Чем плохо госфинансирование СМИ: показываем на коубах с медведями

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Бюджетное финансирование СМИ

Во вторник врио губернатора Антон Алиханов подтвердил, что правительство в следующем году намерено продолжить практику «освещения своей деятельности» в региональных СМИ за бюджетный счёт. Объём финансирования на эти цели в бюджете составляет около 50 млн рублей — примерно столько же тратил на свой пиар и Николай Цуканов. «Новый Калининград.Ru», являясь системным противником подобной практики, нередко сталкивается с непониманием: мол, что такого плохого в этом «освещении». Объясняем механизм и негативные последствия скупки СМИ за бюджетный счёт при помощи коубов с медведями.

Желание хорошо выглядеть в газетах и на телевидении (интернет-изданий тогда ещё не было) было у губернаторов всегда, но активно и системно раздавать деньги на улучшение имиджа в СМИ начал Владимир Егоров. Особых ограничений на распределение бюджетных денег в ту пору не было, посему контролировать освоение средств на «освещение» редакциями было фактически невозможно. В результате начал вырабатываться устойчивый рефлекс: администрация области даёт деньги журналистам, они про неё пишут хорошо (в разумных пределах).

Владимиру Егорову практика скупки журналистской лояльности особо не помогла. Его падение в значительной степени происходило при «помощи» региональных масс-медиа. В частности, пристально освещался скандал с задержанием при получении взятки в «коробке из-под торта» в больничной палате его заместителя Саввы Леонова. А в канун отставки Егорова газеты, ранее стабильно получавшие деньги из бюджета, почуяли, чем пахнет, и благополучно писали про попытки передела охотничьих угодий в интересах губернатора.

Сменивший Егорова на посту губернатора Георгий Боос поначалу пытался договариваться с журналистами вне монетарной плоскости. Проводил регулярные закрытые встречи с главными редакторами, на которых подробно разъяснял свои цели и задачи, проводил политику открытости, практиковал регулярные пресс-конференции. Однако к этому моменту часть СМИ уже не представляли себе работу с правительством не на основе регулярных платежей. И, несмотря на пирожки и бутерброды на пресс-конференциях, новый подход оценить смогли с трудом.

Как раз во времена Бооса в России кардинально изменилась практика госзакупок. Под прикрытием тезисов о повышении прозрачности, конкуренции и противодействии коррупции все значимые госконтракты в соответствии с 94-ФЗ необходимо было осуществлять на конкурсной основе. Но давать деньги нужно было всем СМИ, в результате образовалась некая пародия на конкурсы. Большинство их проводились для конкретных изданий, никакой конкуренции не наблюдалось, все получали то, что им было обещано. Георгий Боос с большой радостью наблюдал за тем, как в региональных СМИ за бюджетные средства журналисты живописали его свершения.

Как и Егорову, Боосу практика повальной скупки СМИ не помогла, хотя к его падению местные издания приложили руку уже не так сильно. К этому моменту газеты и телеканалы были подсажены на иглу госфинансирования уже настолько сильно, что когда случился печально известный митинг в январе 2010 года, сложилась анекдотическая ситуация: главным средством информирования о происходящем в регионе стал зарубежный телеканал «Евроньюс». А также интернет-издания, которые к этому моменту уже довольно прочно стояли на ногах. Традиционные издания предпочитали или игнорировать народные волнения, или помогать Боосу их тушить. Ни то, ни другое, как известно, Георгия Валентиновича не спасло.

При Николае Цуканове практика скупки СМИ за бюджетный счёт достигла своего апогея, а размер расходуемых на эти сомнительные цели ресурсов областной казны дошёл до максимума. Официально в 2016 году бюджет региона тратит на «освещение деятельности» правительства около 60 млн рублей, ещё более 6 млн расходует на это областная Дума. Однако окончательную смету определить фактически невозможно, т.к. в большинстве министерств есть собственные мини-бюджеты, зачастую в силу малого размера распределяемые без конкурсов. Издания, со своей стороны, прочно вошли в этот цикл скупки лояльности, и часть из них уже не представляют своего существования без господдержки. Включая такие псевдооппозиционные СМИ, как газета «Новые колёса» депутата облдумы Игоря Рудникова. Его бескомпромиссную позицию в правительстве в 2016 году оценили в полтора миллиона рублей.

Формально «освещение деятельности» предполагает, в соответствии с условиями госконтрактов, публикацию или выпуск в эфир некоторого количества заранее согласованных материалов — статей, сюжетов, интервью, тематических программ. Логичной в таких случаях практики маркировки материалов, выпущенных по госконтрактам, по аналогии с рекламными, не существует. Плюс, некоторые конкурсы на «освещение» (в частности, муниципальные) в своих условиях прямо прописывают отсутствие подобной маркировки. Вдобавок, страх лишиться бюджетной поддержки приводит к тому, что у плотно сидящих на бюджетной «игле» изданий напрочь отсутствует сама возможность критической оценки деятельности чиновников, а их вопросы на пресс-конференциях или брифингах сугубо формальные — характер выходящих в итоге публикаций уже определён заказчиком, расплачивающимся из бюджета.

Как и всем его предшественникам, Николаю Цуканову лояльность скупленных за бюджетные средства местных журналистов не помогла. Стоит отметить, что он был единственным из всех глав региона (пока), кто использовал механизм «освещения деятельности» для победы на выборах. В период избирательной кампании лета-осени 2015 года губернатор проводил ежедневно по несколько публичных мероприятий — перерезал ленточки в детских садах и на свежепостроенных дорогах, осматривал производства, общался с населением. Все эти традиционные элементы избирательной кампании активно освещались в местных СМИ, которые работали по контрактам с правительством. Никаких последствий это использование админресурса и бюджетных средств в личных политических целях не возымело. Однако и наслаждаться вторым сроком Цуканов смог менее одного года.

Пришедший в октябре 2016 года на смену Цуканову (после не очень понятных двух месяцев с экс-охранником Путина Евгением Зиничевым) врио губернатора Антон Алиханов поначалу производил впечатление человека прогрессивного. Ущербная суть «освещения деятельности» и сильное искривление как медиапространства, так и рынка СМИ в регионе за счёт и без того дефицитного бюджета, казалось, должны были быть ему очевидны. А необходимость более-менее объективной оценки работы чиновников со стороны масс-медиа — несомненной. Плюс к этому, на федеральном уровне уже не раз звучали предложения радикально ограничить активность губернаторов по собственному пиару за счёт налогоплательщиков. В общем, самый молодой глава региона в истории России внушал определённые надежды.

Однако, как заявил во вторник Антон Алиханов, практика госконтрактов на «освещение деятельности» будет продолжена. По словам врио министра финансов Виктора Порембского, в бюджете на 2017 год средства на публикацию материалов о работе чиновников заложены примерно в таких же объёмах, что и в текущем году — то есть в районе 50-60 млн рублей. Таким образом, надеждам на какие-либо изменения в работе большинства местных СМИ в отношении правительства пока что не суждено сбыться. Ну, а сотрудники работающих по госконтрактам изданий могут и дальше спокойно заниматься привычным делом.



Текст — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».

Комментарии к новости

Кое-что о выборе чайника

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, как сложно сделать выбор — особенно того, что у тебя уже есть.