«Мамы» — это своего рода фильм-агитка, напоминающий сыновьям о том, что неплохо бы поздравить своих матерей с 8 марта, и вообще о том, что мамы — заведомо чудесные люди. Задумка, возможно, благородна, но гарантирует ли она хороший фильм? В вопросе разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Если считать, что все гениальное — просто, то создатели фильма «Мамы» пошли по пути, полностью противоположному гениальности, составив свою ленту из 8 историй («новелл»), не связанных друг с другом ничем, кроме того, что все они происходят 8 марта и рассматривают тему взаимоотношений сыновей и матерей (интересно, дочери-то чем хуже?). Все это очень напоминает «Реальную любовь», адаптированную под российскую действительность, только вместо Рождества в качестве темы взят праздник 8 марта, который давно пора переименовать в «Международный день радикального марксистского феминизма имени Клары Цеткин». Хотя не такой уж он и международный.
Вообще, фильмов с таким подходом — с ансамблем актеров и несколькими историями, происходящими параллельно — было много, начиная от «Гранд-отеля» (1932), и заканчивая «Криминальным чтивом» и «21 граммом». Но «Мамы» близки именно к «Реальной любви» тем, что эти истории происходят независимо друг от друга, а также праздничной тематикой.
По крайней мере, так все обстоит в теории. Когда дело доходит до реализации, начинаются проблемы. Еще не успев войти в кинозал, я прочитал на хитро сконструированном рекламном стенде, стоящем в коридоре, что «Мамы» — добрый фильм. Здесь самое время вспомнить меткие слова Анатолия Мариенгофа о разнице между понятиями «добрый» и «добренький». «Мамы» — это именно добренький фильм, лишенный настоящего гуманизма, человечности, и по большей части — живых, убедительных персонажей. Далее: перед нами вроде бы комедия, а в комедии должен быть юмор, желательно хороший. Допускаю, что это я такой привередливый, но зал за весь фильм смеялся раз 10, не более. Однако, перед нами не комедия, перед нами фильм того крайне распространенного жанра, который можно назвать «сентиментальным кино» — хотя можем условиться использовать зощенковский термин «сентиментальная повесть». Формула крайне проста: побольше крупных планов лиц под слезовышибательную музыку, и перед нами победитель, дамы и господа! Некоторая особо неискушенная часть аудитории автоматически посчитает, что фильм очень трогателен. И неважно, что это за лица, и в каких ситуациях находятся персонажи, которым они принадлежат. Этот примитивный эффект довел до совершенства еще Спилберг в «Инопланетянине», и по неведомым мне причинам он до сих пор не теряет эффективности.
Истории, рассказанные нам здесь: телеведущую в прямом эфире поздравляет ее сын, при этом превращая передачу матери в такой хаос, что правдоподобие исчезает начисто; сын поп-звезды скрывается от папарацци, чтобы поздравить свою мать; мать полицейского, без его на то желания, помогает сыну брать драг-дилера, при этом обнаруживая такие навыки скоростного вождения и рукопашного боя, что в голове сразу всплывает один плохой фильм со Сталлоне; сын-инструктор по прыжкам с парашютом пытается уговорить на прыжок свою очень полную маму. Радует? Веселит? А ведь это только половина сюжетов.
Вообще, здесь клише на клише сидит и клише погоняет. Если комедийный персонаж, то обязательно толстый и с гипертрофированными манерами. Если драг-дилер, то непременно бородатый и безликий. Если финальный поцелуй, то уж точно под дождем. И так далее, до бесконечности.
Плюсы тоже есть. Во-первых, актеры играют достойно. Конечно, Заворотнюк как всегда раздражает, и ее нелепое переигрывание даст фору театру кабуки, но Куценко, Пореченков и Безруков — на своем месте. Плюс, в нескольких из сюжетов присутствует небольшой элемент человечности. Например, Пореченков, помогающий незнакомой ему старой одинокой женщине, или Безруков, говорящий деревенскому хаму, чтобы тот ценил свою мать. Но подобного мало.
Кстати, каждую из восьми «новелл» делал отдельный режиссер, но по фильму этого совершенно не видно. Во всех частях мы имеем неподвижную по сути камеру, переизбыток крупных планов и сентиментальную музыку. Хороших ракурсов — два-три на весь фильм, не более. То же касается и содержания. Перед нами скучная социальная реклама, пользующаяся методами откровенного агитпропа. 3.5/10.