Специальный проект «Нового Калининграда.Ru» и
Балтийского филиала Государственного центра современного искусства
Куратор Балтийского филиала Государственного центра современного искусства Данил Акимов рассказывает о четвертом фестивале экспериментальной музыки «Sound Around Kaliningrad» и о тех, кто на нем выступит, вспоминает фестивали прошедших лет, а также проводит небольшой экскурс в историю экспериментального звукового искусства и советует не бояться
— Фестиваль «Sound Around Kaliningrad» — это логическое продолжение звуковых кураторских проектов, которые Балтийский филиал государственного центра современного искусства реализует с 2005 года. Отчасти наш международный открытый фестиваль экспериментально музыки вырос из «походной» артистической резиденции «Sound Art Camp», когда 14
— Нам с коллегам очень хотелось, чтобы на фестивальной карте города появилось мероприятие, которое представляет другую, экспериментальную музыку. Так получился фестиваль «Sound Around Kaliningrad». В этом году он пройдет в четвертый раз, и за все время существования в нем принимали участие и известные
— Мы не показываем всем известные вещи: это не особенно интересно. Гораздо интереснее сказать аудитории: посмотрите, здесь есть для вас
— Понятно, что на подобные мероприятия, которые широкой массой принято считать «непонятными», ходит довольно узкий круг людей. Я призываю калининградцев быть готовыми к неизвестному, перестать опасаться современного искусства и хотя бы попытаться отказаться от его стереотипного восприятия. Именно поэтому каждый год я включаю в программу событий фестиваля такие формы, которые будут понятны многим.
— Границы
— Первое имя, с которого я бы советовал начать знакомство с
— Затем я бы обязательно упомянул Арсения Авраамова одного из представителей советского авангарда, который пытался объединить искусство и технологию, создать единое
— Если отойти от практик раннего авангарда, то можно вспомнить уже ставший хрестоматийным
— «Электронная поэма» Эдгара Вареза и Яниса Ксенакиса кажется мне одним из удачных примеров на тему того, как
А если приводить совсем простые примеры, то наверняка многие помнят советский мультфильм
— Ежегодно «Sound Around» осваивает новые площадки: он как будто блуждает по городу, часто проявляясь в неожиданных для концертного жанра местах, например в зоопарке или на открытой территории Центра экологии и туризма. В этом году три новых партнера —
Например, в концертном зале Калининградской областной филармонии пройдет наш «композиторский» день. На нем выступит один из современных и самых активных отечественных композиторов Владимир Раннев.
Хедлайнер фестиваля этого года — швейцарский
На настоящий момент музыка Филлипса — это многослойные шумовые полотна, звучащие как трансляция из доисторического леса, психоакустический ритуал, в котором животное объединяется с человеческим.
— Кроме концертов, у нас запланированы еще и
— В большей степени таким продуктивным сотрудничеством с польскими артистами мы конечно обязаны проекту «Близкий незнакомец», который создал просто уникальные условия для продуктивного взаимодействия кураторов и художников. — В большей степени таким продуктивным сотрудничеством с польскими артистами мы, конечно, обязаны проекту «Близкий незнакомец», который создал просто уникальные условия для продуктивного взаимодействия кураторов и художников. Так в 2013 году мы совместно реализовали просто феноменальный мигрирующий фестиваль Sound Around, ядром которого была группа из 8 художников, которые тесно работали в течение трехнедельных резиденций в трех разных городах — Калининграде, Гданьске и Клайпеде. Мы исследовали звуковые ландшафты этих городов, репетировали, выступали, обнулили все возможные препятствия к коммуникации и подарили каждому участнику уникальный опыт сотворчества. Итогом этого звукового путешествия стал выпуск
— Будет еще и клубная ночь: она пройдет в бывшем ДК «Сплав». Начнется она лекцией, продолжится концертом и видеопрограммой, а закончится вечеринкой. Из множества участников там, например, выступит литовский
В первую очередь я рекомендую для ознакомления послушать прекрасную песню под названием «Grimas namo» — «Возвращаясь домой».
Как результат — неторопливые песни на литовском, утопающие в синтезаторных сэмплах, постсоветская хонтология с рабочих окраин.
—
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках Программы приграничного сотрудничества ЕИСП
This publication has been produced with the assistance of the European Union under the