Литва vs Россия: хронология таможенного конфликта

Литва vs Россия: хронология таможенного конфликта
В среду президент Владимир Путин дал указание Федеральной таможенной службе (ФТС) снять режим усиленного таможенного контроля на российско-литовской границе. Как отмечается на сайте ведомства, введение тщательных досмотров литовских автомобилей было вызвано увеличением количества таможенных правонарушений со стороны литовских импортеров. Предпринятые меры помогли снизить количество нарушений. «Новый Калининград.Ru» проследил хронологию событий на российско-литовской границе.

В этом году первое сентября для многих литовцев стало не только днем знаний, но и днем начала очередей. С 30 августа в пунктах пропуска на границе с Калининградской областью машины с литовскими номерами стали подвергаться тщательному досмотру со стороны российских пограничников и таможенников. И если обычно за час границу проходило в среднем 10–20 автомобилей, то с введением тщательных досмотров служащие стали пропускать не больше двух машин в час.

На официальные запросы литовских ведомств пограничная служба Калининградской области сообщила, что работа проходит в обычном режиме. При этом представители ведомства ссылались на ужесточение таможенных процедур и внедрение каких-то новых информационных систем.

Жертвой заторов, образовавшихся на границе, стал даже мэр Неринги, который позже заявил, что ситуация с литовскими авто на границе: «Это не проблема, это катастрофа». Очевидцы же сообщали, что литовцы на границе с Россией стоят по 25 часов. При этом для россиян на литовской границе очередей не было.  

9 сентября, спустя неделю после того, как начали скапливаться очереди на границе, МИД Литвы опубликовал официальный документ с призывом к своим гражданам воздержаться от поездок в Россию на автомобилях, назвав ситуацию на пунктах пропуска «непрогнозируемой», поскольку информации о том, сколько будет длиться новый порядок проверки автомобилей, у ведомства не было. А официальных уведомлений от российской стороны не поступало.   

Через день после заявления литовского МИДа, 10 сентября, источник «Нового Калининграда.Ru» в Министерстве иностранных дел РФ подтвердил усиление таможенного контроля на границе с Литвой. Однако причины, по которым были введены эти ограничения, источник назвать не смог, поскольку этот вопрос находился не в компетенции ведомства. Представитель департамента информации и печати МИД РФ с вопросами о проблемах на границе переадресовал журналистов к таможенным органам.  

При этом губернатор Калининградской области Николай Цуканов 11 сентября заявил, что только из СМИ узнает о событиях на российско-литовской таможне, но сообщил, что получал уведомления о длительных досмотрах машин от мэра Неринги. Также глава региона подчеркнул, что считает тревожной рекомендацию МИДа Литвы для своих граждан приостановить поездки в Калининградскую область. В тот же день «Газета.Ru», ссылаясь на свой источник в ФТС, сообщила о том, что проблемы на границе с Литвой связаны с попыткой пресечь криминальные каналы из соседней республики.

14 сентября, спустя две недели после введения усиленных досмотров на границе Литва вынесла России ноту протеста. 17 сентября МИД Литвы пожаловался в ЕС на дискриминацию на российско-литовской границе. В свою очередь Еврокомиссия призвала Россию немедленно отменить ограничения на литовские грузы. Но никакой реакции от российских ведомств на все эти заявления не последовало.

Тем временем очереди на границе стали сказываться и на калининградских перевозчиках, грузы которых также застревали в таможенных очередях. А губернатор региона заявлял, что ему не известен ни один конкретный проблемный случай грузоперевозчиков при прохождении литовско-российской границы. К тому моменту на МАПП «Панемуне-Советск» машины стояли уже более суток.

20 сентября министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что действия России в связи с ужесточенными проверками литовских перевозчиков являются «политически мотивированными», однако дипломатично подчеркнул, что Литва не планирует вводить в отношении России аналогичные ответные действия на границе.

granica_sovetsk_fura.jpg

В тот же день на российско-литовскую границу в Советске отправились спикер Облдумы Марина Оргеева, сенатор Николай Власенко и министр-руководитель агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова. Как выяснили три не последних человека во властных структурах Калининградской области и России, дольше всего стоят на границе не фуры, а частные автомобили. Тогда прозвучала информация о том, что 22 сентября ситуация нормализуется.

Но этим надеждам не суждено было сбыться. 26 сентября Николай Власенко сообщил, что таможенный контроль введен из-за нарушений при ввозе товаров из Литвы — такой ответ сенатор получил на свой запрос в российскую таможню. В ситуацию не замедлил вмешаться и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, заявивший о небезопасности литовской молочной продукции и предостерегший соотечественников от покупки этих товаров. Но в таможенном конфликте забрезжил лучик света: появилась информация о том, что повышенные меры таможенного контроля грузов из Литвы введены до 30-го сентября.  

1 октября литовские перевозчики радостно сообщили о прекращении усиленных проверок на границе, отмечалось, что легковые автомобили еще подвергаются тщательной проверке, но очереди постепенно сокращаются. Но не успели литовцы вздохнуть с облегчением, как 2 октября на границе снова был введен усиленный досмотр грузов из Литвы.   

В ответ на эти действия МИД Литвы пригрозил заблокировать сообщение России с Калининградской областью. Позже Линас Линкявичюс отметил, что имелась в виду лишь возможность, и соседняя республика никогда не пойдет на столь крайние меры. В правительстве Калининградской области заявили, что «озабочены» позицией МИД Литвы по транзиту между нашими странами, но отметили, что проверки проводятся в рамках служебных регламентов таможни.

На следующий день, 3 октября глава литовского МИДа снова подчеркнул, что действия российской таможни могут отразиться на отношениях Москвы с Евросоюзом (а ведь до конца 2013 года Литва председательствует в ЕС), однако его слова, как и другие официальные заявления, были проигнорированы российской стороной.  

А 4 октября Геннадий Онищенко снова порадовал своих поклонников очередным заявлением, назвав Литву «микроскопическим новообразованием», при этом отметив, что Россия готовится ввести запрет на ввоз молочной продукции из Литвы. Уже спустя сутки главный санитарный врач сообщил, что РФ вводит запрет на ввоз литовской «молочки», начиная с 7 октября.  

В понедельник, когда запрет, по идее, вступил в силу, литовская ветеринарная служба заявила, что экспорт молочных продуктов в Россию продолжается, поскольку официальной информации о запрете на этот ввоз в ведомства Литвы из нашей страны не поступало. Между тем, РИА «Новости» со ссылкой на источник в Роспотребнадзоре сообщило, что усиливается контроль за импортом мяса и рыбы из Литвы. А Еврокомиссия заявила о своем доверии к литовским продуктам и призвала к доверию Россию.

Ситуация продолжила накаляться. Калининградские перевозчики заявили, что из-за проблем на границе они терпят убытки в десятки миллионов, что сказывается на зарплате людей. В Литве же 7 октября приостановили трансляцию «Первого канала», на который было подписано более 500 тысяч зрителей. Официальной причиной назвали искажение фактов о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе.  

Во вторник, 8 октября ситуация достигла апогея. Калининградцы, обеспокоенные сложившейся ситуацией, которая, по мнению экспертов, грозила региону серьезным экономическим кризисом, начали менять фотографии в социальных сетях на изображения упаковок литовского молока, творога, сметаны и другой молочной продукции. Политически активные жители региона отправились в мэрию получать разрешение на проведение митинга.  

lith_prod_16.jpgМежду тем, как выяснили корреспонденты «Нового Калининграда.Ru», с калининградских прилавков постепенно стала исчезать литовская «молочка» и другие продукты из соседней республики. А цена на молоко от местных производителей начала расти. Причем молокопроизводители региона заявляли, что запрет на «молочку» из Литвы дефицитом не грозит.

В среду, 9 октября литовский политолог Нериюс Малюкявичюс высказал свое мнение о политических причинах таможенного конфликта России и Литвы, отметив, что это часть комплексной системы прессинга. Эксперт выразил сожаление о том, что действия Кремля сказываются на простых калининградцах, подчеркнув что «большую Россию», похоже, не волнует ситуация в регионе.   

В этот же день Николай Цуканов, до последнего старавшийся воздерживаться от комментариев по ситуации на границе и так называемому «творожковому протесту», отправился в Москву и обсудил таможенный конфликт с президентом страны, отметив в этом разговоре, что «есть определенные риски для предпринимателей». Позже Владимир Путин поручил таможне прекратить усиленный контроль на границе с Литвой, соответствующая информация появилась на официальном сайте ведомства.  

Чуть позже губернатор заметил по поводу «творожкового протеста», что у калининградцев потрясающее чувство юмора. При этом Николай Цуканов подчеркнул, что не видит связи между организованной во вторник в калининградском сегменте интернета акцией протеста и решением президента снять усиленный таможенный режим по проверке грузов, поступающих в регион из Литвы.   

Однако эксперты отмечают, что ставить точку в таможенном конфликте России и Литвы еще рано, поскольку экономические и, возможно, политические последствия для региона и для страны могут длиться даже дольше того времени, которое потребуется на ликвидацию очередей на границе.

Текст — Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.