Люди гибнут за металл: на экраны вышел «Хоббит: Битва пяти воинств»

Люди гибнут за металл: на экраны вышел «Хоббит: Битва пяти воинств»
Кадр из фильма «»
Выпустив на экраны третью и последнюю часть «Хоббита», новозеландский режиссер Питер Джексон, похоже, поставил точку в интерпретации книжного наследия Джона Толкина. Останутся ли довольны увиденным поклонники творчества обоих авторов, на своем примере пытался выяснить Денис Туголуков.

Итак, за две предыдущие части дюжину гномов поочередно собирались съесть тролли, гоблины и гигантские пауки, Бильбо Бэггинс нашел кольцо Всевластия и пару раз выручил маленьких бородатых друзей, а Гэндальф попал в плен к Саурону. В конце концов, гномы даже добрались до Одинокой горы, разбудили и выманили оттуда дракона, а хоббит прикарманил Аркенстон. Осталось-то лишь посмотреть, как Смауг спалит Озерный город, дождаться армий гномов и эльфов, провести безуспешный торг с Дубощитом, а затем всем вместе — и людям, и гномам, и эльфам — выступить против орков и варгов.

Прямо скажем, бумажного материала для третьего фильма осталось маловато, при том, что снимать эпичные ленты продолжительностью менее двух часов сегодня — моветон. Вот и пришлось Питеру Джексону разбавлять картину эпизодами — порой смешными, порой страшными, а иногда и тоскливо-романтическими, как, например, прощание Тауриэль со своим возлюбленным. Может быть оттого, что практически все они являются плодами авторского — и весьма вольного — осмысления первоисточника, выглядят сцены несколько карикатурно, хотя вписаны в общую канву довольно удачно. Но зато когда дело доходит до битвы, истинный талант Джексона-баталиста раскрывается во всей красе.

Глядя на то, с какой страстью протагонисты крушат уродцев Болга, забываешь обращать внимание на нестыковки вроде той, когда гномы и эльфы, только что собиравшиеся перебить друг друга, вдруг оказываются теснейшими союзниками, прощаешь Леголасу умение взбираться вверх по падающим в пропасть камням, перепрыгивая с одного на другой, не удивляешься тому, что Аркенстон — какой-то сомнительный артефакт и кроме Торина, оказывается, никому не нужен — да мало ли чего еще? Битва пяти воинств занимает добрую половину фильма, и в отведенное время старина Питер успел наворотить столько, что даже Бильбо Бэггинс — до сих пор основной герой трилогии — несколько потерялся на этом фоне.

Здесь ведь вот что еще интересно: все вроде бы положительные герои — и люди, и гномы, и эльфы — готовы драться между собой не по идейным соображениям, а за драконьи деньги, в то время как орков золото вообще не волнует — они бескорыстно гибнут пачками за дело, а Одинокая гора их интересует лишь с одной точки зрения: как стратегическая высота, открывающая силам тьмы дорогу на Север. То есть идеологическая борьба протагонистами вроде бы проиграна изначально, и тем удивительнее выглядит их победа в конце — вложив в уста умирающего Короля-под-Горой слова раскаяния, Джексон умело расставляет точки над «i», вновь делая главным лейтмотивом трилогии победу добра над злом.

А ведь изначально это все-таки было похоже на кино о путешествии. Туда и обратно. Но, как сказал Гэндальф, Бильбо Бэггинс — это всего лишь маленький хоббит. Не того масштаба фигура, в общем. История о нем закончилась фактически год назад. И в этом, пожалуй, можно найти некое разочарование от третьего фильма — родившись уютной сказкой, за пару лет «Хоббит» постарел и превратился в стопроцентный приквел к «Властелину колец» со всеми вытекающими. Хотя трудно было удержаться от соблазна, чего уж там. 7/10.