Муаммар Виссарионович Ким

Муаммар Виссарионович Ким
Кадр из фильма «»
«Диктатор» — новый фильм для английского сатирика Саши Барона Коэна и его штатного режиссера Ларри Чарльза сразу в нескольких отношениях: Коэн впервые играет персонажа не из «большой тройки» (Али Джи, Борат, Бруно) в собственном проекте, фильм игровой (то есть сделанный не в псевдодокументальном жанре), и, возможно, главное, он не содержит излюбленного приема Коэна — издевательства над реальными людьми в виде интервью. Насколько знаменитый еврей справился с брошенным самому себе вызовом, узнавала «Афиша Нового Калининграда.Ru».

«Диктатор» занимает нишу ровно между «Великим Диктатором» Чаплина и «Отрядом „Америка“» Паркера и Стоуна. Персонаж Коэна — бородатый, манерный, увешанный несовместимыми и, вероятно, фальшивыми медалями диктатор вымышленной африканской страны, которого зовут не иначе, как генерал Аладин — представляет собой нечто среднее между Каддафи, Кастро, Бин Ладеном, Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром. Он относится к своей диктаторской работе как к истинному искусству, с большой любовью держа своих граждан в нищете и страхе и раздавая приказы о казнях направо и налево, проводя время с дорогими зарубежными проститутками (одну из них зовут Меган Фокс, и выглядит она, как ей и положено, отвратительно) и ощущая себя настоящей суперзвездой.

Америке скоро надоедает видеть подобную дикость в 21 веке, и Обама грозит Аладину вмешательством сил НАТО в Вадию (так называют подконтрольную Аладину страну), если он не предстанет перед собранием ООН по вопросу введения в Вадии демократии и прав человека. Генерал заявляет, что, мол, черт с ним, мы отправимся в их капиталистический ад. Дальнейшие события развиваются неожиданно, и Аладин оказывается в куда более скромном и дискомфортном положении, чем он ожидал.

Серьезной политической сатиры вроде «Доктора Стрейнджлава» здесь ждать не следует, фильм гораздо легче. С другой стороны, если те же Чаплин и Паркер смогли создать отличные политические комедии, не нагружая их особой глубиной, что мешает Коэну сделать то же самое? Вот он и сделал, и результат получился весьма стоящий. Тем более, что несмотря на кажущуюся легковесность, фильм сумел таки неслабо оскорбить поклонников «сильной руки» вообще и Каддафи в частности, многочисленных в том числе и в России — достаточно посмотреть на комментарии к его трейлерам на русском языке.

Коэн — эдакий Питер Селлерс нашего времени, отлично вливается в еще один образ, в чем-то похожий на предыдущие, но только отдаленно. Помимо самого диктатора-самодура, ему приходится играть нескольких его двойников (отсылка к слухам, ходившим про якобы существовавших двойников Ким Чен Ира), самый глупый и нелепый из которых сильно напоминает Бората, но в целом это новый типаж для Коэна, и если вам нравится данный актер, фильм однозначно для вас. Также на экране засветились всегда великолепный Бен Кингсли, всегда скучная, но, к счастью, недолго промозолившая нам глаза Меган Фокс, и Анна Фаррис, сделавшая свое дело очень неплохо.

Режиссер Ларри Чарльз работает с Коэном уже в третий раз — первыми двумя были полнометражные фильмы про Бората и Бруно. Другие люди, с которыми ему пришлось сотрудничать, были не менее примечательны: Боб Дилан («Шоу века») и Билл Маэр («Верующие»). «Борат», на мой взгляд, получился в киноверсии хуже самого себя в телешоу именно из-за того, что Чарльз снял его слишком четко, качественно и без фишек вроде намеренно плохой пленки в телеверсии. Но «Бруно» и «Диктатор» — примеры режиссерской работы Чарльза, отлично подходящей под творческий метод Коэна. Бородатый Ларри в сущности просто снимает происходящее как оно есть, не слишком вмешиваясь в ткань фильма бросающейся в глаза операторской работой или монтажом (единственное исключение — его отличные навыки нарезки под музыку), и позволяя Коэну спокойно делать свое дело. То, что надо.

Недостатки фильма неразрывно связаны с его достоинствами. Он чертовски весел, но это веселье создает ощущение, что диктатура — не такая уж страшная штука, раз над ней можно вот так вот легко, разухабисто посмеяться в рамках комедии ситуаций, часто мало связанных с политикой. Но ближе к концу фильма это ощущение тоже уходит.

Отдельное спасибо Коэну хочется сказать за то, что он, высмеивая диктатуру, не забыл пройтись по недостаткам американской политической системы, и, конечно, за то, что он, будучи евреем, наполнил свой фильм не меньшим количеством антисемитских шуток, чем в «Борате».

«Диктатор» начинается с шуточного посвящения памяти Ким Чен Ира. Я же хотел бы закончить эту рецензию более серьезно, посвятив ее памяти Вацлава Гавела, а фильму дать заслуженно высокий балл — 8.5/10.