Сделано в Калининграде, Гданьске и Клайпеде

Художественный директор Балтийского филиала Государственного центра современного искусства Евгений Уманский рассказывает об опыте «совместных выставок» в рамках проекта «Близкий незнакомец» и о том, как познакомить своих ближайших соседей с современным искусством.

— В течение двух лет в рамках проекта «Близкий незнакомец» Балтийский филиал Государственного центра современного искусства представил серию выставочных проектов, ранее реализованных партнерскими институциями. Этот обмен был придуман для того, чтобы познакомить зрителей в Гданьске, Клайпеде и Калининграде с современным польским, литовским и российским искусством. Естественно, профессиональное экспертное сообщество соседних стан в той или иной мере знало, что происходит с современным искусством в Калининграде. А нам с калининградскими коллегами было известно о процессах в европейской артистической среде. Но если брать в расчёт обыкновенного зрителя, жителя Гданьска или Клайпеды, то понятно, что о современном российском искусстве, и калининградском в частности, ему было известно крайне мало. По словам нашего партнера, директора Центра культурных коммуникаций в Клайпеде Игнаса Казакевичуса, для многих литовцев Калининград — это такая отдельная страна янтарных копий, тевтонцев и могилы Канта. Надеюсь, что благодаря нашей серии обменных выставочных проектов какие-то стереотипы все же удалось разрушить.

— За два года нам удалось представить аудитории восемь выставочных проектов: два польских, два литовских, три русских и один заключительный, общий международный проект, в котором были собраны работы художников, участвующих в арт-резиденциях «Близкого незнакомца».

— Одной из первых выставок, представляющих калининградское современное искусство, стал проект «Made in Kaliningrad» в Клайпеде.

— Как куратор я старался представить максимальный спектр авторских рефлексий, связанных с художественной ситуацией в Калининграде. В этой выставке были работы, которые рассказывали о том, что происходит с городом, такие персональные переживания художников, они важны для геополитического представления Калининграда и занимают в ней своё необходимое место. Например, фильм художника Александра Подопригорова «Как я сюда попал» — он открывал выставку в Центре культурных коммуникаций в Клайпеде. Это такой видеобаннер, очень конкретный, нарративный и эмоциональный. Мы сразу понимаем, о каком месте идёт речь, когда видим в кадре мужчину маргинального вида, который снят на фоне одной из немногих сохранившихся архитектурных доминант и который очень путано, бесконечно долго рассказывает, зачем и куда он ехал, а когда приехал, то понял, что попал не туда, куда ему было нужно.

О практически вымирающих местах области, почти заброшенных посёлках, в которых сохранилась немецкая архитектура, но живут русские люди (в основном старики, алкоголики и их дети), была видео работа «Ясное» группы «Общее вздрагивание». Была серия фотографий «Замки» Дмитрия Селина: художник подметил, что среди типовой городской застройки на месте разрушенных кёнигсбергских кварталов стали появляться небольшие «замки» из красного или белого силикатного кирпича — с крепостными стенами, готическими башенками, бойницами, лесенками. Строительством этих замков местные ЖЭУ взяли на себя опцию хоть как-то эстетизировать унылые спальные районы… Такие замки одновременно были и игровой площадкой для детей, и подсобкой дворника, электрощитовой и просто местом, где собираются выпивохи.

маде ин кгд2.jpg вид меде.jpg улитки.jpg шайба 11.jpg ясное.jpg Made in Kaliningrad Made in Kaliningrad Made in Kaliningrad Made in Kaliningrad Made in Kaliningrad

Выставка «Made in Kaliningrad» в Центре культурной коммуникации Клайпеды, май, 2013 год

На выставке так же были представлены произведения Дмитрия Булатова и Алексея Чебыкина, в которых применялась новая технологическая визуальность — расширенная реальность, 3D-композинг, биологические объекты. Эти произведения вызывали неподдельный зрительский интерес, особенно у молодежной и студенческой аудитории.

— Важную часть проекта составляли произведения социально-политического и философского характера. Любое противоречие в мире и в обществе может стать темой произведения, и уже от таланта автора зависит художественное воплощение этой проблематики. Такие художники, как Юрий Васильев, Егор Лучшев, Евгений Уманский, группа «Общее вздрагивание» работают с темами, связанными с обществом, свободой высказывания личности, идентичностью и трансграничностью, историей и географией.

Елена Цветаева и группа «Нежные бабы» работают с феминной темой. В фото инсталляции Елены Цветаевой «Любовь смотровая» и в серии видео перформансов «Нежных баб» художники ярко и выразительно, практически до «выдавливания слезы», брезгливости и патологической натуралистичности показывают зрителю сложные взаимоотношения современной женщины и реальной жизни.

Ко мне на открытии подходили литовские журналисты и спрашивали: «Почему эта выставка такая мрачная?». А я им отвечал: «Потому что жизнь такая счастливая и благостная, что художники, как честные люди, отвечают на её вызовы честным искусством».

— Еще одна групповая выставка — это транс российский художественный проект «9000 километров», реализуемый нами с 2005 года.

В качестве названия выбрано расстояние от крайней западной до крайней восточной границы России — от Калининграда до Владивостока. В этой выставке принимали участие художники из разных российских регионов. В каждом регионе была сформирована творческая группа, в которую вошли художники, литераторы, журналисты, арт-критики, и они представили художественную и социальную модель своего места. Получилась карта региональных брендов, квазикультурная ось со своими локальными проблемами, характерными для данного места, существующими только в определенном контексте и субкультуре, но объединенные в единое интеллектуальное пространство проекта.


9000 км 2.jpg 9000 км1.jpg
Вид экспозиции выставки «9000 километров» в ЦСИ «Лажня» в Гданьске (февраль, 2014 год) и в Центре культурной коммуникации Клайпеды (ноябрь, 2014 год)

— Благодаря этой выставке литовские и польские зрители впервые увидели такой широкий спектр художественных произведений из России. В Гданьске и в Клайпеде презентации «9000 километров» были построены исключительно как тотальные медиаинсталляции. Моей задачей было в каждом выставочном пространстве построить экспозиции так, чтобы при первом попадании в зал зритель сразу же почувствовал гигантскую географическую протяженность и культурное разнообразие этих девяти тысяч километров. Понятно, что у этой выставки, представленной в двух европейских городах, были совсем разные зрители: населению Клайпеды в ментальном смысле понятие «9000 километров» гораздо ближе, чем жителям Гданьска, для которых эта выставка больше экзотика. Но важно, что у нас всех общее советское и посткоммунистическое прошлое, которое мы по-разному переживаем и изживаем из себя.

— Авторский проект калининградца Юрия Васильева «Русский красный», показанный в Гданьске, стал своеобразным «паспортом» российской части презентаций. Проект, начатый художником в 2001 году, существует и развивается, как серия фильмов, видео- и фотоинсталляций, в последнее время представляемых как тотальные видео пространства с монументальными многоканальными проекциями. Васильев оперирует одним из самых распространенных стереотипов массового сознания, связанным с восприятием образа и истории России — мифологического и идеологического красного цвета и оппозиционного ему природного и в то же время имматериального белого. У Васильева всегда получаются серьезные эпические работы, которые сделаны очень тщательно и выверенно…


Копия DSC05430.JPG Image00005.JPG Image00009.jpg красный зал.jpg красный зал1.jpg
Выставка Юрия Васильева "Русский красный" в выставочном зале ЦСИ "Лажня" в Гданьске, октябрь, 2013 год


— Героями работ Васильева становятся обычные люди, жители деревни Пирогово Костромской области. По сценарию художника они выполняют действия, которые могут показаться абсурдными: катают в поле огромные комья снега, лепят снежки в бане. Но эти кажущиеся абсурдность и зарегулированность действий в итоге приводят нас к размышлениям не столько о том, насколько важен наш физический труд, но, скорее, о нашей травматичной коллективной памяти.

— Хорошее произведение искусства всегда имеет много смыслов и вариантов прочтения. Так произошло и с некоторыми фильмами Васильева в свете текущих политических событий. Например, в видеоработе «Прошлой будущей зимой» сюжет заключается в том, что несколько русских бородатых мужиков сидят в старых телогрейках в деревенской бане и лепят снежки, очень много снежков. И сразу напрашивается синоним к этим телогрейкам — «ватник», а к снежкам — снаряд, граната. Понятно, что когда Юрий несколько лет назад создавал эту работу, он не думал о том, что ее можно будет рассматривать с точки зрения политического момента истории. Он рефлексировал на тему русскости, идентичности образов, места поступков и действий, а в итоге получилось реалистическое и крайне актуальное произведение.

Один из профессоров Гданьской академии художеств привел на открытие выставки «Русский красный» своих студентов — историков искусств, которые были настолько впечатлены увиденным, что подготовили ряд эссе, а позже издали сборник текстов. Они размышляли о красном как символе тоталитаризма, русского авангарда, национальном цвете. Это был интересный, в каких-то местах очень свежий и не заштампованный взгляд от молодой аудитории.

Если рассказывать о проектах, представленных в Калининграде нашими литовскими и польскими партнерами, то Клайпедский центр культурных коммуникаций показал проект «Ramake» (кураторы Игнас Казакевичюс и Видас Пошкус), в котором современное искусство Литвы было презентовано в интерактивной и игровой форме.


ремейк.jpg ремейк2.jpg ремейк3.jpg ремейк4.jpg
Выставка «Remake», мансарда Кронпринц, Калининград, май, 2014 год

— Был сконструирован арт-терминал, внешне очень похожий на устройство для регистрации пассажиров на авиарейс или на автомат для пополнения счёта на мобильном телефоне. Его установили в одном из выставочных залов мансарды «Кронпринц». На светящемся сенсорном экране зрителю предлагалось ответить на ряд вопросов о современном искусстве. После того как зритель проходил этот полушутливый интеллектуальный квест, терминал выдавал сертификат, в котором был указан психолого-артистический тип угадывающего. И этот тип соответствовал такому же типу одного из художников, представленных на этой выставке. Победить терминал удавалось тем зрителям, которые внимательно рассмотрели экспозицию, размещенную вокруг: на ней были представлены шестнадцать главных литовских художников, но вместо авторских произведений у каждого была только краткая биография, стеклянный бокс, в котором находился предмет, фетиш — стоптанный ботинок, резинка для волос или еще что-нибудь — как бы личная вещь художника, и один принт с картины с фрагментом оригинального изображением, инкрустированного янтарём.

Мы открыли «Remake» в Музейную ночь, и нас порадовало, что зрители были очень активными: несмотря на то, что многие пришли в Кронпринц уже после посещения других музеев, они включились в экспозиционный процесс угадывания, и некоторые зрители по несколько раз отвечали на вопросы художественной викторины.

— В 2013 году была открыта персональная выставка классика польского видео арта Витослава Червонки «Три сна» (куратор Агнешка Володько, ЦСИ «Лажня»). Мы показывали ее на мансарде Кронпринц, и это был тот случай, когда выставочное пространство стало органичным дополнением художественного произведения. Очень лиричные, поэтические фильмы-сны Витослава в полутемном выставочном зале с арочными окнами проецировались на белые просвечивающиеся полотна, свисающие, как простыни на чердаке, который в метафорическом смысле можно назвать «обителью снов».

Важно, что благодаря таким «обменным проектам» мы все — калининградцы, и жители Гданьска и Клайпеды — стали ближе друг к другу и в какой-то степени перестали быть «близкими незнакомцами».

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках Программы приграничного сотрудничества ЕИСП Литва-Польша-Россия 2007—2013 гг. Ответственность за содержание публикации несет Балтийский филиал Государственного центра современного искусства. Данная публикация ни в коей мере не может рассматриваться как выражение позиции Европейского Союза.

This publication has been produced with the assistance of the European Union under the Lithuania-Poland-Russia ENPI Cross-border Cooperation Programme 2007–2013. The contents of this publication are the sole responsibility of the Baltic Branch of the National Centre for Contemporary Arts and can in no way be taken to reflect the views of the European Union.



Реанимация Кронпринца

Что такое башня и мансарда Кронпринц.

Кронпринц в цифрах

Интересные числа, коротко описывающие масштаб деятельности Балтийского филиала Государственного центра современного искусства.

Когда шум — это искусство

Куратор Данил Акимов рассказывает о фестивалях саунд-арта и экспериментах со звуком.

Из музея на улицу. Искусство в открытом доступе

Об искусстве в публичном пространстве Калининграда рассказывает куратор Ирина Чеснокова.

Избранные проекты и наследие в актуальном контексте

О ключевых выставках и программе «Наследие в актуальном контексте» рассказывает директор БФ ГЦСИ Елена Цветаева