Как мы с вами посотрудничали: зачем Гданьск готовился к ЧМ и что из этого вышло

Все новости по теме: Чемпионат мира по футболу-2018
Как мы с  вами посотрудничали: зачем Гданьск готовился к ЧМ и что из этого вышло

До старта Чемпионата мира по футболу-2018 остаются считанные дни, и последние приготовления к турниру идут полным ходом. Причем не только в Калининграде, но и у соседей. В польском Гданьске ожидают, что в городе остановятся многие иностранные болельщики, которые уже оттуда будут добираться на матчи в Калининград. Еще в марте заместитель мэра Гданьска Александра Дулькевич говорила о 1000 бельгийских болельщиков, которые прилетят в Гданьск и останутся там ночевать. Сейчас становится понятно, что это будут не одни бельгийцы и не одна тысяча человек. Журналист «Газеты Выборчей Труймясто» Паулина Сигень по просьбе «Нового Калининграда» подробно рассказывает о том, что в преддверии турнира происходило по ту сторону границы.

Страхи и преимущества

Польские автоперевозчики получают массу запросов на трансфер в Калининград в дни проведения матчей. Среди организованных групп болельщиков, заинтересованных в такой услуге, преобладают англичане. Уточнить, как в этот период обстоят дела в гостиницах, несколько сложнее, поскольку там, как правило, не спрашивают гостей о цели визита. Однако и здесь отмечаются некоторые закономерности. «От сотрудничающих с нами туристических компаний мы знаем, что спрос на визиты в Гданьск во время проведения ЧМ-2018 со стороны иностранных туристов значительно вырос», — говорит Лукаш Высоцки, директор Гданьской туристической организации.

Однако утверждать, что Гданьск конкурирует с Калининградом за число болельщиков и околофутбольных гостей, было бы не совсем корректно. В Гданьске, да и в Калининграде понимают, что у российского города есть определенные недостатки, которые можно нивелировать с помощью имеющихся у Гданьска преимуществ. Так что скорее всего здесь уместнее говорить о некотором соседском аутсорсинге, нежели о соревновании.

Преимущества Гданьска перечисляет владелец английской компании-туроператора, которая специализируется на организации поездок на спортивные мероприятия (его компания доставит в Гданьск, а затем и в Калининград 500 человек). «Гданьск — это приятный город, в котором английские болельщики чувствуют себя в безопасности. Многие из них уже бывали в Гданьске, нам проще сюда попасть, — говорит он. — Чтобы из Англии добраться до Калининграда, надо сначала лететь в Москву, а в Гданьск можно прилететь прямым рейсом».

Важную роль сыграли и цены на ночлег. «В Калининграде — дорого, а в Гданьске, с нашей точки зрения, довольно дешево», — продолжает владелец компании, однако имя и название фирмы просит не упоминать. Бизнесмен опасается, что его слова могут вызвать нежелательные последствия с российской стороны. Кажется, образ Калининграда, созданный накануне ЧМ британскими СМИ, произвел на жителей Туманного Альбиона определенное впечатление.

Впрочем, в конце разговора владелец турфирмы все же поправляется: «Просто английские болельщики уже были в Гданьске, они знают, чего ожидать от города. Мы не знаем, как выглядит Калининград. Скорее всего, это тоже приятный, безопасный и очень гостеприимный город, но никто из нас там никогда не был, в то время как многие имели возможность побывать в Гданьске».

Объяснить, почему переночевать в Польше стоит дешевле, чем в Калининграде, довольно просто. Почти все муниципалитеты, которые когда-то входили в так называемую «приграничную зону МПП», являются в значительной степени туристическими. Один только Гданьск предлагает почти 20 тысяч мест для ночлега, а если взять Трехградье и окрестности, включая Эльблонг и разбросанные по территории Вармии и Мазур гостиницы и гостевые дома, то можно говорить о 100 тысячах мест. У Калининграда, согласно официальным сведениям, 12 тысяч мест для ночлега при стадионе на 35 тысяч зрителей.

Впрочем, прием болельщиков — это не только шанс заработать для соседей, но и вызов, справиться с которым легче вместе — Гданьску и Калининграду. И именно в плане сотрудничества городов что-то не получилось.

Паромы не для всех и поезд, которого нет

Гданьск к вопросу подготовки к ЧМ-2018 подошел серьезно. Ради обсуждения ключевых организационных моментов официальная делегация города в начале марта отправилась в Калининград. В состав этой делегации вошли заместитель мэра Гданьска Александра Дулькевич, директор Гданьский туристической организации Лукаш Высоцки, председатель морского пароходного предприятия «Żegluga Gdańska», а также представитель Гданьского выставочного центра Amber Expo Анджей Бояновски.

Главный вопрос, требовавший обсуждения — как в условиях пересечения госграницы остановившиеся в Гданьске болельщики будут добираться до Калининграда. Состав польской делегации заставлял верить в серьезность дискуссии и в скорый запуск паромов в Балтийск и поездов Калининград — Гдыня. Альтернативные виды транспорта должны были хотя бы частично разгрузить дорожные пограничные пункты пропуска.

0NV_9175.jpg

«Согласно нашему опыту, а также статистике ФИФА и УЕФА, на каждого болельщика с билетом на матч приходится четыре сопровождающих без билетов. Именно поэтому больше всего нас интересует то, как транспорт будет проходить пограничный контроль. Для нас важно, чтобы болельщики успешно добрались из Гданьского аэропорта в Калининград», — говорила Александра Дулькевич, заместитель мэра Гданьска.

Оказалось, что паромы действительно будут, но не для иностранных болельщиков. «Жеглуга Гданьская», получившая разрешение на заход в порт Балтийска в дни матчей, приняла решение не распределять билеты в открытой продаже. Как сообщил председатель компании Ежи Латала, паромы в Балтийск арендованы крупной польской компанией, которая таким образом решила поощрить своих сотрудников.

Причинами такого решения он называет «бизнес и безопасность». Бизнес — потому, что таким образом расходы на данное предприятие гарантированно окупятся. В отношении безопасности Ежи Латала сказал: «Мы хотели избежать ситуации, в которой на пароме на несколько часов будут собраны болельщики двух противостоящих команд».

Про поезд мы точно знаем только одно: кто-то с кем-то не договорился. Пару раз неофициально поступала информация, что он вот-вот поедет на регулярной основе (то есть по выходным), но теперь уже ясно, что он не поедет ни в выходные, ни даже в дни матчей, для чего, собственно, был организован январский тестовый проезд.

«Идея запустить железнодорожное сообщение Гдыня — Калининград возникла именно на фоне ЧМ-2018, — рассказывает Доминик Лебда, пресс-секретарь польской железнодорожной компании Polregio. — Совместная концепция РЖД и Polregio была основана на желании обеспечить трансфер болельщиков между городами Польши и Калининградской областью».

По его словам, польский железнодорожный перевозчик ждет важных заявлений российской стороны на счет технических и торговых вопросов. Как выяснила «Газета Выборча Труймясто», переговоры зашли в тупик, несмотря на то, что каждый раз Polregio подчеркивал свою готовность и желание участвовать в проекте.

Несколько дней назад представители РЖД заявили, что для запуска поезда между Калининградом и Трехградьем требуется создание общей польско-российской железнодорожной компании. В Polregio прокомментировали эту новость так: «Переговоры с РЖД, которые велись до сих пор, не предусматривали реализации сообщения общей польско-российской железнодорожной компанией».

Сегодня можно сказать почти уверенно: поезда не будет. И даже если его запустят в последнюю минуту, успех такого шага будет сомнительным. Болельщики — все-таки люди рациональные и тоже планируют свое путешествие заранее. Да и донести информацию о запуске поезда до широкой аудитории в последний момент будет проблематично. В отсутствие транспортной альтернативы наши общие иностранные гости увидят границу такой, какой она выглядит из салона автобуса или автомобиля.

100 евро за билет на автобус

Транспортные компании Гданьска и всего приграничного региона признаются в повышенном спросе на перевозки заграничных болельщиков во время ЧМ в Калининграде. В компании Bus-Transport говорят, что запросов от организованных групп болельщиков на транспорт из Гданьска в Калининград поступает очень много. Больше всего — от англичан, но есть также заказы от хорватов и бельгийцев. Катажина Пухала из Bus-Transport говорит, что, учитывая количество заказов, компании точно не хватит автобусов, поэтому она предрекает очень хороший сезон всем региональным перевозчикам. В свою очередь в турфирме AB Poland рассказывают о нетипичных заказах: к примеру, были клиенты, которые хотели полететь из Гданьска в Калининград на вертолете, правда предоставить им такую услугу компания не смогла.

Однако не все обладают той же смелостью, что Bus-Transport или AB Poland. После порядка 20 звонков поморским компаниям-перевозчикам выясняется, что несмотря на обилие запросов на трансфер в Калининград, многие не хотят их осуществлять. Некоторые — принципиально, главным образом потому, что раньше не ездили в Россию и не обладают опытом в получении виз и необходимых документов. Другие сдаются на полпути.

«От обработки этих заказов мы в итоге отказались. У нас было очень много запросов, но в связи с требованиями российской стороны мы решили, что не будем этим заниматься. Каждый автобус должен быть оснащен российской навигационной системой „ЭРА-ГЛОНАСС“, а для нас это слишком затруднительно. Нет никакой информации ни о том, где можно такое устройство приобрести и установить, ни о том, как оно работает», — объясняют свое решение в гданьском турбюро «Павел».

_NEV9647.jpg

Те компании, которые все же решились заниматься трансфером болельщиков в Калининград, вплоть до последнего момента не обладали всей необходимой информацией для решения организационных вопросов, но обычно говорили так: «Не должно быть особых проблем, ведь это российской стороне важно, чтобы все эти люди приехали на матчи».

O необходимости установки в автобусах устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» представители гданьской делегации говорили еще в марте, после своего визита в Калининград. Но за пару месяцев перевозчики не получили никакой достоверной информации по этому поводу. А о том, что в итоге даже без «ГЛОНАССа» польские автобусы с болельщиками смогут без проблем въехать в Калининградскую область, стало известно лишь две недели назад.

Учитывая отказ многих перевозчиков от организации транспорта для болельщиков, который Лукаш Высоцки из Гданьской туристической организации называет массовым, сложно сказать, будут ли все иностранные гости обеспечены местами в средствах транспорта. В интернете, не считая регулярных автобусных рейсов, нам удалось найти только одну компанию, которая организует трансфер из Гданьска в Калининград на основе свободной продажи билетов. В турфирме АB Poland подтверждают, что на 28 июня они заполнили уже два автобуса, а в остальные дни будут отправлять в Калининград, как минимум, один. Стоимость проезда туда-обратно составляет 100 евро.

Остается вопрос с границей. Возможный коллапс на пунктах пропуска кажется самой большой угрозой. Но как раз в этой сфере пограничные службы обеих стран довольно плотно сотрудничали: было проведено несколько встреч, устроены тесты реверсивной схемы движения (в часы пиковой нагрузки все полосы, за исключением одной, оставленной для обратного направления, будут работать только на въезд или только на выезд). Польские пограничники заверяют, что все будет в порядке — они справятся.

«Пограничный контроль в дни матчей ЧМ-2018 в Калининграде будет осуществляться на всех полосах как на въезд, так и на выезд, на всех польских пунктах пропуска. Варминско-Мазурское отделение пограничной службы обеспечит погранпереходы оптимальным количеством персонала», — заявляет пресс-офицер польской пограничной службы Мирослава Александрович.

Однако нельзя забывать, что это не означает облегченного или ускоренного контроля — он будет проводится в обычном режиме. Польско-российская граница является границей Евросоюза и Шенгенской зоны. Ни о каких отступлениях от прописанных в законах ЕС пограничных процедурах речи не идет.

Отсюда могут возникнуть сбои. Достаточно одного «проблемного» персонажа в автобусе с организованной группой болельщиков, чтобы надолго задержать всю группу. Аргументы типа «мы не успеваем на матч» работать не будут — пограничники об этом четко заявляют.

Отсутствие коммуникаций

История с «ГЛОНАССом» и тем, действительно ли он на самом деле необходим польским перевозчикам — всего лишь один из примеров нарушения коммуникации. К примеру, власти Гданьска предлагали представителям Калининграда поучаствовать в выставке туристических услуг Free Time Festival в апреле. Российский город на ней так и не был представлен. Заместитель мэра Гданьска приглашала калининградскую делегацию на дерби Трехградья, матч гданьской «Лехии» и «Арки» из Гдыни — посмотреть, как Гданьск решает вопросы безопасности на стадионе и вне него — представители калининградских ведомств, отвечающих за подготовку к турниру, не смогли приехать. Последний визит представителей Калининграда в Гданьск намечался на май.

«Заместитель мэра Калининграда должен был приехать в Гданьск на матч 18 мая, но за два дня до визита он был отменен», — говорит Лукаш Высоцки.

Кроме того, Гданьская туристическая организация предлагала калининградским партнерам использовать свои площадки, в том числе сайт visitgdansk.com для размещения практической информации о том, как будет функционировать Калининград во время турнира. Сейчас там лишь небольшая секция про Калининград с весьма скупой информацией, а директор организации Лукаш Высоцки говорит, что «российская сторона не отвечает на запросы».

В публичном пространстве Гданьска определить, что по соседству будет проходить мундиаль, можно только по футбольным сувенирам на прилавках. Но ничего указывающего на Калининград нет. Гданьск организует в центре города фан-зону, где будет осуществляться прямая трансляция матчей польской сборной на Чемпионате мира по футболу. Игры, которые будут проходить на калининградском стадионе, кроме матча английской сборной против бельгийской, показывать не планируют.

1031.jpg

Наверное, сложно поверить, что каких-то 6–7 лет назад Гданьск не был таким туристическим центром, каким он является сегодня. Картина кардинально изменилась благодаря Чемпионату Европы по футболу-2012. Не только потому, что Гданьск запомнился болельщикам, но и потому, что организация матчей в городе стала толчком для многих инфраструктурных инвестиций, и прежде всего строительства нового терминала аэропорта и дорожной инфраструктуры.

По итогам Евро-2012 консалтинговая компания Deloitte подготовила доклад для польских городов-организаторов турнира. Согласно приблизительным подсчетам во время Евро-2012 Гданьск посетило 310 тысяч человек, которые потратили в городе порядка 340 миллионов польских злотых, что при сегодняшнем курсе валют составляет более 6 млрд рублей. В докладе говорится также об изменении имиджа города и повышении его узнаваемости в стране и за границей благодаря цитируемости в СМИ на фоне турнира. Эквивалент стоимости рекламы в польских СМИ в период с 2007 по 2012 год составил 400 миллионов злотых.

Если в Калининграде всерьез думают о том, чтобы привлекать 7 или пусть даже 5 миллионов туристов в год, то грядущие игры ЧМ-2018 — лучший и, возможно, единственный шанс серьезно продвинуть город и регион на внутреннем и международном рынке. И было бы хорошо, чтобы Калининград этот шанс не упустил.

Текст — Паулина Сигень, «Газета Выборча Труймясто», фото — Денис Туголуков, Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.