К счастью, не народный…

К счастью, не народный…
Кадр из фильма «»
«Артист» расхватал все главные Оскары, как голодные туристы расхватывают горячие пирожки. Но стоит ли этот фильм подобного ажиотажа, или все просто боятся показаться дураками, не понимающими высокого искусства? В вопросе разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Полюбившийся критикам и киноведам «Артист» Хазанавичуса — это очень сентиментальный фильм, выделяющийся своей стилистикой. Перед нами немая черно-белая картина с «академическим» соотношением сторон 1,37:1, интертитрами, звуковыми эффектами и почти полным отсутствием голосов. За это фильм называют новаторским и смелым. Это действительно смело — в том смысле, что только псих мог решить, будто такая идея окажется коммерчески жизнеспособной в том году, когда мы все, возможно, умрем. Однако подобное делалось и раньше, когда почти все фильмы были, собственно говоря, немыми.

Чем «Артист» действительно выделяется, так это использованием немой черно-белой эстетики в качестве метафоры страха взаимодействия с окружающим миром и попытки одного человека этот самый страх преодолеть. В данном смысле вся стилистика фильма — ничуть не меньший символ, чем те лезвия на пальцах в «Эдварде руки-ножницы», только еще лучше. Здесь не просто персонаж, пусть и главный, а все художественное оформление фильма становится символом! Неплохо.

Исходя из вышесказанного, может показаться, что «Артист» — это упражнение в интеллектуальной мастурбации, но, как я уже сказал, это очень сентиментальный фильм. Ничуть не меньше, чем «Золотая лихорадка» тех времен, но и не меньше чем близкие к нам по времени «Реальная любовь» и «Интуиция» (в голову приходят также «Поющие под дождем», которых «Артист» почти повторяет сюжетно). По сути, перед нами стандартная слезоотделительная история, подобная тем, к которым мы привыкли с детства. Не будь этот фильм немым и черно-белым, кто-нибудь вообще обратил бы на него внимание? Пожалуй, нет. Но именно в этом вся суть: «Артист» берет стандартную историю про двух богатых влюбленных людей, помещает ее в трудный период, когда «немым» звездам приходилось перестраиваться под звук, но главное — он сам остается немым фильмом! Толпы зрителей злятся и требуют возврата денег, Академия раздает статуэтки…

Пара слов о сюжете. Он — крупнокалиберная звезда американского немого кино а-ля Даглас Фэрбэнкс или Джон Гилберт. У него полно поклонниц, но есть и жена, и обожающая его собака (сентиментальнее не бывает). Она — молодая начинающая актриса с мечтами о голливудской славе. Они знакомятся, нравятся друг другу, но у него жена и, как мы помним, собака. Потом — о ужас! — в кино приходит звук! Теперь всем киноактерам придется или научиться как следует пользоваться своими голосами, или сгинуть. Она легко адаптируется к новым условиям и становится звездой звукового кино, он называет «фильмы с болтовней» преходящим веянием моды, но втайне боится вербального выражения своих эмоций. Как видите, фильм весьма близко копирует реальную историю Джона Гилберта и Греты Гарбо.

И вот здесь становится интересно. Картина немая, потому что в ней рассказывается об эпохе немого кино, но когда сюжет переходит к эпохе звукового синематографа, сам фильм по-прежнему остается немым. Почему? Как я уже сказал, это символизирует неумение главного героя взаимодействовать с миром. И пока он этому не научится, фильм не станет разговаривать с нами. Эффектно придумано.

Несмотря на эту попытку достичь глубины, правдоподобной киноленту назвать язык не поворачивается. Ни одного упоминания Великой Депрессии, продюсеров, требующих от актрис секс-услуг в обмен на роли в кино, разбитых надежд и прочих неизбежных атрибутов того времени и места - фильм остается сентиментальной сказкой. Но зато какой! Прекрасные черно-белые композиции, отличная музыка и удачно скопированный фрагмент из саундтрека к «Головокружению», в сочетании с сюжетом и персонажами, которые так искусно выжимают из нас эмоции. Я бы предпочел что-нибудь более «мозговое», но не могу отрицать мощного шарма этой картины.

Заслуживает ли «Артист» потока обрушившихся на него похвал — другая история. 8.5/10.