По образцу 1905 года: как власти собираются реконструировать мосты на Острове

Городские власти наконец решили, что будут делать с Деревянным мостом. Несмотря на все протесты городской общественности, исторический мост всё-таки будет перестроен и расширен. Та же судьба ожидает и Высокий мост, соединяющий остров Октябрьский с ул. Дзержинского. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» узнала, как власти собираются ремонтировать мосты, сколько это будет стоить и когда начнутся работы.

О необходимости расширения Деревянного моста, соединяющего остров Октябрьский с Московским проспектом, разговоры идут уже довольно давно. Предложение «Сердца города» построить рядом второй мост, дабы сохранить исторический объект, власти не приняли. Пока шла историко-культурная экспертиза, калининградцы активно подписывали петицию за сохранение исторического облика «самого старого из сохранившихся кёнигсбергских мостов». Сегодня под ней 1384 подписи, а проект реконструкции с последующим расширением уже в скором времени должен отправиться на госэкспертизу. Сейчас Деревянный уже пребывает в предаварийном состоянии, утверждает глава комитета архитектуры и строительства Артур Крупин. В любом случае его необходимо приводить в порядок. К тому же он вошёл в перечень объектов, необходимых для обеспечения транспортной доступности Острова к ЧМ-2018. Согласно проведённому обследованию состояния моста, менять надо всё — от опор до покрытия. Тем не менее, Служба охраны памятников настояла на сохранении исторического облика по образцу внешнего вида моста столетней давности. «Мы ориентировали разработчиков проекта максимально сохранить аутентичные элементы, которые сохранились, и в целом эта задача выполнена», — прокомментировал проект и. о. главы Службы охраны памятников Евгений Маслов. По его словам, проблемы в том, что мост несколько раз ремонтировался, но за сто лет ни разу не реконструировался полноценно. При этом часть элементов уже утрачена.

Всегда большая сложность, когда речь идёт о восстановлении объектов культурного наследия, что мы восстанавливаем, если в предшествующий период данный объект по крайней мере 7 раз менял свой облик?»

Евгений Маслов, и.о. руководителя Службы охраны памятников

После реконструкции мост должен выглядеть аналогично своему состоянию в 1905 году, это касается внешнего вида опор, фасадов, ограждений, освещения, вензелей — реконструкция будет проведена по фотографиям и сохранившимся образцам. Не стоит волноваться и за судьбу сохранившихся элементов ограждения — они будут отреставрированы и возвращены на мост. Но всё равно расширения избежать не удастся. По словам Маслова, предыдущие хозяева города также не раз приспосабливали объект под требования времени. Мост соединяет две улицы с достаточно интенсивным движением, отметил Крупин. «Таким образом, этот мост представляет собой, говоря простым языком, бутылочное горлышко», — пояснил он. И добавил, что основная задача была — приблизить габариты моста к пропускной способности, идентичной улице Октябрьской. Разработкой проекта реконструкции занимался Санкт-Петербургский институт «Гипростроймост». По словам представителя проектировщика Януша Стрельникова, тротуары на мосту будут расширены до 3 метров, а сам мост — до 24 метров вместо нынешних 12 метров. При этом будет заменено мостовое полотно, разводной механизм, а также будут разобраны, расширены и усилены опоры. Причём, так как внешний вид опор признан объектом охраны, облицовочный кирпич будет изготовлен по специальной технологии столетней давности. Демонтированный механизм решено отправить в музей, но пока не решено, в какой.


02 КЛННГРД деревянный мост Картинки 1+.jpg 03 КЛННГРД деревянный мост Картинки 2+.jpg 02 КЛННГРД высокий мост Картинки 1+.jpg 03 КЛННГРД высокий мост Картинки 2+.jpg



Предварительно стоимость реконструкции Деревянного оценивается в 968 млн рублей. Понятно, что денег таких у города нет, поэтому администрация рассчитывает на помощь региона или даже включение в федеральную программу. Тем не менее, окончательно вопрос реконструкции будет решен только после прохождения государственной экспертизы — приблизительно к концу года. От результатов экспертизы зависит и то, получится ли воссоздать исторический вид моста — федеральные чиновники вполне могут решить, что это лишняя трата денег, и изрядно сократить затраты за счёт упрощения проекта. В любом случае, даже если будет отказано в полноценной реконструкции, ремонтировать мост или хотя бы принимать меры по защите конструкции от дальнейшего разрушения придётся, отметил Крупин. Работы должны занять примерно год. В это время жителям острова придётся пользоваться другими способами выезда — есть надежда, что к тому моменту уже будут достроены съезды со второй эстакады.

Тем не менее, работы вряд ли начнутся раньше 2017 года — первым в очереди на ремонт стоит Высокий мост. Проект его реконструкции уже отправлен на госэкспертизу. Предварительно стоимость работ оценивается в 1 млрд 40 млн рублей. По словам Крупина, губернатор Николай Цуканов дал поручение рассмотреть финансирование реконструкции Высокого из дорожного фонда Калининградской области на 2016 год. Хотя ещё неясно, будет ли он отремонтирован до конца 2016 года или к середине 2017-го. Мост планируется расширить на 4 метра, при этом опоры старого моста, расположенные рядом, будут демонтированы. Сейчас одна сторона моста и часть тротуара по ул. Октябрьской закрыты для пешеходов — это связано с аварийным состоянием как консоли моста, так и жилого дома по соседству. Вице-мэр заверил, что во время проведения работ будет вестись мониторинг, чтобы ещё одно здание не повторило судьбу дома на Московском, 70.

Фото — Виталий НЕВАР

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости