Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города»

Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города» Время скромной архитектуры: кто победил в новом конкурсе «Сердца города»
Все новости по теме: Сердце города

В среду вечером в конференц-зале главного корпуса Музея Мирового океана состоялось объявление победителей архитектурного конкурса «Пост-замок» — второй части проекта «Сердце города». В том, какие варианты «правительственного историко-культурного комплекса» на территории бывшего Королевского замка приглянулись жюри и почему, разбиралась «Недвижимость Нового Калининграда.Ru».

Архитектурный конкурс «Пост-замок», логичное и идейное продолжение «Сердца города», был объявлен в начале мая. Если первый конкурс был градостроительным, то второй — именно архитектурным: от конкурсантов требовалось представить «объёмно-планировочное решение Правительственного историко-культурного комплекса на территории бывшего орденского замка Кёнигсберг в Калининграде („Пост-замок“, 4,5 га)». Кроме того, дополнительной территорией для фантазии участников конкурса стал участок, где ранее размещалась «Старая башня». А дополнительной нагрузкой на них — Дом Советов. Который организаторы потребовали вписать в новый облик Центральной площади.

«Я не припомню, чтобы где-то хоть раз говорил, что это правительственный комплекс, который мы планируем строить за бюджетные деньги», — заявил Цуканов, отвечая на вопрос, как власти собираются финансировать строительство комплекса на месте Замка.

В итоге, техническое задание предлагало конкурсантам разместить в обозначенных пределах многофункциональный зал, несколько музеев, выставочное пространство и «Зал церемоний» для государственных мероприятий. 25 августа руководитель «Сердца города» Александр Попадин сообщил, что к участию в конкурсе прислано 100 заявок «со всего земного шара». Конкретные проекты, в итоге, прислали 49 архитекторов. В первый день рабочей сессии члены жюри сразу отмели 12 проектов, допустив к финальному голосованию 37. Что, отметим, тоже немало, по сравнению с прошлогодними 19.

В среду финальное голосование изрядно затянулось. Журналистам, убивавшим время в холле за фуршетом, еда через полчаса наскучила. Они потянулись к стеклянным дверям конференц-зала, чтобы хоть так понаблюдать за голосованием, куда прессу почему-то не допускали. В конференц-зале, судя по всему, шли ожесточённые споры. Члены жюри активно жестикулировали и что-то рьяно доказывали друг другу. Кто-то снаружи попытался открыть дверь, но её тут же ловко закрыли обратно. Представители СМИ вздохнули, вновь потеряв интерес к залу, обратились к еде. Вскоре двери всё-таки распахнулись, и всех запустили внутрь.

В тесном лабиринте планшетов, столов и стульев члены жюри наконец объявили победителей конкурса, переводя толпу от одной работы к другой. Если в прошлом году объявление результатов проходило в торжественной обстановке в Художественной галерее, то сейчас мероприятие получилось несколько сумбурным. Официоз потерялся где-то по дороге.

Победителя в тесном кругу прессы объявил председатель жюри, голландский архитектор Барт Голдхоорн. Два миллиона рублей достались молодому калининградскому архитектору (живущему, впрочем, в Милане) Антону Сагалю. Его концепция была выбрана жюри единодушно. Причём, как оказалось, судьи могли бы и проглядеть проект Сагаля, если бы на него не обратил внимание немецкий архитектор Ханс Штимманн.

«Вдруг оказалось, что это проект, в котором сочетаются и элементы восстановления двух крыльев замка, и элементы современной архитектуры, причем очень лаконичной, брутальной архитектуры, которую мы сравнили с архитектурой фортификационных сооружений Кёнигсберга, и создание новых пространств взамен этого гуляй-поля, которое проектировали в свое время с фонтанами перед Домом Советов. Взамен получается 5 локальных очень уютных, очень разных пространств для разных типов городского времяпровождения, — прокомментировал выбор жюри московский архитектор Юрий Аввакумов. — И нам показалось, что, действительно, этот проект может быть разбит на стадии, может делаться разными силами. Кто-то занимается сугубо реставрацией, кто-то занимается приспособлением и сочинением новых сооружений. То есть в этом смысле он очень мобильный проект. Кроме того, та лаконичность в формах, которая здесь использована, её очень сложно испортить».

.033.jpg


По словам Штимманна, проект Сагаля идеально отвечает поставленным конкурсом задачам. «Он соединяет исторические корни, частично восстанавливая и вновь создавая саму площадь, и в то же время сохраняет символ советской архитектуры. Это проект, который даёт перспективу, взаимосвязь истории и современности — открытое будущее, что предполагает дальнейшее архитектурное развитие вашего города», — отметил немецкий специалист.

Ознакомиться с проектами участников предыдущего конкурса можно здесьздесь и здесь

В своей концепции Сагаль предложил воспроизвести западный и восточный флигели замка в масштабе четырёх этажей. Остальные  здания должны быть построены в современном стиле. «Новая структура, формально отличающаяся от исторических построек, должна объединить два восстановленных сооружения, создать новые городские пространства, гармонично вписать комплекс в существующий контекст, а также обеспечить выполнение требуемых функций, — пишет автор проекта в пояснительной записке. — Главный принцип — ясное разделение между восстановленными и новыми сооружениями, что, однако, не исключает диалог между ними». Прототипом нового комплекса стала «обобщенная типологическая схема орденского замка». С применением схожих принципов формообразования и взаимосвязи с окружающими территориями.

При этом основной акцент в проекте сделан именно на новых открытых публичных пространствах. Объёмы в данном случае необходимы для создания самой структуры этих площадей. Многофункциональный зал и административные помещения архитектор оттеснил к площадке бывшей «Старой башни», разместив их в шестиэтажном здании Конвента. Дом Советов калининградец трогать не стал, рассудив, что он и так достаточно хорош и заслуживает собственного проекта благоустройства.

По словам члена жюри архитектора Сергея Скуратова, выбранный проект не только отвечает на множество профессиональных вопросов, но и выступает проектом «объединения, примирения и соединения, потому что он объединяет чаяния, надежды и представления о том, какими должны быть центральные пространства города и вообще каким должен быть город». «Нам показалось, что именно только такой проект сейчас для России для такого места может быть. И это очень важно, потому что не конфронтация, не какие-то проекты радикальные, которые ссорят население и провоцируют конфликты, нужны России, а именно проекты такой культурной консолидации», — ввернул немного политики Скуратов. И отметил, что предложенное решение хорошо тем, что удовлетворит и сторонников, и противников восстановления замка, и что городу повезло получить такую концепцию. Кроме того, при реализации проект вполне можно «подогнать» под существующие реалии. «Это не какая-то уникальная вещь, которую можно сделать только так, а не иначе. Сейчас время других проектов. Сейчас время договорённостей. Сейчас время скромной архитектуры», — подытожил архитектор.

О возможном видоизменении проекта сообщил и врио губернатора Николай Цуканов.

«Наверняка на стадии проектирования часть зданий будет иметь другое назначение и, возможно, несколько изменённый внешний вид, — заявил Цуканов. — Дальше, когда начнёт вмешиваться экономика, возможна какая-то корректировка назначений тех или иных помещений. И этажность, возможно, будет корректироваться, и целесообразность. С учетом историко-культурной экспертизы, которую мы провели на первом этапе, это тоже надо учитывать». Он напомнил, что «все профессионалы знают: от начального конкурсного форэскиза до рабочего проектирования очень большое расстояние, и частично могут быть произведены изменения». По словам главы региона, далее предстоит создание рабочей документации. Впрочем, источников финансирования строительства будущего комплекса Цуканов назвать не смог, уклончиво предположив, что там возможно государственно-частное партнёрство.

Второе место и миллион рублей отошли к победителям «Сердца города» — петербургской «Студии 44». Если в прошлом году в рамках общей градостроительной концепции они предложили построить «замок наизнанку», то в этот раз остановились на менее экстравагантном решении. Петербуржцы предложили построить по старым лекалам новый Королевский замок, который не будет выглядеть псевдоисторической поделкой, пытающейся ввести в заблуждение относительно своего возраста. Его они назвали «защитным кофром для памятника археологии». Внутренний двор этого «пост-замка» застелен крышей, названной архитекторами «верхней площадью».


Два третьих места и миллион на двоих получили архитекторы из Испании и Италии. Оба проекта отличились крайне неординарным подходом. Если испанцы предложили разместить новый комплекс фактически под землёй с несколькими выходящими на поверхность «зданиями-маяками», а Дом Советов и вовсе снести, то итальянцы, наоборот, устремились к небесам. Как выяснилось, больше всего споров в жюри вызвал именно итальянский проект. У публики он также вызвал некоторое недоумение. «Попробовали бы они у себя такое построить», — хмыкнул кто-то из журналистов, рассматривая огромную, цвета ржавчины, надстройку над Домом Советов, масштабами и объёмом напоминающую само существующее здание.

Как пояснил Сергей Скуратов, проект этот получил третью премию не потому, что его надо воплотить, а потому что это «интеллектуальный вызов». «Это значит, что разные идеи могут сосуществовать. В принципе, может быть и такое решение проблемы, но сейчас, наверное, не то время и не тот город, в котором эта идея может быть реализована, но идея очень красивая», — сообщил архитектор. Врио губернатора в свою очередь заметил, что сам он этот проект не поддерживал, но жюри большинством голосов решило, что концепция заслужила внимания.

«Это очень элегантный проект, в данном случае мы его выбираем на третье место не для того, чтобы его строить, а для того, чтобы над ним думали», — пояснил решение жюри Юрий Аввакумов. По его словам, в этом проекте «очень красивая, очень интеллектуальная история, которая апеллирует к философу Иммануилу Канту». Итальянцы предложили своё решение проблемы памятника советской эпохе — «огромный пустотелый объём из золотого стекла» с центрами творчества и изучения философии внутри.

«Есть и второе элегантное решение — автор не стал строить ни внутри, ни над, ни рядом с разрушенным замком. Он предлагает эти руины законсервировать и сохранить так, как они есть, чтобы превратить в своего рода памятник кровавым событиям, тяжёлым годам и так далее. Мы привыкли к вертикальным монументам, а у вас фактически возникнет своя Пальмира, свой Парфенон или свои Помпеи», — сообщил архитектор.

Специальный приз жюри «За самую красивую мечту» получил проект калининградского архитектора и личного друга врио губернатора Артура Сарница, известного адепта восстановления Королевского замка. В этот раз он не стал далеко отходить от своей основной идеи. На планшетах изображён во всей своей красе старый орденский замок Кёнигсберг, Дом Советов демонтирован, а на его месте построена галерея в классическом стиле. Понятно, что этот проект, как и итальянский, предназначен для размышления, а не для воплощения, и понятию скромной архитектуры оба они отвечают едва ли.

Весьма кстати к вопросу о скромной архитектуре к середине пресс-конференции в зале оказался автор проекта-победителя. Антон Сагаль рассказал, что ему 30 лет, сам он из Калининграда, но живёт и учится на архитектора сейчас в Милане. В Калининграде в момент объявления победителя оказался по чистой случайности. В архитектурном конкурсе побеждал один раз в составе творческой группы, но так, чтобы единолично — впервые. В работе над проектом ему помогали жена и друг. Визуальную часть проекта не успевали закончить в срок, поэтому на планшетах всё выглядит несколько упрощённо, без детализации. Да это и не главное, важна сама структура комплекса, те пространства, которые она формирует. Хотел участвовать ещё в «Сердце города», но не получилось. Видел результаты того конкурса, решил, что в десятку лучших точно попасть сможет, а тут победил. Сам факт победы ещё не осознал, что делать с деньгами — не решил. «Архитектурная профессия вообще очень сложная, в ней большую роль играет психология. Подобного рода проекты способны как надломить, там и помочь. Я надеюсь, что этот проект мне поможет», — скромно прокомментировал свою победу молодой калининградец из Милана.

Фото — Виталий НЕВАР, проекты предоставлены бюро «Сердце города». 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]