«Артист» расхватал все главные Оскары, как голодные туристы расхватывают горячие пирожки. Но стоит ли этот фильм подобного ажиотажа, или все просто боятся показаться дураками, не понимающими высокого искусства? В вопросе разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Полюбившийся критикам и киноведам «Артист» Хазанавичуса — это очень сентиментальный фильм, выделяющийся своей стилистикой. Перед нами немая черно-белая картина с «академическим» соотношением сторон 1,37:1, интертитрами, звуковыми эффектами и почти полным отсутствием голосов. За это фильм называют новаторским и смелым. Это действительно смело — в том смысле, что только псих мог решить, будто такая идея окажется коммерчески жизнеспособной в том году, когда мы все, возможно, умрем. Однако подобное делалось и раньше, когда почти все фильмы были, собственно говоря, немыми.
Чем «Артист» действительно выделяется, так это использованием немой черно-белой эстетики в качестве метафоры страха взаимодействия с окружающим миром и попытки одного человека этот самый страх преодолеть. В данном смысле вся стилистика фильма — ничуть не меньший символ, чем те лезвия на пальцах в «Эдварде руки-ножницы», только еще лучше. Здесь не просто персонаж, пусть и главный, а все художественное оформление фильма становится символом! Неплохо.
Исходя из вышесказанного, может показаться, что «Артист» — это упражнение в интеллектуальной мастурбации, но, как я уже сказал, это очень сентиментальный фильм. Ничуть не меньше, чем «Золотая лихорадка» тех времен, но и не меньше чем близкие к нам по времени «Реальная любовь» и «Интуиция» (в голову приходят также «Поющие под дождем», которых «Артист» почти повторяет сюжетно). По сути, перед нами стандартная слезоотделительная история, подобная тем, к которым мы привыкли с детства. Не будь этот фильм немым и черно-белым, кто-нибудь вообще обратил бы на него внимание? Пожалуй, нет. Но именно в этом вся суть: «Артист» берет стандартную историю про двух богатых влюбленных людей, помещает ее в трудный период, когда «немым» звездам приходилось перестраиваться под звук, но главное — он сам остается немым фильмом! Толпы зрителей злятся и требуют возврата денег, Академия раздает статуэтки…
Пара слов о сюжете. Он — крупнокалиберная звезда американского немого кино а-ля Даглас Фэрбэнкс или Джон Гилберт. У него полно поклонниц, но есть и жена, и обожающая его собака (сентиментальнее не бывает). Она — молодая начинающая актриса с мечтами о голливудской славе. Они знакомятся, нравятся друг другу, но у него жена и, как мы помним, собака. Потом — о ужас! — в кино приходит звук! Теперь всем киноактерам придется или научиться как следует пользоваться своими голосами, или сгинуть. Она легко адаптируется к новым условиям и становится звездой звукового кино, он называет «фильмы с болтовней» преходящим веянием моды, но втайне боится вербального выражения своих эмоций. Как видите, фильм весьма близко копирует реальную историю Джона Гилберта и Греты Гарбо.
И вот здесь становится интересно. Картина немая, потому что в ней рассказывается об эпохе немого кино, но когда сюжет переходит к эпохе звукового синематографа, сам фильм по-прежнему остается немым. Почему? Как я уже сказал, это символизирует неумение главного героя взаимодействовать с миром. И пока он этому не научится, фильм не станет разговаривать с нами. Эффектно придумано.
Несмотря на эту попытку достичь глубины, правдоподобной киноленту назвать язык не поворачивается. Ни одного упоминания Великой Депрессии, продюсеров, требующих от актрис секс-услуг в обмен на роли в кино, разбитых надежд и прочих неизбежных атрибутов того времени и места - фильм остается сентиментальной сказкой. Но зато какой! Прекрасные черно-белые композиции, отличная музыка и удачно скопированный фрагмент из саундтрека к «Головокружению», в сочетании с сюжетом и персонажами, которые так искусно выжимают из нас эмоции. Я бы предпочел что-нибудь более «мозговое», но не могу отрицать мощного шарма этой картины.
Заслуживает ли «Артист» потока обрушившихся на него похвал — другая история. 8.5/10.