Специальный проект «Нового Калининграда.Ru» и
Балтийского филиала Государственного центра современного искусства
О том, что такое
— На мой взгляд, в российском контексте уместно понимать под
Но не стоит называть
— Наш филиал программно стал заниматься этим направлением несколько лет назад. Большая часть
— Если говорить о конкретных примерах, то интересными были проекты, которые работали как мощные идентификаторы территорий, маркеры конкретных пространств. В 2012 году совместно с Белоруссией, Литвой и Германией мы реализовали проект «Going Public» — «О трудности публичного высказывания». В рамках этого проекта в Калининграде белорусский художник Михаил Гулин представил серию
Документация
— У известного американского искусствоведа Элеонор Хартли есть любопытное замечание, касающееся
Шарам решил интерпретировать популярную калининградскую традицию приезда молодоженов на могилу Канта после свадебной церемонии. На время перформанса художник стал «женихом» семидесяти двух дев, которые специально посетили могилу Канта для проведения традиционного калининградского ритуала. Большое значение здесь имело визуальное решение — черный цвет в убранстве участниц церемонии (восточная мифология связывает черный цвет с женским началом, это цвет
— Иногда истинный смысл действий художников становится понятен не сразу, как, например, в случае с проектом «Красавица и чудовище» дуэта «Empfangshalle» из Мюнхена. Эта
В работе с аудиторией они часто прибегают к неким заманивающим «уловкам»: работают через такие инстинкты, как человеческое любопытство, жажда сенсации и известности, азарт. Одной из таких «уловок» стала фотосессия на фоне Дома Советов: к участию в съемке художники пригласили всех желающих девушек со своим любимым автомобилем. Художники фиксировали образы красавиц роскошных машин на фоне современного калининградского «чудовища». Лучший имидж проекта определялся путем открытого голосования на одном из городских
Янтарное панно «Красавица и чудовище» и документация акции группы «Empfangshalle», Калининград, июнь, 2009 год
Так исследование жизни города превратилось в исследование его эстетики, представлений горожан о красоте и их родовых эстетических травмах. С одной стороны — явная не эстетичность городской среды, с другой — мечты людей о «красивой жизни», сформированные рекламой и телевизионными шоу. Мне кажется, что в результате у группы получился не портрет города и его жителей, а той визуальности, которая правит умами калининградцев:
— Чаще всего мы работаем не с традиционными статичными объектами, а с контекстными произведениями, представляющими опыт осмысления самого пространства, физического или ментального. Но в качестве редкого примера традиционного скульптурного объекта можно привести композицию «Освобождение» калининградской группы «Сан Донато».
Скульптурная композиция группы «Сан Донато» «Освобождение», май 2012 года, Калининград
— Художники исследовали исторический контекст зоопарка и создали работу, которая бросала вызов советской и постсоветской традиции ставить памятники в честь военных и политических побед через ее инверсию. «Освобождение» — это памятник четырем реальным животным, которые выжили в зоопарке во время штурма Кенигсберга: бегемоту, лани, ослу и барсуку. Животные выстроены в форме пирамиды по аналогии со скульптурой бременских музыкантов. «Освобождение» сделано таким образом, что оптический эффект, который возникает у зрителя, создает ощущение призрачности фигур животных как символа нашей памяти о событиях того времени. Кроме того, на наш взгляд, в то же время она поддерживает и хорошо сохранившийся в зоопарке контекст немецкой анималистической скульптуры.
— С 2013 года в рамках программы «Соседство», а в частности международного художественного проекта «Близкий незнакомец», мы реализуем обменные
— В
— Художник из Клайпеды Анатолий Клеменцов во дворе Фридрихсбургских ворот создал инсталляцию «Вечные истины» — пространственную композицию из пятидесяти жестяных рупоров или свитков из «вечных книг» (Библии, Корана или Торы), установленных на штативы и обращенных в центр музейного двора.
Интерактивность работы заключалась в возможности и праве зрителя на собственный голос и свое мнение (акустическая функция рупора), таким образом музейный двор становился местом, в котором можно было свободно провозглашать и отстаивать свои идеи.
— Например, литовский музыкант Донатас Белькаускас представил на площадке Музея янтаря проект «Tabalai» (сентябрь 2014 года), посвященный одноименному традиционному литовскому сигнальному инструменту, его интерпретации в современном городском пространстве. Табалаи — это несколько сухих досок, которые литовские крестьяне вешали на деревьях, сараях, во дворах домов. Если ударить в табалай, то будет очень громкий звук, и этими сигналами в старину управляли стадом, предупреждали о пожаре, созывали на сельские встречи.
Документация презентации проекта «Tabalai»
Вместе с калининградскими музыкантами Донатос сделал звуковой перформанс. Замечательно, что сами табалаи органично вписались во внутренний двор Музея янтаря и остаются там до сих пор. Это отличный пример интерактивной инсталляции: пользоваться произведением не только можно, но и нужно. В данном случае — как для передачи звуковых сигналов, так и для создания импровизированных звуковых перформансов.
— Всегда интересно наблюдать, как художник, работающий в вполне традиционной и классической манере, вдруг обращается к разным формам современного искусства. Например, известный калининградский
— Монументальная оборонительная казарма и советский балкон… Появляется структура, которая ломает привычный порядок, целостность среды и акцентирует эстетическое своеобразие места.
Эта инсталляция словно соединяет
Новую инсталляцию Владимира Щербакова все желающие могут снова увидеть этой весной в башне «Кронпринц» в рамках Музейной ночи. Кроме того, 30 апреля в рамках проекта «Близкий незнакомец» в пространстве нашей башни будет представлена
— В любой культурной сфере непросто говорить об итогах или неких достижениях. — В любой культурной сфере непросто говорить об итогах или неких достижениях. Но очевидно, что паблик арт программа в рамках проекта «Близкий незнакомец» позволила сделать, как для художников, так и для жителей трех городов, ближе и понятнее повседневную жизнь соседей. Концепция всего проекта базируется на дихотомии «своих и «чужих», и художники получили возможность для творческого исследования незнакомого городского и ментального пространства, отличающегося от привычного окружения. Если говорить о цифрах, то всего будет реализовано 18
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках Программы приграничного сотрудничества ЕИСП
This publication has been produced with the assistance of the European Union under the