Падение на земле "несоюзника"

Как и следовало ожидать, упавший в Литве российский военный самолет Су-27 стал причиной скандала. Литва проводит собственное расследование происшествия и до его окончания не собирается выдавать пилота - майора Троянова. Кроме того, России выставлен счет на три тысячи евро за ущерб, причиненный сельхозугодиям Литвы.

Как уже сообщали СМИ.ru, авария произошла в тот момент, когда группа самолетов 6-й Армии ВВС и ПВО совершала перелет на один из аэродромов Калининградской области. "В ходе перелета летчик одного из самолетов Су-27 сообщил о потере ориентировки (предположительно, в результате отказа навигационного оборудования)", - отметил представитель Минобороны.

"В 16.04 (мск), после израсходования горючего, летчик катапультировался. Пилот самолета жив, он приземлился на территории Литовской Республики, в 55 километрах севернее города Каунас", - сказал собеседник агентства РИА "Новости" в Минобороны. "По предварительной информации, жертв и разрушений на земле от падения самолета нет", - подчеркнул он.

Су-27 упал вдали от жилых построек, но власти Литвы выдвинули претензии в связи с порчей сельскохозяйственных земель. Примерный счет около 3 тысяч евро.

Министр обороны России Сергей Иванов пообещал возместить ущерб при этом извинившись за инцидент. У него был телефонный разговор с министром охраны края Литвы Гидиминасом Киркиласом.

Между тем, инцидент с упавшим самолетом сразу же стал причиной политического скандала, пишет Страна.ru. Министр охраны края (обороны) Литвы Гедиминас Киркилас заявил, что до окончания собственного расследования Литва не передаст России "черные ящики" с упавшего истребителя, а пилот будет допрошен в качестве свидетеля. Министр заявил, что расценивает этот инцидент как "несчастный случай", но подчеркнул, что Литва не будет спешить с выдачей майора Троянова. Российский пилот находится в шоке и в настоящий момент не может подробно рассказать о случившемся.

Подлил масла в огонь и главный штаб Сил обороны Эстонии. Представитель этой структуры выступил с заявлением, в котором обвинил ВВС России в нарушении правил полета и угрозе для гражданских самолетов. В заявлении говорится, что в четверг семь самолетов ВВС России направлялись из Санкт-Петербурга в Калининград. Персонал центра наблюдения за воздушным пространством Эстонии с 12 до 14 часов отслеживал полет самолета радиоразведки А-50, а также самолетов типа "Су" и "МиГ" в информационном полетном регионе Эстонии. Для пролета в этом регионе самолеты России заранее запросили и получили разрешение. "Однако у самолетов были выключены обязательные транспордеры, передающие информацию о полете", - отмечается в сообщении. "Тем самым военные самолеты России поставили под угрозу безопасность полетов гражданских самолетов в информационном полетном регионе Эстонии", - считает главный штаб Сил обороны этой страны.

Литовские власти, как, впрочем, и власти Эстонии и Латвии, уже неоднократно заявляли, что российские военные самолеты систематически нарушают воздушное пространство страны. Еще чаще об этом сообщали прибалтийские СМИ. Но, отмечает Газета.ru, представители ВВС России постоянно отрицали все обвинения. Российский МИД еще не разу не признавал факт нарушения воздушного пространства и не приносил свои извинения за неправомерные действия российских летчиков.

На этот раз доказательства вторжения российского истребителя в пространство Литвы очень убедительны. Теперь перед литовской стороной стоит важная задача - подтвердить преднамеренность действий летчика, если они действительно были преднамеренными. И в этом поможет только совместное расследование.

Обстоятельства аварии уже выясняют и в Литве, и в России, рассказывает радио "Маяк". Со стороны России комиссию возглавляет генерал-майор Александр Филиппов. С ним работают эксперты-ученые, представители прокуратуры и 6-ой армии ВВС, которой и принадлежал самолет. Литовская комиссия, которая допрашивает летчика, обещает сотрудничать с экспертами из России.

Обе комиссии минувшей ночью приступили к расследованию происшествия. Литовцы - на месте падения истребителя Су-27, россияне - в России, продолжает Газета.ru.

В распоряжении литовской стороны оказались и обломки самолета ВВС России, и его бортовой самописец, фиксировавший параметры выполнения полета и переговоры с землей, и бортовая документация с планом полета (если ее, конечно, не уничтожил летчик), и пилот - майор Валерий Троянов.

Российским специалистам пришлось начинать расследование на российской территории. Одни занялись технической документацией и материалами объективного контроля на аэродроме Лодейное Поле в Ленинградской области, откуда в четверг вылетел Су-27 в составе группы из трех самолетов 177-го истребительного полка, другие приступили к разбору полетов на Чкаловском аэродроме под Калининградом, куда летел истребитель. И наконец, туда же, в Калининград, вылетели представители комиссии, которым в срочном порядке принялись оформлять документы для въезда в Литву.

А так как республика входит в состав НАТО, для российских военнослужащих - носителей секретной информации и "несоюзников" - разрешение на выезд (въезд) получить сложно уже чисто технически, не говоря о политических аспектах дела.

По данным радио "Маяк", предварительные выводы у обеих сторон пока одинаковые: авария произошла из-за отказа навигационного оборудования. Что стало причиной неполадок систем навигации - не ясно.

Между тем, по данным Газеты.ru, обстоятельства полета вызывают много вопросов даже у российских экспертов.

Как сказал специалист по расследованию авиапроисшествий, "в официальной версии многое не стыкуется": "Например, непонятно, почему самолет, летевший в звене, отстал от группы на 10 минут, почему его не хватились коллеги, почему в условиях полета днем летчик заблудился над землей, потом "кружил, вырабатывая топливо", а не полетел в сторону аэродрома базирования и так далее", - отметил эксперт.

Если Литве удастся интерпретировать нестыковки в свою пользу и доказать, что нарушение воздушного пространства было преднамеренным, республика получит неплохое преимущество в дипломатических отношениях с Россией. "Очень не вовремя упал этот Су-27, - пояснил источник в правительстве. - Сейчас как раз начинается новый раунд переговоров по российскому транзиту через Литву, в том числе по военному транзиту".

Радио "Маяк" сообщает, что эксперты отзываются о Су-27 как об очень надежной машине. Возможно, что сыграло свою роль и сильная магнитная буря, связанная со вспышками на Солнце. Но официальных выводов еще не сделано.

Как бы там ни было, заключает Страна.ru, даже не вникая в технические детали произошедшего, причина падения Су-27 лежит на поверхности - российские ВВС не модернизировались более 10 лет. Парк истребительной, штурмовой и военно-транспортной авиации устарел. В то же время рост расходов на проведение боевой подготовки армии и флота привел к тому, что наши летчики стали чаще летать. Отсюда и происшествия. Ведь, кроме техники, есть еще и человеческий фактор. Пилот не может быть профессионалом, если большую часть времени проводит на земле. До последнего времени это было вполне обыденным явлением.

Впрочем, начиная с прошлого года, в ВВС началась реализация комплексной программы по модернизации имеющегося авиапарка. В этом году строевые части получат 24 модернизированных истребителя Су-27СМ. Все машины будут находиться в Дальневосточном округе. Идут работы по модернизации штурмовой и военно-транспортной авиации, а также вертолетного парка. Однако, как отмечают в штабе ВВС, денег не так уж и много. Отсюда и невысокие темпы этого процесса. По некоторым данным, только одна программа модернизации Су-27 до уровня Су-27СМ обошлась Минобороны в $ 20 млн. Учитывая тот факт, что парк "Сухих" составляет несколько сотен штук, их модернизация растянется на годы.

P.S. Когда готовился материал, пришло сообщение о том, что Министерство внутренних дел Литвы планирует выдать российскому пилоту Валерию Троянову временный вид на жительство. Об этом, как сообщает РИА "Новости", в интервью литовскому радио заявил министр внутренних дел республики Гинтарас Фурманавичюс.

По словам министра, формально Троянов находится в Литве нелегально - у пилота нет ни документов, удостоверяющих его личность, ни разрешения на пребывание в Литве. Выдача вида на жительство легализует его временное пребывание на территории страны.

По данным на 16:00 по московскому времени, Троянова допрашивали в Генпрокуратуре республики.
Источник: СМИ.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.