Аппаратная контрреволюция Фрадкова

Вчера в Кремле на традиционном понедельничном совещании президента с министрами премьер Михаил Фрадков доложил, как будут распределены обязанности между его заместителями в соответствии с подписанным им вчера же документом.

Охота на Медведева

Дмитрий Медведев, как и следовало ожидать, получил в правительстве кураторство над четырьмя президентскими национальными проектами (здравоохранение, образование, доступное жилье и сельское хозяйство). Бывший руководитель кремлевской администрации их, собственно, и придумал (с подачи, правда, помощника президента Игоря Шувалова). Поэтому Владимир Путин поручил именно ему довести эти проекты до ума. В случае успеха нацпроектов у Дмитрия Медведева появляется реальный шанс стать преемником Владимира Путина. 18 ноября Дмитрий Медведев провел в Белом доме первое заседание президиума президентского совета (без участия Владимира Путина совет решено называть просто президиумом), на котором все ключевые члены кабинета получили жесткие задания по выполнению нацпроектов. Михаил Фрадков же, как известно, в президентский совет не входит и на том заседании не был. Получается, что у правительства появилось сразу два премьера. Президента двусмысленность аппаратной ситуации в Белом доме может устраивать - конкуренция в правительстве должна улучшать социально-экономические показатели.

Но вряд ли Михаил Фрадков может быть доволен сложившимся раскладом сил. Во-первых, в случае успеха нацпроектов пальма первенства достанется исключительно Медведеву. Во-вторых, первый вице-премьер вообще может уже в ближайшее время переключить на себя прямое управление кабинетом.

Фрадкову необходимо было придумать ряд аппаратно-политических шагов. Первый (с него он и начал) – Медведеву, согласно распределению обязанностей между вице-премьерами, не дали в подчинение ни одного члена кабинета. Хотя помимо нацпроектов он будет "курировать" антимонопольную политику, природопользование, массовые коммуникации, а также то, что он курировал в Кремле, - суд и прокуратуру. Шаг получился не таким, чтобы заставить спотыкнуться Медведева. Тогда Михаил Фрадков сделал еще один шаг. Он еще в сентябре этого года создал под своим руководством еще одну правительственную комиссию - по взаимодействию федеральных и региональных органов власти. Формально она должна заниматься перераспределением полномочий между центром, регионами и муниципалитетами. Но уже 21 ноября на первом заседании этой комиссии ее председатель Фрадков дал понять, что ее главная задача - реализация нацпроектов. То есть он вторгся на территорию Медведева. Причем в отличие от медведевского президиума, на котором не было губернаторов, к Фрадкову прибыло сразу 17 глав регионов. Были и все те министры, которые должны ходить на ковер к Медведеву. В общем, перед тем как идти к первому вице-премьеру (а потом и к президенту), министрам и губернаторам придется для начала отчитываться по нацпроектам перед премьером.

Что же касается "старослужащего" вице-премьера Александра Жукова, то он хотя и входит в отличие от Фрадкова в президентский совет по нацпроектам, оставлен на регулировании буквально всего, чем и должно заниматься правительство. Вчера его полномочия были еще усилены, он займется "координацией вопросов экономической, финансовой, торговой и инвестиционной политики". Те же задачи решает и премьер (соответственно Жукову отчитываться в первую голову перед ним). Например, с Фрадкова никто не снимал ответственности за снижение инфляции. А без этого реализовать в полной мере нацпроекты не удастся.

Возвышение аппарата

Аппаратная контрреволюция невозможна без усиления роли самого аппарата. Сергей Нарышкин, глава правительственного аппарата, официально имеет ранг министра. Сейчас его уровень фактически поднят до вице-премьерского. Вчера в Кремле Михаил Фрадков пояснил Владимиру Путину, что обязанности Нарышкина "расширяются" - ему добавляются "вопросы, которые будут возникать между министерствами по отдельным направлениям, связанным с административной реформой, госслужбой, имущественными отношениями, промышленностью, связью, наукой и инвестиционной деятельностью". Административной реформой Нарышкин занимается давно - сначала как замглавы соответствующей правительственной комиссии, а сейчас как ее руководитель. Теперь ему дали еще науку, инновации и имущество, значит, Нарышкин будет координировать работу министров - Андрея Фурсенко, Германа Грефа, Виктора Христенко и Леонида Реймана. Причем, как подчеркнул вчера Фрадков, глава его аппарата будет решать эти вопросы "по поручению председателя правительства".

Остается ряд аппаратных проблем. Вчера Фрадков доложил президенту, что "Сергей Иванов будет отвечать за военно-техническое направление, за развитие ВПК и всего, что с этим связано". Между тем Иванову, как утверждают в Белом доме, так и не удалось заменить Фрадкова на посту председателя военно-промышленной комиссии. Премьер преуспел.

Таким образом, аппаратная контрреволюция Фрадкова продолжается, а пока это происходит, разговоры о его отставке, мягко говоря, преждевременны.

Фрадков возвращается в Брюссель

Вчера российский премьер Михаил Фрадков провел заседание правительственной комиссии по вопросам экономической интеграции. Главной темой были отношения России и ЕС. Фрадков напомнил, что 7 декабря в Брюсселе состоятся переговоры делегаций России и Евросоюза. "Мы должны повысить уровень наших отношений, сегодня на повестке дня - значительное число нерешенных вопросов", - констатировал Фрадков и призвал членов комиссии высказать предложения, с которыми российская сторона должна выйти на переговоры в декабре. Он уточнил: "Не все еще сделано в рамках совместной декларации в части реализации договоренностей по калининградскому грузовому транзиту". Действительно, прошедшие на минувшей неделе консультации экспертов РФ, ЕС и Литвы в Калининграде показали, что Евросоюз не готов фиксировать в документах договоренности по упрощению транзита грузов через территорию Калининградской области. До сих пор не решены вопросы удешевления процедур таможенного, пограничного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, что приводит к неоправданным простоям грузов, повышению стоимости и снижению конкурентоспособности калининградских товаров.

Михаил Фрадков также обратил внимание на важность реализации четырех "дорожных карт" (в сфере экономики, внутренней и внешней безопасности, гуманитарного сотрудничества), подписанных на саммите Россия - ЕС в мае этого года.
Источник: Газета.Gzt.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.