Специальный проект «Нового Калининграда.Ru» и
Балтийского филиала Государственного центра современного искусства
Забастовка на угольной куче, сардины в масле, борьба двух красных цветов, две версии артистического путеводителя по Калининграду, области и городам наших ближайших соседей и многое другое в эссе Елены Цветаевой, директора Балтийского филиала Государственного центра современного искусства.
Официально и торжественно открывался ГЦСИ в Калининграде 10 сентября 1998 года в фотомастерской Юры Павлова большим художественным проектом «Территория эха» (кураторы Дмитрий Булатов, Евгений Уманский). Студия калининградского фотографа, а точнее одна из ее комнат, стала нашим вторым пристанищем. В благодарность за гостеприимство мы решили сделать Юре ремонт, который закончился тотальной артистической инсталляцией в мастерской и дефолтом во всей стране.
Для «Территории эха» пространство фотостудии было разделено на три зоны. В первой была выставлена запечатанная упаковка только что изданной международной антологии «Точка зрения. Визуальная поэзия:
Потом, на открытии, после того как перережут ленточку, зрители долго не решатся переступить порог и наступить на сотворенный нами «ковер искусства», а Юра Павлов еще несколько лет будет работать в таком непривычно живом интерьере «территории эха». Этим проектом мы впервые в России не только представляли Международную Сетевую Культуру как художественное движение, включавшее в себя многочисленные
«В Калининграде начиналось все на угольной куче», — так сегодня любит вспоминать художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов. Долго не понимая, что это за пресловутая куча, я потом вспомнила, что гости «Территории эха» были участниками художественной забастовки «Art Strike». Зрители действительно сидели на улице за столиками на черной куче угля, рассыпанной рядом с фотомастерской на улице Тельмана.
В конце
Весной 1999 года мы переехали в Детскую художественную школу на проспекте Мира — нам досталась крошечная комнатка на третьем этаже под крышей, которой было суждено стать не только выставочным пространством, но и „чердаком признания“. В двенадцатиметровой комнате в это время уже работало семь человек. Директор ДХШ Лена Менсон не только предоставила нам „кров и дом“, но и периодически спасала наши проекты, размещая их на одну ночь или „под ключ“ с условием: „Детям до 16 лет вход строго воспрещен“. Так было с фотографической серией Славы Мизина к выставке „Сардины в масле“ (кураторы Ирина Чеснокова, Евгений Уманский), с „Мedia Graph“ (куратор Елена Цветаева), с „Прекрасными Еленами“ Юрия Авакумова… С каждым проектом связана отдельная история —
В марте того же года Государственный центр современного искусства на последнем этаже Детской художественной школы представлял на областную премию „Признание“ за достижения в области литературы, музыкального, театрального и изобразительного творчества номинационный проект Юрия Васильева „Чердак признания“ (куратор Евгений Уманский). В одно мгновение опутанное, перевязанное белыми нитями, пронизанное лучами солнца чердачное помещение ДХШ вместе с оторопевшими членами экспертной комиссии, зрителями, пойманными на улице и сидящими под крышей ошалевшими голубями, ненужным хламом, забытыми вещами, экспонатами и наглядными пособиями, папками с работами учащихся, Васильев превратил в одну большую инсталляцию, где каждый предмет и герой играл свою роль. Художник проявил волевое усилие и трансформировал естественное желание „быть признанным“ и банальную ситуацию с „отчетом о работе“ в предмет искусства, ведь помимо славы „признание“ имеет и иные значения: исповедь, покаяние и сознание.
Художественный проект „Сардины в масле“ открывался в разгар лета, 31 июля 1999 года в Музее Мирового океана (повторно и „без купюр“ он был показан в рамках московской международной художественной ярмарки „
Но почему именно „сардины в масле“ были предложены художникам для интерпретации? Ответ первый: „Сардина — стайная рыба, обитающая в верхней пелагее Атлантического и Тихого океанов. В сфере ультрамодных течений современного искусства в данном проекте актуализируется экологическая тематика. Хищнический неконтролируемый вылов траловыми флотами этой популяции может привести к полному исчезновению вида…“. Ответ второй: „„Сардины в масле“ занимают особое место в ряду советских протосимволов… До сих пор ухо отечественного
Это был один из первых тематических проектов Центра. Церемония открытия проходила под витающий над залом аромат консервов „Сардины в масле“. По ее завершении многочисленные зрители с нескрываемым удовольствием поедали из жестяных банок с черным хлебом сам символ проекта. Кураторы Ирина Чеснокова и Евгений Уманский специально придумали „сардин“ для морского города, замечательного музея и для того, чтобы встретиться с художниками и друзьями, подискутировать на небанальную тему, сделать выставку, насладиться летом и отведать этот забытый гастрономический деликатес. Позже „Сардины в масле“ назовут одним из лучших российских
Одна из главных программ нашего филиала — „Наследие в актуальном контексте“ — во многом возникла в связи с проектом „Башня Кронпринц: второе пришествие“.Сама тема программы настолько многослойна и проблематична, что с понятием „наследие“ работают не только художники, но и зрители — через артистическое высказывание они заново переосмысляют ту сложную,
Очередное изменение нашей дислокации — переезд в 2002 году в просторный офис в гостинице „Москва“ — совпало с приходом новых сотрудников и с организацией международного проекта „Inside and Between: коммуникация и идентификация в современном искусстве“ (кураторы Ирина Чеснокова, Елена Цветаева). Проект реализовывался в три последовательных этапа: первым проходил
Птица зяблик (лат. Phringilla), наиболее распространенный на Куршской косе вид птиц, был предложен участникам пленэра как знак коммуникации и символ «between». Идея использовать в проекте уникальный ландшафт косы и образ мигрирующих птиц принадлежала калининградскому художнику Юрию Васильеву, а появилась она во время традиционных поездок сотрудников ГЦСИ на побережье. Куршскую косу часто называют «птичий мост», по ней проходит миграционный путь пернатых, связывающий Финляндию, Карелию и Прибалтику с Южной Европой и Африкой. Еще в 1901 году немецкий просветитель, профессор И. Тинеманн организовал на косе одну из первых орнитологических станций «Фрингилла», которая сегодня является самой большой в мире. Перелеты птиц, их ориентация в пространстве и безошибочное возвращение домой послужили метафорой для сопоставления с миграциями людей, вынужденной или желаемой эмиграцией, с интеграцией человека в новую социокультурную реальность с сохранением или обретением новой идентичности.
«Необыкновенная» уличная кошка в качестве символа идентификации и ассоциируемая с ней тема секретного, конфиденциального, внутреннего — «inside», была предложена международному
Но не только историческая память и наследие территории являются мощными стимулами для наших инициатив.
В 2005 году очередной проект
Сейчас в процессе издания находится наш новый «Артгид», созданный в рамках уже не раз упоминавшегося проекта «Близкий незнакомец». Над новой версией сборника совместно работали не только российские участники проекта, но и наши польские и литовские коллеги. Этот «Артгид» будет книгой для чтения, сборником художественных текстовых рефлексий современных художников, кураторов, журналистов и писателей о сегодняшней ситуации в нашем регионе. Взгляд на территорию, как на место совместного проживания, пересечения культурных связей и будущего. Написанию текстов для «Артгида» предшествовала
Это путешествие позволило людям объединиться в команду и получить совместные впечатления от городов. Калининградцы принимали поляков и литовцев у себя, делая экскурсию по региону, и наоборот. То, что в этой коммуникации принимали участие люди, которые
В новом «Артгиде» будут представлены альтернативные культурные туристические маршруты, которые, как мы надеемся, впоследствии смогут самостоятельно использовать и пытливые путешественники, и, возможно, и туристические фирмы. Распространяться издание будет бесплатно, экземпляры будут предоставлены в библиотеки и культурные институции.
В 2009 году командой кураторов (Юлия Бардун, Евгений Уманский, Елена Цветаева) в рамках специальной программы Третьей Московской биеннале современного искусства — впервые, расширив географию проекта, вне столицы, в Художественной галерее Калининграда — был реализован проект «Красный — Красный. Юрий Васильев и Карл Михаэль фон Хауссвольф. Россия - Швеция», который представил творчество двух художников, два «красных» — Васильева и Хауссвольфа, два измерения — Россия и Европа, два взгляда на содержание цвета. Интрига проекта заключалась в том, что художники практически одновременно — на рубеже XX и XXI веков — независимо друг от друга приступили к
Документация проекта
Как раз ответу на вопрос «Что есть русского в красном?» посвящен проект Юрия Васильева «Russian Red», который художник реализует с 2000 года на протяжении многих лет. В «Russian Red» Васильев представляет историческую «русскость» красного, его тоталитарное содержание, связанное с революциями, репрессиями, стройками социализма, кровопролитными войнами, коммунальным бытом, экономическим развалом, социальным неравноправием и равнодушием. Красный притягивается то белым, то черным, приближаясь то к одному, то к другому своему полюсу. При сочетании с белым становится жизнеутверждающим, при сочетании с черным — обреченным и драматическим. Красному Васильева присуще нечто
Карл Михаэль фон Хауссвольф, сочетающий в своем творчестве звук, свет, визуальные средства, перформанс и кураторскую практику, увлечен красным эмоционально. Для него как
С 2012 года Балтийский филиал ГЦСИ реализует ежегодный международный фестиваль «Sound Around Kaliningrad» (куратор Данил Акимов), делая упор на экспериментальном звуке, на уникальных стратегиях
Современные эксперименты со звуком связаны с творчеством Велимира Хлебникова — великого русского поэта-«будетлянина» и его интонационными стихами, с абстрактной поэтической «заумью» Алексея Кручёных, с литературными и художественными работами других футуристов — «глашатаев будущего», с творчеством выдающего русского композитора Александра Скрябина и его поисками возможностей объединения звука и света, с экспериментами в области электронной музыки Джона Кейджа — одного из самых влиятельных американских композиторов ХХ века. «Sound Around Kaliningrad» — это мероприятие, заточенное, скорее, под людей, которые знают и понимают современное искусство, чем под массовую аудиторию. Каждый год фестиваль впечатляет и привлекает зрителя новой программой и исполнителями, а также новыми саунд перформансами калининградских участников. Будучи логическим продолжением проектов «Аудио туризм», «Sound Art Camp», «Акустическая диагностика», за три года фестиваль «Sound Around Kaliningrad» вырос в полноценное событие, и поэтому сегодня уже можно говорить о новой культурной традиции современного Калининграда.
Неудивительно, что именно в экспериментальном регионе России (как часто называют сегодня Калининградскую область) со своеобразным географическим положением — его закрытостью, зависимостью, анклавностью / эксклавностью — в 2004–2013 годах реализованы
Пета Клэнси и Хелен Пайнор (Австралия / Великобритания). „Тело — это много места“, 2011 г. Пятиканальная аудиовизуальная инсталляция на основе перфузионной сердечной системы и функционирующих свиных сердец, звук: Гейл Прист. Фото: Джорди Каргилл
Расшифровывая свое биологическое строение и научаясь его изменять, мы получаем власть над собственной эволюцией. Мы начинаем путешествие в неведомое…» (
Пока еще в Калининграде не так много творческих людей, знающих и адекватно работающих в актуальном искусстве. Возможно, поэтому рано говорить о традиции, школе и поколении преемников, но современное искусство — то самое contemporary art — в Калининграде есть. Оно расширяет границы своей представленности, его начинают включать в образовательные программы в государственном университете, к нему, хотя и осторожно, привыкают чиновники, у него появилась и растет своя аудитория. Это один из серьезных и сильных игроков в пространстве культурной политики региона. И, самое главное, о нём знают.
Конечно, сложно находясь внутри ситуации взглянуть на ГЦСИ и на себя со стороны — не хватает отстраненности и протяженности во времени. Вероятно, поэтому и возникает желание написать «большой отчет о деятельности», так как сложно о
Современное искусство, представляя реальность и одновременно критикуя ее, является мощным средством психологической адаптации, несмотря на свою сложность, некомфортность, некомплиментарность. Оно всегда пронизано творческой игрой, это своеобразная зона эксперимента, потому что как говорит наш
Этот текст объединил два эссе «Жизнь удалась» и «Public art и Калининград: опыт освоения города». Первое было написано в 2005 году для издания: Калининград: история в искусстве.