризовал творящееся в аэропорту статусом в соцсетях типа «Гори в аду, „Храброво“!».

Вылеты осуществлялись в режиме «когда получится», и часть рейсов ушла со значительным опозданием даже ближе к вечеру четверга. Так, судя по онлайн-табло на сайте «Храброво», рейс в 17:50 в «Домодедово» отложен аж до 20:35. Обстановка в аэропортах, где пассажиры ожидали вылета в «Храброво», была также немногим лучше. Так, в «Пулково» вылет в Калининград откладывали 4 раза, подобная обстановка была и в других аэропортах.

Почему образовалась информационная неразбериха?

Если бы не сообщения в СМИ, могло бы показаться, что ничего страшного вообще не происходит. Ни представители «Аэрофлота», ни руководство «Храброво» никоим образом не пытались информировать население о сложившейся ситуации и о темпах её ликвидации. На сайтах обеих компаний нет ни намёка на информацию об инциденте и десятках задержанных рейсов. В отношении «Аэрофлота» эта ситуация ещё хотя бы как-то объяснима, ведь Калининград — это одно из множества направлений полётов авиакомпании. Но поведение делающих вид, что ничего не происходит, руководителей «Храброво» находится за гранью понимания. Что мешало хотя бы разместить на сайте аэропорта информацию о том, что работа приостановлена, дабы всё новые и новые посетители не наводняли и без того переполненное здание аэровокзала?

Общение представителей двух компаний со СМИ также выглядело абсурдно. «Аэрофлот» предлагал писать информационные запросы, не уточняя сроки ответа на них. А помощник гендиректора «Храброво» по связям с общественностью Наталья Грицун попросту перестала отвечать на телефонные звонки, ограничивая своё общение лишь двумя-тремя федеральными изданиями. Возможно, Грицун была уверена, что назойливые журналисты хотят задать ей какие-то бессмысленные и отвлекающие от чрезвычайно важных дел вопросы. Или что они пытаются использовать её для поднятия собственных рейтингов в погоне за сенсациями. Однако СМИ в этой ситуации лишь пытались хотя бы как-то информировать тысячи взбешённых и ничего не понимающих пассажиров и их родственников. Как в Калининграде, так и во всех аэропортах, рейсы в которые и из которых оказались отменены или перенесены на неопределённый момент.

В итоге основным источником информации стал врио губернатора Антон Алиханов, который вообще-то отправился в «Храброво», чтобы проконтролировать ход работ по транспортировке аварийного лайнера. До самого вечера он хотя бы как-то комментировал происходящее — как напрямую находившимся в аэропорту журналистам, так и удалённо через своего пресс-секретаря Валерию Родину.

Вряд ли возможно назвать поведение непосредственных виновников сложившейся ситуации, авиакомпании и аэропорта, как-то иначе, нежели информационной импотенцией.

3.jpg

Почему не могли справиться без помощи властей (да и с ней не особо)?

Участие властей потребовалось не только в вопросах информационного освещения происходящего в «Храброво», но и в массе иных моментов. Доходило до полного абсурда: так, в четверг, в пик хаоса, когда коллапс в аэропорту сопровождался транспортной неразберихой на парковке, с пытавшихся выезжать с парковки водителей исправно взимали совсем немаленькую плату. До тех пор, пока пассажиры не пожаловались на это врио губернатора Антону Алиханову, осматривавшему утром состояние аэровокзала. Лишь после этого взимание платы было приостановлено.

Вообще, поведение руководства аэропорта и решения, которые принимались в «Храброво», вызывают закономерный вопрос о профпригодности гендиректора аэропорта. Для Александра Корытного «Храброво» в 2015 году стал первым аэропортом, который он возглавил, до этого в его трудовой биографии значатся представительства различных авиакомпаний в Калининграде. После такого феерического «успеха» в ликвидации нештатной ситуации вполне стоило бы ожидать увольнения Корытного.

С другой стороны, до его назначения, за два с половиной года в «Храброво» сменилось целых четыре руководителя. Ни один из них не смог не только привести аэропорт в хотя бы относительный порядок, но даже реанимировать постоянно приостанавливавшуюся реконструкцию аэровокзала.

Как жить дальше?

Ситуация, случившаяся на новогодних каникулах в аэропорту «Храброво», выявила массу критических моментов. Руководство аэропорта не в состоянии справиться даже с такой, повторим, не самой серьёзной из возможных нештатной ситуацией, там нет необходимой спецтехники, равно как и навыков работы с пассажирами и информационного взаимодействия с прессой.

Не очень понятно, о какой туристической привлекательности региона (и её увеличении) можно всерьёз говорить, если единственный способ прямой связи с основной территорией России находится в таком ужасающем состоянии — и не улучшается уже с десяток лет? Ну и вряд ли ситуация прошла мимо ФИФА, которая уже обращала внимание на критическую точку в подготовке к проведению матчей ЧМ-2018 в регионе в виде аэропорта.

«Сразу после выходных мы проведём совещание по готовности аэропорта к экстренным ситуациям, как с точки зрения специалистов, так и техники. В ходе совещания обсудим вопросы энергетики, противопожарной безопасности и общую организацию работы», — заявил после того, как ситуация в целом была доведена до некритического состояния, врио губернатора Антон Алиханов. 

Однако за минувшие годы количество проведённых совещаний по проблематике «Храброво» измеряется, наверное, сотнями. А результат мы все увидели в первую неделю 2017 года.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — Виталий НЕВАР, «Новый Калининград.Ru».


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.