Специальный проект «Нового Калининграда.Ru» и
Балтийского филиала Государственного центра современного искусства
Художественный директор Балтийского филиала Государственного центра современного искусства Евгений Уманский рассказывает об опыте «совместных выставок» в рамках проекта «Близкий незнакомец» и о том, как познакомить своих ближайших соседей с современным искусством.
— В течение двух лет в рамках проекта «Близкий незнакомец» Балтийский филиал Государственного центра современного искусства представил серию выставочных проектов, ранее реализованных партнерскими институциями. Этот обмен был придуман для того, чтобы познакомить зрителей в Гданьске, Клайпеде и Калининграде с современным польским, литовским и российским искусством. Естественно, профессиональное экспертное сообщество соседних стан в той или иной мере знало, что происходит с современным искусством в Калининграде. А нам с калининградскими коллегами было известно о процессах в европейской артистической среде. Но если брать в расчёт обыкновенного зрителя, жителя Гданьска или Клайпеды, то понятно, что о современном российском искусстве, и калининградском в частности, ему было известно крайне мало. По словам нашего партнера, директора Центра культурных коммуникаций в Клайпеде Игнаса Казакевичуса, для многих литовцев Калининград — это такая отдельная страна янтарных копий, тевтонцев и могилы Канта. Надеюсь, что благодаря нашей серии обменных выставочных проектов
— За два года нам удалось представить аудитории восемь выставочных проектов: два польских, два литовских, три русских и один заключительный, общий международный проект, в котором были собраны работы художников, участвующих в
— Одной из первых выставок, представляющих калининградское современное искусство, стал проект «Made in Kaliningrad» в Клайпеде.
— Как куратор я старался представить максимальный спектр авторских рефлексий, связанных с художественной ситуацией в Калининграде. В этой выставке были работы, которые рассказывали о том, что происходит с городом, такие персональные переживания художников, они важны для геополитического представления Калининграда и занимают в ней своё необходимое место. Например, фильм художника Александра Подопригорова «Как я сюда попал» — он открывал выставку в Центре культурных коммуникаций в Клайпеде. Это такой видеобаннер, очень конкретный, нарративный и эмоциональный. Мы сразу понимаем, о каком месте идёт речь, когда видим в кадре мужчину маргинального вида, который снят на фоне одной из немногих сохранившихся архитектурных доминант и который очень путано, бесконечно долго рассказывает, зачем и куда он ехал, а когда приехал, то понял, что попал не туда, куда ему было нужно.
О практически вымирающих местах области, почти заброшенных посёлках, в которых сохранилась немецкая архитектура, но живут русские люди (в основном старики, алкоголики и их дети), была видео работа «Ясное» группы «Общее вздрагивание». Была серия фотографий «Замки» Дмитрия Селина: художник подметил, что среди типовой городской застройки на месте разрушенных кёнигсбергских кварталов стали появляться небольшие «замки» из красного или белого силикатного кирпича — с крепостными стенами, готическими башенками, бойницами, лесенками. Строительством этих замков местные ЖЭУ взяли на себя опцию хоть
Выставка «Made in Kaliningrad» в Центре культурной коммуникации Клайпеды, май, 2013 год
На выставке так же были представлены произведения Дмитрия Булатова и Алексея Чебыкина, в которых применялась новая технологическая визуальность — расширенная реальность,
— Важную часть проекта составляли произведения
Елена Цветаева и группа «Нежные бабы» работают с феминной темой. В фото инсталляции Елены Цветаевой «Любовь смотровая» и в серии видео перформансов «Нежных баб» художники ярко и выразительно, практически до «выдавливания слезы», брезгливости и патологической натуралистичности показывают зрителю сложные взаимоотношения современной женщины и реальной жизни.
Ко мне на открытии подходили литовские журналисты и спрашивали: «Почему эта выставка такая мрачная?». А я им отвечал: «Потому что жизнь такая счастливая и благостная, что художники, как честные люди, отвечают на её вызовы честным искусством».
— Еще одна групповая выставка — это транс российский художественный проект «9000 километров», реализуемый нами с 2005 года.
В качестве названия выбрано расстояние от крайней западной до крайней восточной границы России — от Калининграда до Владивостока. В этой выставке принимали участие художники из разных российских регионов. В каждом регионе была сформирована творческая группа, в которую вошли художники, литераторы, журналисты,
— Благодаря этой выставке литовские и польские зрители впервые увидели такой широкий спектр художественных произведений из России. В Гданьске и в Клайпеде презентации «9000 километров» были построены исключительно как тотальные медиаинсталляции. Моей задачей было в каждом выставочном пространстве построить экспозиции так, чтобы при первом попадании в зал зритель сразу же почувствовал гигантскую географическую протяженность и культурное разнообразие этих девяти тысяч километров. Понятно, что у этой выставки, представленной в двух европейских городах, были совсем разные зрители: населению Клайпеды в ментальном смысле понятие «9000 километров» гораздо ближе, чем жителям Гданьска, для которых эта выставка больше экзотика. Но важно, что у нас всех общее советское и посткоммунистическое прошлое, которое мы
— Авторский проект калининградца Юрия Васильева «Русский красный», показанный в Гданьске, стал своеобразным «паспортом» российской части презентаций. Проект, начатый художником в 2001 году, существует и развивается, как серия фильмов, видео- и фотоинсталляций, в последнее время представляемых как тотальные видео пространства с монументальными многоканальными проекциями. Васильев оперирует одним из самых распространенных стереотипов массового сознания, связанным с восприятием образа и истории России — мифологического и идеологического красного цвета и оппозиционного ему природного и в то же время имматериального белого. У Васильева всегда получаются серьезные эпические работы, которые сделаны очень тщательно и выверенно…
— Героями работ Васильева становятся обычные люди, жители деревни Пирогово Костромской области. По сценарию художника они выполняют действия, которые могут показаться абсурдными: катают в поле огромные комья снега, лепят снежки в бане. Но эти кажущиеся абсурдность и зарегулированность действий в итоге приводят нас к размышлениям не столько о том, насколько важен наш физический труд, но, скорее, о нашей травматичной коллективной памяти.
— Хорошее произведение искусства всегда имеет много смыслов и вариантов прочтения. Так произошло и с некоторыми фильмами Васильева в свете текущих политических событий. Например, в видеоработе «Прошлой будущей зимой» сюжет заключается в том, что несколько русских бородатых мужиков сидят в старых телогрейках в деревенской бане и лепят снежки, очень много снежков. И сразу напрашивается синоним к этим телогрейкам — «ватник», а к снежкам — снаряд, граната. Понятно, что когда Юрий несколько лет назад создавал эту работу, он не думал о том, что ее можно будет рассматривать с точки зрения политического момента истории. Он рефлексировал на тему русскости, идентичности образов, места поступков и действий, а в итоге получилось реалистическое и крайне актуальное произведение.
Один из профессоров Гданьской академии художеств привел на открытие выставки «Русский красный» своих студентов — историков искусств, которые были настолько впечатлены увиденным, что подготовили ряд эссе, а позже издали сборник текстов. Они размышляли о красном как символе тоталитаризма, русского авангарда, национальном цвете. Это был интересный, в
Если рассказывать о проектах, представленных в Калининграде нашими литовскими и польскими партнерами, то Клайпедский центр культурных коммуникаций показал проект «Ramake» (кураторы Игнас Казакевичюс и Видас Пошкус), в котором современное искусство Литвы было презентовано в интерактивной и игровой форме.
— Был сконструирован
Мы открыли «Remake» в Музейную ночь, и нас порадовало, что зрители были очень активными: несмотря на то, что многие пришли в Кронпринц уже после посещения других музеев, они включились в экспозиционный процесс угадывания, и некоторые зрители по несколько раз отвечали на вопросы художественной викторины.
— В 2013 году была открыта персональная выставка классика польского видео арта Витослава Червонки «Три сна» (куратор Агнешка Володько, ЦСИ «Лажня»). Мы показывали ее на мансарде Кронпринц, и это был тот случай, когда выставочное пространство стало органичным дополнением художественного произведения. Очень лиричные, поэтические
Важно, что благодаря таким «обменным проектам» мы все — калининградцы, и жители Гданьска и Клайпеды — стали ближе друг к другу и в
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках Программы приграничного сотрудничества ЕИСП
This publication has been produced with the assistance of the European Union under the