Cергей

Добрый день! Моя семья живет в старом немецком доме на последнем, 4 этаже. Соседи под нами, на 3-м этаже, в 90-е годы, без согласования с нами, сделали перепланировку квартиры: в помещении кухни они сделали ванную (там же, небольшую на 2-х чел. сауну), в помещении жилой комнаты-кухню. Законно ли это? Спасибо за ответ.

Сергей, согласно п. 9.22 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» не допускается размещение уборной и ванной (или душевой) непосредственно над жилыми комнатами и кухнями. Соответственно, если ваш сосед разместил ванную и сауну над жилой комнатой ваших соседей, то данные действия прямо противоречат действующим строительным правилам. Сказать однозначно, нарушаются ли ваши права в этой ситуации, сложно. Данный вопрос необходимо более подробно исследовать со специалистами-строителями

Анатолий

Купил квартиру на "вторичке", сделал ремонт, в т.ч. заменил старую газовую колонку, а при переоформлении договора на газоснабжение у меня потребовали согласование с пожарниками, с газовиками и еще невесть с кем. Насколько это законно? Спасибо.

Анатолий, согласно абзацу 2 п. 1.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Исходя из указанного определения замена бытового газового прибора на другой аналогичный по общему правилу не является переустройством и не требует согласования в муниципалитете.

Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается (п. 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению»).

Согласно п. 20 Приказа Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» при обнаружении самовольных действий по замене горелки Бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газопотребления с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе.

Имеет смысл обратиться в ОАО «Калининградгазификация» или к иной подрядной организации за проверкой и устранением возможных нарушений вашей установки. Результатом такой проверки должен стать акт обследования, который позволит вам исключить возможные претензии со стороны проверяющих организаций. Кроме того рекомендуем ознакомиться с типовыми нарушениями установки газовых котлов.
Cергей

Станислав, спасибо за ответ по вопр.6. И, все же, вопрос: поскольку перепланировка в квартире соседей была сделана с нарушениями (п.9.22 СНиП 31-01-2003) и эти изменения зарегистрированы органом БТИ ,как не нарушение,(хотя, у всех соседей по стояку: ванна под ванной, кухня под кухней и пр.) могу я подать в суд на БТИ на неправомерность действий последнего за фиксацию изменений? Или нельзя, т.к.решение БТИ окончательное и обсуждению не подлежит? Извините за навязчивость в моем вопросе . Спасибо. Сергей.

Сергей, БТИ не орган, который признает законным или не законным перепланировку и переустройство, это орган осуществляющий техническую инвентаризацию объектов капитального строительства. Узаконить может только орган местного самоуправления, издав соответствующее постановление, но необходимо направить запрос в Администрацию ГО «Город Калининград» с предложением провести проверку соблюдения законности такой перепланировки и переустройства, а если такая перепланировка и переустройство были согласованы, то пусть сообщать вам об этом и направят копию такого постановления. Это будут те документы, которые вы сможете обжаловать. Если перепланировка и переустройство были проведены незаконно, то администрация проведет проверку и сообщит вам об этом в месячный срок. Скорее всего у вас есть перспективы для подачи иска в суд об обязании привести квартиру соседей в первоначальное положение, однако более точно сейчас ответить, не видя документы ваших соседей не готов.

влад

Добрый день, Станислав. В нашем доме (жк "Времена года") находится магазин-кафе "Море чая", которое планирует расширятся путем установки выносного сборно-разборного павильона на придомовой территории. Было проведено общее собрание собственников и заочное голосование. По результатам последнего 53% жильцов высказались "за". Но позже выяснилось, что планы владельцев кафе сильно отличаются от тех, о которых говорилось на первоначальном собрании. И многие из проголосовавших "за" говорят, что их ввели в заблуждение, так как оказывается, что данный павильон возможно будет работать круглый год, возможно будет отапливаться, возможно изменится меню и, соответственно, будет уже не летнее кафе с булочками, а полноценная общепитовская точка. Если со временем в меню появится алкоголь (сейчас владельцы категорически это отрицают), то это будет мрак! Вопрос, собственно, следующий. Большинство жителей дома не против легкой летней террасы с кофейными столиками. Но проголосовав сейчас за разрешение на выделение этому кафе части придомовой территории для установки сборно-разборного павильона, не окажемся ли мы заложниками ситуации, сможем ли мы дальше, каким-либо образом, влиять на происходящее в нашем дворе? Окончательного проектного решения, как будет выглядеть данный павильон, у владельцев кафе нет. Так как проект стоит больших денег, с их слов, и пока у них не было разрешения большинства жителей дома, они данный проект не заказывали.

В первую очередь надо проанализировать уведомление о проведении собрания собственников многоквартирного дома и протокол собрания. Посмотрите, на что конкретно давалось согласие. Соответствует повестка дня содержанию протоколу и принятому решению. Собственники дают согласие на занятие территории определенным движимым или недвижимым имуществом, но закон не запрещает ставить иные условия такого занятия. Вопрос в том, как была сформулирована повестка дня и есть ли возможность расширительно трактовать такое право пользования земельного участка. В то же время вынос инженерных сетей, если это не будет электрическое отопление, независимое от существующего магазина, можно расценивать как реконструкцию. Нюансов очень и очень много и без изучения документов однозначный ответ дать проблематично. 

Василий

Спасибо за ответ на вопрос 1. В моем случае пока хочу оформить аренду этого помещения. Нужно ли согласие 100% собственников и какова процедура в этом случае?

Василий, согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников (ОСС) многоквартирного дома относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Полагаю, что указанное правило не должно применяться по аналогии к собственнику доли в праве общей долевой собственности (на чердак), т.е. к вам, как владельцу квартиры в этом доме, так как вы не являетесь «иным лицом». Вы сособственник всего общего имущества, в том числе чердачного помещения. ОСС правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. По общему правилу решение принимается большинством голосов.

Наталья

Здравствуйте! Имеется квартира в "брежневке" 1969 г. постройки. Хотим сделать проход из одной комнаты в кухню, при этом не убирать старый проем (и комната, и кухня становятся "проходными"), из "радикальных" перемен будет только появление нового дверного проема. Можно ли делать этот проем (стена не несущая), насколько сложно согласование и нужно ли согласие соседей на такую перепланировку? И еще: есть 2 кладовки, планируем их убрать и сделать гардеробную немного в другом месте. Такая перепланировка тоже требует согласования с соседями? Спасибо.

Наталья, ваши планируемые действия являются перепланировкой, если вы еще будете переносить батареи, то и переустройство. Однако все это оформляется как «одно действие».

Согласно ч. 2 ст. 26 ЖК РФ вам необходимо обратить в администрацию муниципального образования со следующими документами:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. К примеру, такой проект делают многие организации. Начиная от БТИ и заканчивая ОАО «Калининграджилкоммунпроект»;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В Калининграде документы подаются в отдел документооборота в сфере городского хозяйства, архитектуры и строительства управления организации документооборота административного управления администрации городского округа "Город Калининград". При этом, как вы видите, согласия соседей на это не требуется, как и на любую другую перепланировку, если права и законные интересы ваших соседей не нарушаются, т.е. нет угрозы их безопасности, санитарному благополучию и т.п.

Кроме того, вы вправе сейчас, так как есть межведомственное взаимодействие, не предоставлять документы из п. 4 и 6, а если у вас свидетельство о праве собственности выданное уже учреждением юстиции (с 1998 г.) или позднее Росреестром, иными словами, ваша квартира уже есть в ЕГРП, то не требуется предоставлять документы из п. 2.

Подписи о согласии на переустройство и (или) перепланировку от совместно проживающих совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма ставятся в заявлении в присутствии специалиста Отдела документооборота, ответственного за прием и выдачу документов. В ином случае представляется оформленное в письменном виде согласие члена семьи, заверенное нотариально, с проставлением отметки об этом в заявлении.

Срок рассмотрения документов (ч. 4 ст. 26 ЖК РФ) составляет 45 дней, однако в г. Калининграде он уменьшен до 21 рабочего дня. Порядок оформления документов содержится в Постановлении администрации городского округа "Город Калининград" от 29.06.2012 N 1194 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" по предоставлению муниципальной услуги по оформлению и выдаче решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения".

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Основанием для начала административной процедуры является срок завершения работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения, указанный в решении о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Акт передается муниципалитетом напрямую в Кадастровую палату. Срок внесения изменений сейчас 18 календарных дней.

Часто собственники и наниматели по договору соцнайма практикуют сначала произвести перепланировку, а потом через суд ее узаконить. 

Ирина Викторовна

Добрый день, подскажите , пожалуйста, как решить проблему с получением согласия на перепланировку всех совместно проживающих членов семьи нанимателя. Дело в том, что в муниципальной квартире прописано 8 человек. Трое по сложившимся обстоятельствам проживать не имеют возможности, так устраиваются скандалы со стороны проживающих там. Они ( проживающие) добиваются этого специально. 2-е комнаты в квартире изолированные, 2-е смежные. Я подавала в суд на определение порядка пользования на 1-у из отдельных комнат, но мне отказали. сейчас хочу посредством перепланировки сделать все комнаты изолированными, но из вредности мне не дают согласия на перепланировку. Есть ли законодательные нормы , которыми можно обязать дать согласие на перепланировку муниц. квартиры? Перепланировка нужна для определения порядка пользования и дальнейшей приватизации комнаты. лиц счета для оплаты ком. услуг уже разделены по суду. И как лучше поступить: сделать перепланировку, а потом узаконить через суд, или сначала получить разрешения? Спасибо.

Ирина Викторовна, полагаю, что проблему перепланировкой у вас не решить, так как для приватизации жилого помещения требуется согласие ВСЕХ нанимателей и разделение лицевых счетов тут значения не имеет. Известно, что была практика приватизации как комнат и создание фактически коммунальных квартир, однако сейчас, насколько мне известно, такое не возможно, в том числе и потому, что стали соблюдать закон. А как указывал выше, по закону лицевые счета значения не имеют. Тем более, что сейчас практика разделения лицевых счетов так же не имеет перспектив в суде. В вашем случае я бы рассмотрел вопрос признания утраты права пользования жилым помещением за теми, кто там не проживает. Но чтобы ответить на вопрос возможно ли это, необходимо полностью изучить ваше дело, которое было в суде. Так как решение и выводы, данные в его рамках показания каждой из сторон могут как сыграть вам на руку, так и наоборот.

Еще есть вариант заручившись поддержкой администрации муниципального образования, как собственника квартира, попробовать преодолеть в судебном порядке несогласие нанимателей, однако нечто подобное пока удавалось только по делам о реконструкции, когда часть собственников не была согласна на реконструкцию. Удавалось ли кому-то такое провести при перепланировке мне не известно. Если администрация будет против, то сделать это будет проблематично. Вероятность того, что она будет против тоже высока, так как по закону требуется согласие всех нанимателей и она может формально следовать букве закона. Однако в гражданском законодательстве и в судебном производстве сейчас активно используется механизм противодействия злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ), поэтому определенные предпосылки для решения вашей проблемы имеются.

Cергей

Станислав, спасибо Вам за ответы по вопр.6,8. Из Ваших ответов на другие вопросы, я услышал, что преодоление 100% согласия членов ТСЖ вполне реально. Ведь, многие не дают согласие просто из вредности (напр.на реконструкцию чердака или его части, которая интересна только жильцам с верхних этажей). Понятно, что каждый случай индивидуален. И все же: шанс есть? Если да, я Ваш клиент! Спасибо!

Сергей, прошу не путать ТСЖ и общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. ТСЖ ни на общем собрании, ни тем более через органы (правление, председатель) не принимает никаких серьезных основополагающих решений. Шансы есть, но каждая ситуация требует индивидуального подхода. Надо понимать, что не имея 50% голосов собственников (прошу отличаться от 50% квартир, подсчет идет обычно «квадратными метрами» квартир и нежилых помещений, если таковые имеются в вашем доме) запускать процесс преодоления несогласия остальных бессмысленно.

Михаил

По поводу 5 вопроса - если вы жители дома согласны, что дальше? Опишите последовательность

Михаил, посмотрите ответ на вопрос №3, там описана примерная процедура реконструкции многоквартирного дома. В вашем случае это будет именно реконструкция.

Олеся

какой срок после открытия ИП должен быть максимальным,что бы я считалась Молодым предпринимателем, либо до какого возраста?

Добрый день, Олеся.
Если я правильно поняла, то Вас интересует возможность участия в программе Агентства по делам молодежи Калининградской области «Ты -предприниматель».
Возраст участников этой программы до 30 лет. В налоговом кодексе нет понятия «молодой предприниматель» и соответственно нет никаких льгот для них.
Надежда

Надежда, могли бы Вы дать развернутое определение понятию "социальное предпринимательство"? Спасибо.

Спасибо за вопрос, Надежда.
Социальное предпринимательство — это предпринимательская деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем. Оно занимает промежуточное положение между традиционным предпринимательством и  благотворительностью. От благотворительности оно берет цели и ориентацию на решение социальных проблем; от предпринимательства — бизнес-подходы к ведению деятельности. Такая комбинация ресурсов приводит к устойчивым  позитивным социальным изменениям в обществе. Социальное предпринимательство — бизнес с социальной миссией.
Комитет СФ по социальной политике подготовил поправки ко второму чтению законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в РФ», вводящие в федеральное законодательство термины «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство». Это позволит сделать статус социального предпринимателя легитимным наравне с малым бизнесом и некоммерческими организациями.
С примерами социального предпринимательства, поддержанного Фондом «Наше будущее» вы можете ознакомиться подробно на сайте фонда: http://nb-fund.ru/social-entrepreneurship/, а также http://www.nb-forum.ru/business/.
Кроме того, Фонд проводит Всероссийский конкурс «Социальный предприниматель» — более подробно о нем на сайте http://konkurs.nb-fund.ru/

Анна

Добрый день! Скажите, пожалуйста, помогаете ли вы со сбором документов для оформления юр. лица. И сколько времени занимает оформление.

Добрый день, Анна
Да, мы оказываем услугу по сбору документов для оформлению юр. лица.
Оформление выполняется в сроки установленные законодательством, обычно это 5-7 рабочих дней.
Екатерина

Добрый день, оказываете ли вы помощь в сборе документов для участия в конкурсе социальный предприниматель? могут ли фермерские хозяйства участвовать в конкурсе?

Мы оказываем помощь в сборе документов для участия в конкурсе.
Фермерские хозяйства имеют возможность принять участие в конкурсе если их проекты соответствуют требованиям Фонда.
Романенко

Добрый день. Я молодой предприниматель, три месяца назад зарегестрировал ООО. Оборотов, естественно, не было. Столкнулся с такой проблемой: Покупатели готовы выставить мне переводной аккредитив в валюте, а наши банки, либо заявляют, что с ним не работают, хотя такая услуга у них есть, либо, предлагают взять кредит для того, чтобы его перевыставить, но кредит взять невозможно, так как нет оборотов. Что вы можете порекомендовать в такой ситуации?

Добрый день. По всей видимости банк по своему усмотрению считает невозможным предоставить данную услугу Вам или Вашему покупателю. Для того, чтобы понять возможно ли устранение причин не предоставления аккредитива, необходимо более детально разобраться в данной ситуации. Вы можете записаться на консультацию по тел. 8(4012)59-32-48.

Ольга

Надежда, проводите ли вы обучение по основам предпринимательской деятельности? Если да, то планируется ли в ближайшее время?

Добрый день, Ольга.
На сегодняшний момент мы проводим индивидуальные занятия по основам предпринимательской деятельности. Более подробно о времени и условиях Вы можете узнать по тел. 8(4012)59-32-48

Семен

Добрый день. Я хочу создать военно-исторический клуб... в какой форме это лучше сделать и можете ли вы помочь с оформлением бумаг?

Добрый день, Семен.
Думаю, что скорее всего Вам подойдет форма НКО.
Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос надо более детально ознакомиться с Вашим проектом. И конечно, мы Вам можем помочь с оформлением бумаг. Для этого необходимо обратиться к нам в офис.

Иван Натанович

Добрый день. Скажи оказываете ли вы помощь при работе с таможней?

Добрый день.
Мы не оказываем помощь при работе с таможней.

Куликова Надежда

На сегодняшний день Заказчик размещает информацию о закупках на сайте http://www.zakupki.gov.ru, но там находится лишь информация о самой закупке. А дальше сами торги или запрос котировок проходит на других платных торговых площадках. Где сама регистрация стоит определенных денег и дальнейшее участие в тендерах тоже платное. Как в новом законе будет будет регламентироваться данная ситуация. Спасибо!

Здравствуйте, Надежда!

Не могу согласиться с Вами, что участие в закупках, информация о которых размещается на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru, является платным. В настоящее время закупки, размещаемые на указанном сайте можно подразделить на 2-ве самостоятельные группы закупок:

1-я группа закупокэто так называемые «госзакупки». Речь идёт о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Эти закупки регламентируются законом о госзакупках:

До 01.01.2014 г. – Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после 01.01.2014 г. – Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Большая часть госзакупок в настоящее время и после Нового года будет осуществляться через открытые аукционы в электронной форме, проводимых на 5-ти специально отобранных Минэкономразвития электронных торговых площадках. При этом само по себе участие в таких аукционах для участников закупок является и будет являться бесплатным. Единственное за что платит участник закупки оператору электронной торговой площадки - в случае победы в процедуре закупки уплачивается участником закупки оператору очень небольшая сумма «за победу в процедуре закупки» (на большинстве площадок – 2000 рублей).

Поэтому говорить о том, что за участие в госзакупках с участника взимается плата оператором электронной торговой площадки, представляется не совсем корректным.

Между тем, участники госзакупок несут другие (косвенные) издержки: закон о госзакупках обязывает участника (до Нового года – по усмотрению заказчика, после Нового года – всегда) предоставлять обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в форме безотзывной банковской гарантии или залога денежных средств. Также участник для участия в процедуре закупки обязан перечислять на счёт оператора электронной торговой площадки, открытый в том или ином банке, обеспечение заявки. В противном случае, он (участник) просто не сможет подать заявку. Да, указанные денежные средства (обеспечение заявки) в последующем возвращаются участнику закупки, но это всё равно влечёт издержки (в некоторых случаях очень существенные) для бизнеса.

Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то могу согласиться с тем, что участие в госзакупках не является бесплатным (несёт издержки).

При этом с вводом в действие законодательства о контрактной системе указанные издержки только вырастут.

2-я группа закупокэто регламентированные закупки в рамках 223-ФЗ. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обязывает некоторые категории юридических лиц (госкомпании, госкорпорации, субъекты естественных монополий, унитарные предприятия, хоз. общества с гос. участием и др.) размещать информацию о своих закупках на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru . C 01.01.2014 г. такую информацию на офсайте будут размещать и все муниципальные организации (муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества с долей муниципального участия, муниципальные автономные учреждения). При этом в отличие от госзакупок правила закупок таких организаций регламентируются не законом, а самими организациями, которые устанавливают их в специальном локальном нормативно-правовом акте – Положении о закупке, размещаемом на офсайте.

Если рассматривать закупки этой категории заказчиков, то, действительно, многие из них проводят закупки в электронной форме на различных электронных торговых площадках. При этом участие в закупках на большинстве из таких площадок является платным.

В качестве примера можно привести электронную торговую площадку http://www.b2b-center.ru/ или http://www.b2b-energo.ru/ . За участие в процедурах закупок на подобных электронных торговых площадках необходимо вносить не очень маленькие суммы (в ряде случаев речь идёт о сотнях тысяч рублей).

Поэтому, наверное, Вы, Надежда, и считаете эти случаи участия в закупках в рамках 223-ФЗ «платными».

Да, соглашусь с Вами: если Вы участвуете в таких закупках разово или не очень часто, то для Вас эти суммы являются существенными. Однако, если представить, что Вы являетесь постоянным контрагентом такой организации, например, как ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «Калининградский морской торговый порт» и др. крупные компании, то для Вас эти издержки бизнеса не будут являться значительными (даже, если Вы небольшая компания) в сравнении с теми же налоговыми издержками.

Кроме того, заказчики в рамках 223-ФЗ в отличие от заказчиков, которые работают по закону о госзакупках (94-ФЗ), обычно предлагают более выгодные условия исполнения договоров (предоплата или авансирование в размере 30-50 % от суммы договора, абсолютно реальные условия исполнения договоров и т.п.).

Поэтому не считаю такой размер платы препятствием для участия малого бизнеса в закупках крупных организаций – заказчиков в рамках 223-ФЗ.

Что касается небольших компаний, которые хотят участвовать в закупках в рамках 223-ФЗ, то рекомендую следить за информацией на электронных торговых площадках: довольно часто такие площадки проводят «акции», в рамках которых допускается в течение определённого времени бесплатное участие в закупках на этой площадке. Это расширяет доступ малого бизнеса к закупкам в рамках 223-ФЗ.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Виктор Суетин

Добрый день! Подскажите пожалуйста будет ли распространять свое действие закон 44 на федеральное государственное унитарное предприятие которое осуществляет закупки за счет собственных средств?

Здравствуйте!

В случае, если ФГУП утвердило Положение о закупке, разместило указанное Положение на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru и закупка осуществляется за счёт собственных средств предприятия, то положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на указанную закупку не распространяются.

Наталья Левина

Виктор, если есть возможность, подскажите каким образом закрывать в конце года контракты по почте с единственным поставщиком, контракты, где есть авансирование. Получается с нашей стороны оплата уже прошла за часть услуги на следующий месяц, а фактически услуга не оказана и актов выполненных работ еще. Закрытие контракта происходит, когда двухсторонне выполнены свои обязательства , мы - оплатили, а с их стороны услуга не оказана, а контракт закрывать надо, год заканчивается, срок контракта истекает, а деньги авансированием переходят на неоказанную услугу уже на другой год. Как правильно поступать в этом случае?

Здравствуйте!

Как Вы сами понимаете, Вы задаёте вопрос, на который невозможно ответить с точки зрения «буквы закона». Однако, я всё-таки постараюсь ответить на него разносторонне.

С точки зрения буквы закона (формальный ответ):

Действующее бюджетное законодательство РФ разрешает 100-% авансирование по договорам (контрактам) об оказании услуг связи (см., например: поп. а) пункта 17 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 № 1272 (ред. от 04.09.2013) "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Поэтому теоретически ничто не мешает заказчику «закрыть» договор (контракт) на оказание услуг почтовой связи с ФГУП «Почта России» в декабре 2013 года (либо путём фактического исполнения, либо путём подписания соглашения о расторжении договора (контракта)).

При этом для того, чтобы обеспечить деятельность заказчика в январе 2014 года, заказчик после завершения новогодних праздников (в середине января 2014 г.) может заключить договор (контракт) на оказание услуг почтовой связи с ФГУП «Почта России».

Особенностью данного договора (контракта) будет являться наличие в нём условия примерно следующего содержания:

«В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса РФ действие настоящего договора (контракта) применяется к отношениям сторон, возникшим ДО ЕГО ПОДПИСАНИЯ, начиная с 01 января 2014 года».

Обращаю Ваше внимание, что при закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), руководствуясь п. 2 ст. 425 ГК РФ, стороны вправе устанавливать, что условия заключённого ими договора (контракта), распространяются на отношения сторон, возникшие до подписания договора (контракта).

Поэтому ничто юридически не препятствует заказчику 09-15 января 2014 года подписать договор (контракт) на оказание услуг почтовой связи и распространить его действие на отношения сторон, начиная с 01.01.2014 г. (для оплаты части оказанных услуг; примечание: те услуги, которые Вы подразумеваете в своём вопросе).

Однако, здесь возникает другая ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: обычно заказчик просит на услуги связи финансирование в большем объёме, чем фактическая стоимость оказываемых услуг, исходя из принципа «проси больше – дадут меньше». Возникает вопрос: куда девать это излишнее финансирование («остатки») – возвращать или не возвращать его в бюджет? По причинам, понятным любому «бюджетнику», такой возврат очень нежелателен.

В связи с этим практика заставляет заказчика для решения этой проблемы искать НЕФОРМАЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Естественно, в рамках действующего законодательства.

Одним из таких вариантов является включение в договор (контракт) оплаты оказанных услуг по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции путём применения государственных знаков почтовой оплаты.

В соответствии с пунктом 25 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в) иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.

Таким образом, так называемые маркированные конверты относятся к знакам почтовой оплаты и применяются для подтверждения оказанных услуг по пересылке корреспонденции.

В связи с этим ничто не мешает заказчику использовать маркированные конверты (ЗПО) для подтверждения оплаты услуг почтовой связи и отразить это в условиях заключённого договора (контракта) с ФГУП «Почта России».

По-сути, речь идёт о приобретении маркированных конвертов (ЗПО), но юридически это оформляется, как оказание услуг общедоступной почтовой связи.

Естественно, прекрасно знаю, что поставка знаков почтовой оплаты (ЗПО) формально не подпадает под перечень случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), как в действующем законодательстве РФ о размещении заказов, так и в законодательстве РФ о контрактной системе.

Однако, формально в рамках договора (контракта) речь не идёт о такой поставке, а об оказании услуг общедоступной почтовой связи.

При этом поскольку оплата маркированных конвертов (ЗПО) и услуг связи осуществляется с одной статьи, то это позволяет убирать «остатки», о которых Вы ведёте речь в Вашем вопросе.

Других законных способов решения этого вопроса (кроме вышеописанных; на практике эти способы применяются обычно в совокупности) для заказчиков с большими объёмами письменной корреспонденции в настоящее время, к сожалению, нет.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Владимир Андрианов

1) Как в соотвествии с 44-ФЗ заказчику считать совокупный объем закупок (исходя из требований ст.112 ч.3.) - от общего объема доведенных ЛБО, от общего объема по плану-графику на 2014 года или от общего объема "конкурентных" закупок, размещенных заказчиком? в законе явно не прописано; 2) а) есть контракт (например, "прямой договор" до 100 тысяч), который заключен в 2013 году, но действие начинается с 1 января 2014 года; б) есть контракт, который отторгован в 2013 году, но контракт можно заключить с 1 января 2014 года. Попадают ли такие контракты под действие 44-ФЗ и нужно ли их вносить в план-график на 2014 год? закупка по 44-ФЗ это же не только размещение заказа, но и процесс исполнения контракта тоже. 3) Правильно ли я понял приказ МЭР/ФК от 20 сентября 2013 года № 544/18н: прямые договора (до 100 тысяч), заключаемые на 2014 год, вносим в план-график в разрезе КБК? (т.е., КБК - сумма - указание на ед.источник в столбце плана-графика)?

Здравствуйте, Владимир!

РАЗЪЯСНЕНИЯ (ОТВЕТ) НА ВОПРОС 1: В силу прямого указания закона – пункта 1 части 3 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30, частями 1 и 2 статьи 38, частью 2 статьи 72, пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, производится заказчиками БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ.

Думаю, что Вам это положение Закона № 44-ФЗ хорошо известно.

Поэтому в 2014-2015 году определение объёма закупок в указанных целях с использованием плана-графика размещения заказов не может производиться.

У любого здравомыслящего человека возникает естественный вопрос: а как тогда определять этот «совокупный годовой объём закупок», если план-график размещения заказов при этом не используется?

ПРИВЕДУ КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ НА ЗАДАННЫЙ ВАМИ ВОПРОС:

1) по размеру средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, т.е. объему доведенных до государственного или муниципального заказчика, как получателя бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на соответствующий год;

2) от общего объема "конкурентных" закупок (торги, запрос котировок, запрос предложений) , проведённых заказчиком;

3) от сумм начальных (максимальных) цен «конкурентных» процедур закупок + суммы всех закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), которые заключены без проведения «конкурентных» процедур закупок;

4) от стоимости всех закупок, осуществлённых заказчиком в 2014 году (подразумеваю здесь договоры (контракты), исполнение которых было завершено.

Обращаю Ваше внимание, что любой из этих вариантов определения совокупного годового объёма закупок ВОЗМОЖЕН.

ПРИЧИНА: в Законе № 44-ФЗ о контрактной системе отсутствует юридическое понятие «совокупный годовой объём закупок».

Данная ситуация является абсурдной с точки зрения логики и здравого смысла, но не единственной такой нормой в законодательстве РФ о контрактной системе.

Например, если Вы откроете примечание 6 к распоряжению Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р (прим. – Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых через электронные аукционы), то увидите там такое положение:

«За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД превышает 150 млн. рублей, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД превышает 50 млн. рублей».

Таким образом, выбор формы торгов (конкурс или аукцион) на подрядные строительные работы в рамках законодательства РФ о контрактной системе зависит в первую очередь от 2-х факторов:

1. От начальной (максимальной) цены контракта.

2. От того относятся ли те или иные работы к ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НУЖДАМ.

Однако, как это ни странно, в самом тексте Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» само понятие «государственные нужды» или «муниципальные нужды» (например, в привязке к источнику финансирования закупки) ОТСУТСТВУЕТ.

В результате действия заказчика или уполномоченного органа по выбору формы торгов с 01.01.2014 г. напоминают известную игру «угадай мелодию» (примечание - в данном случае «угадай» способ закупки)) либо игру в рулетку.

Аналогичная ситуация имеет место и в отношении понятия «совокупный годовой объём закупок», о котором Вы спрашиваете. В условиях отсутствия конкретного содержания данного юридического понятия в Законе № 44-ФЗ указанный термин можно трактовать, как угодно.

С моей точки зрения, самый безопасный способ толкования понятия «совокупный годовой объём закупок» это определять его по размеру средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в текущем году. Если речь идёт о получателе бюджетных средств – по объёму лимитов (субсидий) на соответствующий год.

РАЗЪЯСНЕНИЯ (ОТВЕТ) НА ВОПРОС 2: Относительно договоров (контрактов), которые были заключены в 2013, но действие которых начинается с 01.01.2014 года, то считаю, что данные закупки необходимо внести:

1) в План-график размещения заказов на 2013 год (путём корректировки Плана-графика размещения заказов на 2013 год по основаниям, предусмотренным п. 15 Порядка
размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утверждённого к приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства
от 27 декабря 2011 г. № 761/20н; примечание – указанный порядок применяется в 2014-2015 году с учётом особенностей, установленных в соответствии с частью 2 статьи 112 Закона № 44-ФЗ);

2) перенести в План-график размещения заказов на 2014 год.

Данный вариант представляется самым юридически безопасным с точки зрения интересов заказчика.

При этом теоретически можно обосновать отсутствие необходимости переноса закупки, произведённой в 2013 году, в План-график размещения заказов на 2014 год, поскольку Закон № 44-ФЗ о контрактной системе начинает действовать с 01.01.2014 г., обратной силы не имеет, а по действующему в 2013 году Закону № 94-ФЗ о размещении заказов заказ считается размещённым с даты заключения договора (контракта).

Однако, данный вариант считаю для заказчика нецелесообразным, поскольку для заказчика проще и безопаснее перенести закупку 2013 года в План-график размещения заказов на 2014 год, чем тратить своё время на составление возражений (объяснений) к акту проверки или на представление органов прокуратуры.

Относительно договоров (контрактов), по которым размещение заказа было объявлено в 2013 году, но сам договор (контракт) будет заключён в 2014 году, придерживаюсь аналогичной позиции.

РАЗЪЯСНЕНИЯ (ОТВЕТ) НА ВОПРОС 3:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства РФ № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» информация о закупках товаров, работ, услуг на сумму до 100 тыс. рублей отражается в следующих 3-х столбцах формы Плана-графика размещения заказов:

1) столбец 1 - «КБК»;

2) столбец 9 - «Начальная (максимальная) цена контракта (тыс. руб.)»;

3) столбец 13 - «Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

При этом ВСЕ ЗАКУПКИ НА СУММУ ДО 100 ТЫС. РУБ. (ЗАКУПКИ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ П. 4 Ч. 1 СТ. 93 ЗАКОНА № 44-ФЗ) ОТРАЖАЮТСЯ В ОДНОЙ СТРОКЕ ПО КАЖДОМУ КОДУ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ (КБК) В РАЗМЕРЕ СОВОКУПНОГО ГОДОВОГО ОБЪЁМА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.

Т.е. отражается только общая стоимость закупок по данному основанию (по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе) с учётом доведенных лимитов (субсидий) по данному КБК.

Также обращаю Ваше внимание на то, что закупки до 100 тыс. рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и закупки до 400 тыс. рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) отражаются в Плане-графике размещения заказов В ОТДЕЛЬНЫХ СТРОКАХ.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Владимир Андрианов

4. Еще вопрос. Вопрос про электронную подпись. В соотвествии с Законом № 63-ФЗ (ст.19 ч.2) сертификаты ЭЦП, выданные по "старому" Закону № 1-ФЗ об ЭЦП, с 1 января 2014 года теряют свою силу. Это значит, что всем заказчикам области необходимо до 1 января 2014 года получить в УФК сертифкаты электронной квалифицированной подписи по Закону № 63-ФЗ для работы в ЕИС/zakupki.gov.ru? Спасибо!

Здравствуйте, Владимир!

Мне довелось присутствовать на семинаре, который проводила 30 октября 2013 года в г. Калининграде Высшая школа экономики совместно с Конкурсным агентством Калининградской области и Национальной ассоциацией институтов закупок. Сидел справа от Вас и слышал этот же вопрос от Вас, который Вы задавали представителям Высшей школы экономики.

К сожалению, моего терпения не хватило досидеть до конца на этом мероприятии. В связи с этим не имел возможности услышать ответ, который Вы получили от представителей Высшей школы экономики. Поэтому постараюсь максимально откровенно и развёрнуто ответить на Ваш вопрос.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе Правительством РФ устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В августе 2013 года Минэкономразвития России был разработан проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте информации, подлежащей размещению в единой информационной системе до ввода ее в эксплуатацию". Данный проект Постановления Правительства РФ детально регламентировал вопросы размещения информации о закупках на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru до ввода в эксплуатацию ЕИС, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОДПИСЕЙ ЗАКАЗЧИКАМИ И УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ. Текст этого проекта Постановления Правительства РФ доступен по ссылке: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/pr_260713.rtf

В частности, проектом предусматривалось, что до ввода в эксплуатацию ЕИС заказчики и уполномоченные органы будут использовать для работы на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru НЕКВАЛИФИЦИРОВАННУЮ электронную подпись.

Такое решение автоматически снимало ту проблему, которую Вы озвучиваете – проблему использования квалифицированной электронной подписи (с учётом положений части 2 статьи 19 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об электронной подписи").

Однако, 12 октября 2013 года Постановлением Правительства РФ № 913 было утверждено Положение о размещении на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.

Данное Постановление Правительства РФ № 913 не регламентирует вопросы выдачи и применения сертификатов электронной подписи на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru c 01.01.2014 г.

В результате, как Вы правильно отмечаете, ранее выданные заказчикам и уполномоченным органам сертификаты электронной подписи с 01.01.2014 г. утратят свою юридическую силу и с учётом положений ч. 1 и 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, части 2 статьи 19 Закона № 63-ФЗ об электронной подписи не могут использоваться в целях электронного документооборота.

ПРИ ЭТОМ СИТУАЦИЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ГОРАЗДО ХУЖЕ, ЧЕМ ВЫ ОЗВУЧИВАЕТЕ:

Дело в том, что Постановлением Правительства РФ № 913 не конкретизировано, КТО УПОЛНОМОЧЕН ВЫДАВАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОДПИСИ НА ОФСАЙТЕ РФ, НАЧИНАЯ С 01.01.2014 г. И КАКИЕ ЭТО ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОДПИСИ (КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ИЛИ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ).

Поэтому Федеральное казначейство и его территориальные органы не смогут выдавать заказчикам сертификаты электронной подписи для работы на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru, начиная с 01.01.2014 г. и до ввода в эксплуатацию ЕИС.

При этом, насколько мне известно до настоящего времени какой-либо нормативный правовой акт федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (Минэкономразвития России), который бы устанавливал правила использования электронных подписей на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru, начиная с 01.01.2014 г. и до ввода в эксплуатацию ЕИС, не подготовлен даже в виде проекта.

В результате может сложиться ситуация, при которой все заказчики России смогут остаться с 01.01.2014 г. без возможности законно размещать информацию на официальном сайте РФ (без возможности осуществления легального электронного документооборота).

При этом никто не понесёт за это никакого наказания, поскольку конкретные должностные лица, ответственные за такое развитие ситуации, в настоящее время переведены на вышестоящие должности госслужбы в другие министерства или в другие государственные органы (Минвостокразвития России, Счётная палата РФ и др.).

В связи с этим органам государственной власти субъектов РФ и муниципальным образованиям целесообразно в оставшееся до 01.01.2014 г. время направлять официальные запросы в Правительство РФ и Минэкономразвития России для срочного решения вопроса о продлении действия ранее выданных сертификатов электронной подписи для работы с ООС.

Ждать в этой ситуации, что проблема разрешится сама собой, на мой взгляд, является неоправданным риском с точки зрения интересов органов государственной власти субъектов РФ и практики (качества) работы Минэкономразвития России.

Огневенко Людмила

Здравствуйте. У меня возник вопрос по поводу договоров без проведения торгов и запросов котировок, т.е. у единственного поставщика, которые на сумму не более 100 тыс. Как изменится процесс заключения таких договоров и будет ли это возможно?

Здравствуйте, Людмила!

В Законе № 44-ФЗ о контрактной системе сохраняется возможность осуществления закупки заказчиком товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом в отличие от Закона № 94-ФЗ о размещении заказов не предусмотрено применение заказчиками номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд государственных, муниципальных и иных заказчиков в целях определения одноимённости товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на такие закупки устанавливается ограничение не в виде одноимённости товаров, работ, услуг, а в виде доли от совокупного годового объёма закупок. Так, законодательством РФ о контрактной системе установлено, что совокупный годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на этом основании, не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Что касается изменений в применении такого способа закупки, как запрос котировок, то их можно свести к следующим основным моментам:

1) совокупный годовой объем закупок, осуществляемых заказчиком путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год;

2) заказчик вправе отказаться от проведения запроса котировок не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок (в действующем Законе № 94-ФЗ возможность отказа от проведения запроса котировок не предусмотрена);

3) вносить изменение в извещение о проведении запроса котировок можно не позднее чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи котировочных заявок, срок подачи заявок продлевается на 7 рабочих (на 4 рабочих дня, если НМЦК не превышает 250 тыс. руб.) (в действующем Законе № 94-ФЗ возможность внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок не предусмотрена);

4) заявки на запрос котировок с 01.01.2014 г. подаются в запечатанных конвертах. При этом вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе котировок осуществляется публично!

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Михаил

Вопрос по 44-ФЗ. 1. Информация о закупке включена в План-График на 2014 год (в соответствии с Приказом №544/18н МЭР и ФАС). Закупка до 100 000 рублей. Вправе ли Заказчик заключить контракт по этой закупке в 2013 году, при этом действие Контракта начинается с 1 января 2014 года? 2. Правильно ли я понимаю, что в соответствии со ст. 93 Заказчик не вправе осуществлять с 1 января 2014 года закупки у единственного поставщика (до 100 тыс. рублей) на услуги интернет связи, закупку канцелярских принадлежностей, ГСМ (бензин)? Необходимо проводить только «конкурентные» закупки?

Здравствуйте, Михаил!

Ответ (разъяснение) на вопрос 1: Законодательство РФ о контрактной системе не содержит никаких ограничений в части применения отлагательных условий договоров (контрактов) на поставку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Поэтому заказчик вправе заключить в 2013 году договор (контракт) на сумму до 100 тыс. руб., который начнёт действовать с 01.01.2014 г.

Ответ (разъяснение) на вопрос 2: Закон № 44-ФЗ о контрактной системе (п. 4 части 1 статьи 93) не содержит указанных Вами ограничений по объектам закупок (интернет, услуги связи, закупки канцелярских принадлежностей, ГСМ (бензин)). Поэтому заказчик вправе осуществлять закупку ЛЮБОГО ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ на сумму до 100 тыс. рублей. Единственное ограничение: совокупный годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на этом основании, не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. При этом сельские поселения могут осуществлять такие закупки без каких-либо ограничений.

Алексей

Бюджетное учреждение приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика второго уровня ГП-2 (стоимость эл.энергии выше чем у гарантирующего поставщика первого уровня ГП-1, приобретающего эл.энергиию на оптовом рынке). У кого будет покупаться эл.энергия с 01.01.2014 если законодательство (ПП № 442 от 04.05.2011) запрещает ГП 1 работать в зоне ГП-2 и соответственно ГП 1 не может продавать эл.энергию бюджетнику

Здравствуйте, Алексей!

Обращаю Ваше внимание на то, что закупки электроэнергии у гарантирующего поставщика с Нового года исключены из перечня случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе). Поэтому гарантирующий поставщик электроэнергии - поставщик первого уровня ГП-1 или поставщик второго уровня ГП-2, по «инновационным» соображениям авторов реформы и Правительства Российской Федерации, будет определяться путём проведения конкурентных процедур закупок, то есть рассмотрения поданных такими поставщиками заявок на участие в процедуре закупки.

При этом на закупку электроэнергии у гарантирующего поставщика п. 1 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предоставляет заказчику право проводить закупку путём запроса предложений. Представить себе гарантирующих поставщиков электроэнергии (ГП-1 или ГП-2), стоящих в очереди для подачи заявок, мне довольно затруднительно с точки зрения логики и здравого смысла. Однако, я, как специалист по закупкам, скорее всего, не понимаю всей глубины и широты мысли разработчиков «3-й реформы госзаказа» и, наверное, не осознаю того достигнутого высочайшего уровня развития конкуренции в российской электроэнергетики за последние двадцать лет.

Поэтому ответ на Ваш вопрос с точки зрения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе именно таков: гарантирующие поставщики электроэнергии для государственных или муниципальных нужд будут определяться путём рассмотрения заявок таких поставщиков в ходе конкурентных процедур закупок.

Мне искреннее хочется разделить оптимизм разработчиков реформы в части конкуренции между гарантирующими поставщиками электроэнергии, но, к сожалению, почему-то у меня такой оптимизм не появляется.

Надеюсь, что полным образом ответил на Ваш вопрос.

Михаил

Вопрос по 44-ФЗ. Как определять НМЦК, если заказ размещен в 2013 году, а исполнение Контракта в 2014 году. С одной стороны, если заказ размещен в 2013 году можно определять, согласно 94-ФЗ, но в тоже время, данный заказ входит в план-график на 2014 год и попадает под Приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 №567. Так, что первично?

Здравствуйте, Михаил!

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется В ЧАСТИ ТЕХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКНУТ ПОСЛЕ ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ ЕГО В СИЛУ, ТО ЕСТЬ С 01.01.2014 г., если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с этим возникает следующая интересная ситуация:

Согласно абзацу и) подпункта 2 пункта 5 Приказа Минэкомразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. №544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы" в плане-графике размещения заказов на 2014 год необходимо указывать НМЦ контракта, определённую в соответствии с требованиями ст. 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

На первый взгляд ситуация кажется безальтернативной: необходимо проводить обоснование НМЦ контрактов ДЛЯ ВСЕХ ЗАКУПОК, которые включаются в сам план-график размещения заказов на 2014 год.

Однако, мне, как заказчику, по понятным причинам, не хочется этого делать. Поэтому читаем Приказ Минэкомразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. №544/18н ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.

Если прочитать его внимательно, то из него следуют 2-ва важных следствия:

1-е следствие: действующий в настоящее время порядок формирования планов-графиков размещения заказов (приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков") сохраняет свою юридическую силу

Таким образом, планы-графики размещения заказов на 2014 год должны быть размещены на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

2-е следствие: приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н при формировании планов-графиков размещения заказов на 2014 год применяется с учётом особенностей, предусмотренных приказом Минэкомразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. №544/18н

Однако, последний приказ №544/18н (примечание – исходя из текста самого приказа; см п. 2) вступит в силу только с 01.01.2014 г.

Таким образом, заказчик может сформировать план-график размещения заказов на 2014 год и разместить его на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru В ДЕКАБРЕ 2013 года по правилам приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, который не обязывает заказчика производить обоснование НМЦ контракта по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

При этом после 01.01.2014 г. (ДАТЫ, КОГДА ВСТУПИТ В СИЛУ ПРИКАЗ №544/18н ОТ 20.09.2013 г.) заказчик внесёт изменения в размещённый план-график размещения заказов на 2014 год для приведения его формы в соответствие с требованиями приказа Минэкомразвития России от 20.09.2013 г. №544/18н

То есть указанные изменения затронут только форму плана-графика размещения заказов, но не его содержательную часть (в том числе НМЦ, определённую заказчиком в декабре 2013 года по правилам Закона № 94-ФЗ о размещении заказов).

Представляется, что такое решение озвученной Вами проблемы является оптимальным с точки зрения интересов заказчика.

Михаил Малов

А где можно поучаствовать в бесплатных вебинарах по 44-ФЗ?

Здравствуйте, Михаил!

Под эгидой Открытого правительства каждый вторник, среду и четверг с 15 октября по 10 декабря 2013 года проходят вебинары с участием ведущих экспертов в области государственных закупок по различным аспектам перехода на контрактную систему (№44-ФЗ). Вебинары проводятся на площадке http://webinar.ru/. Для участия в вебинарах нужно зарегистрироваться по адресу электронной почты: info@gosreforma.ru и получить инструкции к подключению. План вебинаров можно скачать по ссылке: http://большоеправительство.рф/upload/iblock/89c/89c031737c1ebcd4222826e2bad5534c.xlsx

Вахнин Сергей

Доброго времени суток! Уважаемый Виктор Викторович помогите пожалуйста разобраться с вопросом! Наше муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 городского округа Тольятти на сегодняшний день попадает под действие 94 ФЗ, с 01.01.2014 имеем ли мы право проводить торги по 223 ФЗ ? Надеемся на вашу помощь в разъяснение этого вопроса !

Здравствуйте, Сергей!

С 01.01.2014 года закупки, осуществляемые Вашим бюджетным учреждением ЗА СЧЁТ СУБСИДИЙ, должны будут производиться по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". То есть большую часть закупок Вы, как бюджетное учреждение, будете проводить в соответствии с требованиями нового закона о госзакупках (44-ФЗ).
При этом Ваше бюджетное учреждение в отношении некоторых видов закупок вправе применять положения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (см. ч. 2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе). В частности, речь идет о следующих видах закупок:

«1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию)».

Среди вышеизложенного практически для любого бюджетного учреждения особый интерес представляют закупки «за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности» (т.н. «внебюджет»)

Для того, чтобы вывести закупки за счёт т.н. «внебюджета» из под действия нового закона о госзакупках (44-ФЗ) Вашему бюджетному учреждению необходимо в срок до 01.01.2014 г. разработать, утвердить и разместить на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru специальный локальный нормативный акт Вашего учреждения – Положение о закупке бюджетного учреждения.
В случае, если это сделать до 01.01.2014 г., то с Нового года Ваше учреждение может проводить закупки за счёт «средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности», а также в некоторых других вышеуказанных случаях по правилам Закона № 223-ФЗ о закупках.

Елена Николаева-сычева-госкоева

Добрый день. Мы территориальная сетевая компания, попадаем по ФЗ-223. Планируем приобрести конкретную действующую подстанцию, договоренности достигнуты. Необходимо ли нам через портал госзакупок размещать информацию (запрос предложений)?

Да, необходимо в силу требования части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Наталия Левина

Самый тупой вопрос наверное. Процедура конкурентные переговоры? Как грамотно использовать и когда?

Здравствуйте, Наталия!

Не считаю Ваш вопрос глупым, поскольку, на мой взгляд, процедура конкурентных переговоров является наиболее эффективным способом закупки с точки зрения обеспечения интересов заказчика в рамках 223-ФЗ. При этом использование данной процедуры предполагает наличие довольно высокого уровня профессиональной подготовки у применяющего её специалиста по закупкам. Провести такую процедуру закупки без каких-либо нарушений, не имея подобного опыта, затруднительно.

В связи с этим указанный способ закупки обычно применяется в крупных компаниях, которые располагают такими специалистами и, как правило, при закупках сложного или дорогостоящего оборудования либо работ, услуг.


« Вернуться в раздел Прием вопросов закончен

Критерий ненужности

Оксана Майтакова о том, нужны ли семьи с детьми региональным властям