Есть женщины в прусских селеньях: женские монументы Калининграда

Все новости по теме: Недвижимость
Женщина всегда притягивает взгляд. Даже если она из камня. Видимо, потому что женщин скульпторы создают особенно аккуратно. А ну как ещё обидится, и вместо заветной Галатеи к автору явится разъярённый тролль. В преддверии главного женского дня «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» обошла Калининград в поисках памятников прекрасному полу.

Если начать вспоминать женские статуи Калининграда, в первую очередь на ум приходит наиболее монументальная дама, чья половая принадлежность, правда, уже давно находится под сомнением у горожан благодаря известной бородатой шутке про палец. Так что «Мать-Россия» советского скульптора Бориса Едунова, известная также как Родина-мать, в народе именуется «Мама-папа» или «Родина-отец». Классический образец советской монументальной пропаганды в виде огромной суровой женщины появился в Калининграде в 1974 году, причём стоит эта дама на постаменте Иосифа Сталина. Хотя об этом уже вряд ли кто-то помнит. Сегодня сквер возле скульптуры — популярное место отдыха калининградцев. Здесь назначают встречи и свидания, проводят митинги, ну или просто гуляют с детьми.

Женские образы работы скульпторов прошлого столетия можно встретить и в другом популярном месте для прогулок — в Парке скульптур на острове Канта. Здесь есть женская голова, женский торс, несколько женщин в скульптурных группах и довольно милый, хоть уже и постаревший, «Портрет девушки».

А в дальнем углу ЦПКиО прячется трогательная небольшая скульптура с читающими детьми: девочка держит на коленях книжку, а сзади её обнимает младший брат с плюшевым мишкой в руке. Скульптуру эту почти никто не замечает, да и стоит она как-то в отдалении от основных аллей парка.

Зато всё в том же парке есть вполне заметный «новодел» — изящная фея на грибочке. Эта малышка появилась в парке меньше года назад. Под неё заложена «капусла времени», в которой ждут своего часа детские рисунки с изображением Калининграда будущего. Капсулу собираются извлечь и вскрыть через 15 лет, когда юные художники будут уже взрослыми. А пока что фея должна исполнять желания, если прикоснуться к её волшебной палочке. Насчёт желаний ничего не скажем, но настроение она действительно поднимает.

Продолжая говорить о сказочных персонажах, нельзя не упомянуть Царевну-лягушку в парке «Юность». Она тоже женщина и тоже хочет любви, но, к сожалению, многие её просто не замечают. Потому и смотрит грустно на прохожих несостоявшаяся царевна. Поцелуйте её, если не лень будет свернуть с дорожки к этой маленькой скульптуре. Что интересно, в Светлогорске тоже есть памятник Царевне-лягушке, но там она уже в облике человека. Её тоже можно целовать, но отдыхающим больше нравится хвататься за выступающие части тела царевны, судя по тому, как они блестят.

Ещё одну женщину, точнее, её половинку, можно найти в Рыбной деревне. Там из-за двери выглядывает «Трактирщица, зазывающая гостей». Зазывает она гостей, судя по всему, в стену, но это не мешает скульптуре быть довольно популярной в качестве объекта для туристических фотографий. Хотя за дверь к ней подлезть не получится, увы.

А любители прогулок на Верхнем озере сразу вспомнят ещё одну статую. Маленькую женскую фигурку, с надеждой смотрящую куда-то в воды озера. Если верить оригинальной задумке, то это не просто девушка, это Ассоль, ожидающая своего Грея почему-то из озера. А площадка с барометром и статуей изначально должна была стать местом для свиданий. Место получилось достаточно романтичное, хоть по вечерам на Верхнем озере больше любителей горячительных напитков, чем влюблённых пар. Хотя одно другому не мешает, наверное.

Всё ещё живут в Калининграде и кёнигсберженки, хоть время их и не пощадило. Скульптура Станислава Кауэра «Мать и дитя» давно уже живёт во внутреннем дворе БФУ имени Канта на Университетской, а когда-то она стояла всё у того же Верхнего озера. Теперь же, по словам ректора университета Андрей Клемешева, скульптуру планируют восстановить и отправить к медицинскому факультету. Николай Цуканов, месяц назад посетивший БФУ, предложил перевезти её к перинатальному центру. В общем, есть надежда, что скоро калининградцы снова смогут увидеть памятник материнству. В том же дворе стоит ещё одна каменная девушка, но мы, к сожалению, не знаем ни её имени, ни её дальнейшей судьбы. Кстати, ещё одна статуя Кауэра — известная «Нимфа», стоявшая когда-то во дворе Дома художника, теперь живёт в Художественной галерее, где ей не страшна больше калининградская переменчивая погода.

Таким же образом спасли в своё время от разрушения произведение другого немецкого скульптора. «Несущую воду» Германа Брахерта больше 10 лет назад перевезли в дом-музей скульптора в Отрадном. А в парке в Светлогорске уже почти 10 лет стоит её копия, о чём многие, кстати, даже не догадываются.

А на улице Коммунальной в Калининграде внимательный прохожий на торце одного из домов может заметить керамический барельеф, изображающий девушку. То ли она поправляет волосы, то ли молится, то ли когда-то несла кувшин — есть множество городских легенд о том, что это за фигурка и почему она расположена именно там.

Есть в регионе и памятники реальным женщинам. Так, с 2004 года в Балтийске возвышается конный памятник императрице Елизавете Петровне, чьи войска во время семилетней войны занимали Пруссию. За 10 лет 14-метровый монумент стал одним из символов Балтийска и местной достопримечательностью.

Другая коронованная особа вросла в историю Восточной Пруссии настолько крепко, что является одним из символов Кёнигсберга по сей день. Мы говорим, конечно, о королеве Луизе, у которой, кстати, 10 марта день рождения. Упоминания об этой великой женщине разбросаны по всей области. В Советске есть мост королевы Луизы, в Зеленоградске — сквер с бюстом Луизы; но самое известное памятное место — это Луизенвалль, ныне — Центральный парк культуры и отдыха. Именно тут расположена Кирха памяти королевы Луизы, более известная как Кукольный театр. И именно здесь стоит многострадальная полуротонда королевы Луизы, которую всё никак не могут восстановить. А вандалы, тем временем, не спят. За два месяца, прошедших с нашего последнего посещения полуротонды, там появились свежие произведения уличного «искусства».

Женщины даже в камне остаются нежными и ранимыми. Было бы хорошо, если бы горожане обращались с ними соответственно. Глядишь, тогда бы в городе осталось намного больше чудесных скульптур (и не только женских). С праздником, дорогие дамы!

Текст — Татьяна ЗИБЕРОВА, фото — Виталий НЕВАР

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости