Ридли уже не Скотт…

Ридли уже не Скотт…
Кадр из фильма «»
Этот человек когда-то открыл нам страшный далекий космос, сняв «Чужого». Этот человек поразил зрителей «Гладиатором». Этот человек стал творцом «Бегущего по лезвию», «Солдата Джейн» и много чего еще. Сегодня он показал нам «Прометея». «Афиша Нового Калининграда.Ru» на это посмотрела…

Когда зритель идет на фильм известного режиссера, он обычно заранее радуется — фильм хороший будет, ура! Конечно, случаются разочарования, но серьезные проекты больших режиссеров обычно ожидания зрителя все же оправдывают. Что же «Прометей»?

Пролог его красив и масштабен. Чувствуется, что режиссер берет большой размах. Красивые виды, красивое самоубийство силиконового человека — все смотрится действительно хорошо, без шуток. Картинка радует зрителя и настраивает на оптимистичный лад.

Начало же самого действия вызывает легкую улыбку — сколько раз мы уже смотрели на открывающиеся камеры анабиозных установок? Ну, на самом деле, можно было бы за тридцать-то с лишним лет и чего-нибудь новенькое придумать. Впрочем, не суть важно, камеры тоже выглядят неплохо, симпатичные. Равно как и штатный экспедиционный робот. Забегая вперед, скажу, что он — едва ли не самое светлое пятно в фильме. Спасибо тебе, Майкл Фассбендер, за эту роль.

Тем временем, развитие событий вызывает чуть более недоуменную улыбку. Ну в самом деле… Мы ведь видели такое же прибытие на планету в «Аватаре». Хотя нет, там было заметно лучше.

Чуть дальше по ходу фильма все сильнее становится ощущение того, что мы смотрим «Чужого». Да, снятого с крутыми спецэффектами, но того же самого. Да, детали отличаются. Да, вроде бы сюжет о другом. Да, герои другие. Но это точно он, «Чужой». И в момент понимания этого становится грустно. Грустно от того, что ты шел смотреть великий фильм великого режиссера, а оказывается, ты все это давно видел. У Кэмерона, у самого Скотта, снова у Кэмерона… Может быть, лучше бы Джеймс снял этот фильм? Хоть бы придумал что-то новенькое.

Концовка картины немножко радует. Поймите правильно — это не ядерный взрыв в ночи. Нет, скорее это проблески фар «запорожца» в тумане. Но все равно там есть несколько сцен, которые смотреть интересно.

Попробуем разобраться чуть более детально, что же пошло не так.

Лично мне еще до просмотра казалось, что Ридли сделал ошибку, не взяв в свою работу действительно звездных актеров. Льщу себе мнением, что был прав. Пара звезд первой величины действительно могла бы здорово подтянуть фильм. А так… никто из персонажей не запоминается, ни к кому не испытываешь сочувствия. Шарлиз Терон? Ну-ну. Ее роль картонна и неинтересна, точно так же, как и у остальных. Как уже говорилось, только робот получился хорошо — может быть, как раз потому, что в его роли не требовалось играть эмоции.

Виноваты ли актеры? Скорее всего, нет. Сложно сыграть душевные муки, слабость и страдание после операции, когда режиссер заставляет тебя бегать по коридору с только что заштопанным пузом. Еще, оказывается, сразу после операции не проблема перенести пару полетов об стену, ударов по тому самому многострадальному пузу, а еще можно куда-то лезть, подтягиваться, бегать… Ну, в принципе, режиссеру виднее, но смотрится малоубедительно, а блистать актерской игрой, когда твоя роль подразумевает какие-то неубедительные действия, достаточно трудно.

И так, увы, почти во всем. От сурового капитанского секса до истерики геолога. От выросшего на пустом месте чудища до мгновенно найденной постройки инопланетян.

Наверное, недосказанности и странности сюжета связаны с тем, что режиссеру нужно было уложиться в определенные временные рамки. Но почему-то вспоминается опять-таки Кэмерон, плюнувший на всех, сделавший фильм не на два, а на три часа и снявший все, что нужно — спокойно, неторопливо и в полном объеме. Ридли стоило бы поучиться.

Впрочем, на одного режиссера катить бочку тоже неправильно. Сценаристы Джон Спэйтс и Дэймон Линделоф тоже принесли немало «шикарного» в картину. Сюжетная линия, связанная с истинной целью полета, весьма невыразительна, хоть и заставляет зажечься небольшую искру интереса. Линия основных действий пресна и скучна. Ответвления сюжетных линий вообще заставляют то и дело вспоминать Станиславского.

«Прометей» — не боевик, хотя одна перестрелка там есть. Не экшен — его там нет вообще. Не драма — слишком уж картонны переживания персонажей. Уж точно не комедия, хотя один смешной эпизод присутствует. Триллер и ужасы? Ну да, конечно…

Сценаристы и режиссер сделали нечто, легонько затрагивающее высокие философские материи, красивое, даже претендующее на некую утонченность. Но снятое в непонятном стиле, скучном и простом, по сценарию, лишенному экшена и интересных действий. Актеры оказались на уровне — их игра полностью соответствует невнятному сюжету и отсутствию динамики.

Вместе с тем, фильм все же красив, этого у него не отнять. Красивые виды вначале, красивая компьютерная графика в продолжении… Что еще в плюсах? Те самые несколько сцен, о которых говорилось выше. Как сказал один зритель у меня за спиной: «О! Похоже, именно эти 20 секунд я ждал последние два часа!»

Смотреть ли фильм и смотреть ли его в кинотеатре? Ну, если очень хочется и вы — фанат инопланетян, чужих, Скотта и тому подобного — можете попробовать.

P. S. Если сравнить «Прометей» с последними инопланетно-космическими картинами, то он гораздо лучше, чем «Напролом», хуже, чем «Морской бой» и гораздо хуже, чем «Люди в черном — 3». Основано на личных наблюдениях.