12 лет обещаний: как мост на о. Канта из обременения превратился в бюджетный объект

Все новости по теме: Городской облик

В конце сентября власти Калининграда наконец приняли решение о выделении денег на строительство нового пешеходного моста на остров Канта от СК «Юность». Этот мост был обременением застройщика пятачка на перекрёстке Московского проспекта и ул. Гюго с 2008 года. Инвестор и чиновники сначала не могли определиться, что именно они хотят построить — мост или речной вокзал, затем решали, как именно будет идти строительство и за чей счёт. Планировалось, что расходы поделят между собой поровну город, область и инвестор — по 20 млн рублей «с носа». К сентябрю 2020 года стоимость строительства моста выросла до почти 195 млн рублей. За это время на участке инвестора появилось уже три здания. Правда, доля инвестора так и осталась 20 млн рублей. Остальную сумму взял на себя бюджет. «Недвижимость Нового Калининграда» рассказывает, как власти и инвестор делили непостроенный мост.

Идее строительства моста на остров Канта от СК «Юность» уже больше 12 лет. Ещё в 2008 году власти привезли с выставки MIPIM инвестиционное соглашение о строительстве отеля сети Accor и бизнес-центра на пересечении ул. Гюго и Московского проспекта около СК «Юность». Планировалось построить здание в окологанзейском стиле, которое должно было «украсить город». Заказчиком выступало ООО «Ластадие», застройщиком — фирма «Калининградинвест». В качестве обременения инвестор получил задание построить пешеходный мостик на остров Канта. Возведение моста оценивалось в 3 млн евро.

В мае 2013 года администрация Калининграда разрешила ввести в эксплуатацию коробкообразный отель «Ибис», который архитектурно оказался максимально далёк от нарисованных в эскизном проекте фахверков. Правда, в разрешении было отмечено, что гостиница около спорткомплекса «Юность» является первым этапом строительства многофункционального комплекса с гостиницами, торгово-выставочными, административными зданиями и рестораном.

В 2014 году депутаты горсовета решили, что мост в этом месте не очень нужен и вообще будет мешать, так что лучше построить речной вокзал — как раз пригодится к ЧМ-2018. В феврале 2015 года глава горсовета Андрей Кропоткин сообщил журналистам, что власти убедили инвестора, планирующего построить ещё один отель возле «Ибиса», завершить строительство комплекса вместе с вокзалом до ЧМ-2018. «Это ООО „Ластадие“, напротив „Ибис“ отеля. Сегодня там будет застраиваться гостиница, и по инвестиционному договору у нас строительство речного вокзальчика с променадом и возможностью подходить судам, которые будут проводить какие-то экскурсии. Они к 2020 году должны были это сделать, мы поменяли инвестиционные условия и убедили их, что к 2018 году, а именно к Чемпионату мира, город хотел бы видеть эти преображения в этом месте», — пояснил Кропоткин.

В мае 2016 года компания «Ластадие» отказалась строить речной вокзал и вернулась к идее строительства моста. Оказалось, что причал в этом месте технически не получится соорудить — слишком узкая река. В горсовете согласились на мост, отметив, что это обойдётся инвестору дороже причала, а Кропоткин заявил, что мост очень даже нужен — туристам же надо как-то от Музея Мирового океана на остров Канта пробираться.


Разрешение на строительство восьмиэтажного здания (второго этапа проекта 2008 года) ООО «Ластадие» получило в августе 2016 года. В качестве обременения всё ещё числился мост, правда, уже через год, осенью 2017-го, глава Калининграда Александр Ярошук сообщил, что к Чемпионату мира по футболу мост достроить точно не получится из-за технических сложностей. И предложил ждать его в 2019 году. В марте 2018 года губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что мост будет достроен только к началу 2020 года. Тогда уже было решено, что он будет разводным. В июне «Ластадие» разрешили ввести здание в эксплуатацию.

В июле 2018 года Андрей Кропоткин с облегчением сообщил прессе что теперь точно будет строиться мост. Тогда же выяснилось, что, согласно инвестиционному проекту, расходы на строительство поделят на три равные части город, область и инвестор. Инвестор должен был вложить не менее 20 млн рублей в мост, также по 20 млн рублей на строительство моста заложили в областном и городском бюджетах. Всего получалось около 60 млн рублей. Инвестиционный договор о возведении объекта был заключен между горадминистрацией, ООО «Ластадие», ООО «КалининградИнвест» и муниципальным предприятием «Управление капитального строительства». Начать строительство власти собирались в 2019 году.

Из рогатки по шару: как планируют строить мост около СК «Юность»

Проект, разработанный ООО «Строй Консалтинг» за счёт «Ластадие», представили на техсовете в мэрии в марте 2019 года. Планировалось, что рабочее проектирование будет завершено к июлю, но сроки сдвинули на конец декабря. Строительство моста оценили примерно в 95 млн рублей. В итоге проект был готов к концу октября. Тогда же выяснилось, что инвестор должен был вложиться только в проектирование. «Свою часть инвестор выполнил — рабочее проектирование, посмотрим, сколько осталось. Я думаю, если от этой третьей части денежные средства останутся, они обязательно будут добавлены к монтажу самого моста», — заявил Андрей Кропоткин. Начало строительства перенеслось на 2020 год. Тем временем, «Ластадие» разрешили построить третье здание — между отелями Ibis и Holiday Inn.

Но и в 2020 году работы не начались. Оказалось, что проект так и не прошёл госэкспертизу из-за отсутствия археологической экспертизы. «При производстве работ на острове Канта возникли предпосылки к обнаружению каких-то исторических элементов, поэтому Службой охраны объектов культурного наследия нам было выдано техническое задание для проведения археологических разведок, соответственно, с прохождением историко-культурной экспертизы», — пояснил глава комитета территориального развития и строительства Артур Крупин.

Положительное заключение госэкспертизы проект строительства пешеходного моста получил 25 июня. «Скоро начнем строить мост, который соединит остров Канта и улицу Гюго в районе Музея Мирового океана», — анонсировал строительные работы Алиханов в своём «Инстаграме»*. Как сообщил позже Крупин, начало строительства отложили из-за проведения археологических работ. В лучшем случае, по его словам, строительство завершится к концу 2021 года, если удастся начать его в 2020-м.


Иллюстрация из проекта моста

В конце сентября глава Калининграда Алексей Силанов подписал постановление о выделении денег на строительство моста, общая стоимость которого составила почти 195 млн рублей. Причём на инвестора из этих расходов пришлось только только 12,7 млн рублей за проектно-изыскательские работы. Всю остальную сумму — 181,7 млн рублей — выделяют из бюджета.

Распределение средств в своём «Инстаграме»* прокомментировал Антон Алиханов. «Инвестор выполнил свои обязательства перед мэрией, — написал он. — Проектирование сделали и средства мэрии перечислили». По словам губернатора, инвестор вложил 20 млн рублей, остальные расходы пополам поделили город и область.

Как уточнил Артур Крупин, предположение о том, что мост может стоить 60 млн рублей было ошибочным. «Он не подорожал. Я тоже слышал ту сумму (60 млн рублей — прим. «Нового Калининграда). По каким параметрам она была озвучена, мне сложно понять. Это изначально просто ошибочное предположение было. Вообще прогнозировать стоимость объекта без проекта — очень сложное и неблагодарное дело. Я бы к этой цифре прогнозной вообще не привязывался. Нет никакого удорожания, это реальная стоимость объекта. В принципе категория таких мостов с такими параметрами — она примерно столько [195 млн рублей] и стоит», — сообщил он «Новому Калининграду».

По словам чиновника, доля инвестора — 20 млн рублей — изначально была прописана в соглашении, и эта сумма не менялась. Инвестор должен оплатить проектно-изыскательские работы, экспертизу и проведение археологический разведки, а оставшуюся сумму — направить в городской бюджет. Провести торги по выбору подрядчика и начать подготовительные работы власти планируют до конца 2020 года. Основное строительство должно начаться уже в 2021 году.

Завозить материалы на стройку будут через временный мост с Московского проспекта, чтобы не портить новое благоустройство острова Канта. «Это объект культурного наследия, там благоустройство, и мост Медовый — его грузоподъёмность небольшая и не позволяет завозить металлоконструкции пролётных строений моста. Поэтому в проекте предусмотрено сооружение временного моста со стороны Московского проспекта в районе „Ибиса“», — пояснил Крупин.

Текст: Татьяна Зиберова, фото: Виталий Невар / Новый Калининград

* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]