Винни мать его Пух

Винни мать его Пух
Кадр из фильма «»
На российские экраны спустя месяц после мировой премьеры вышел кинодебют гения современной американской сериальной анимации Сета МакФарлейна «Третий лишний». На то, до чего доводит слишком сильная любовь к плюшевым зверям, посмотрела в лучшей комедии этого лета (а, возможно, и всего года) «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Все мы в детстве пытаемся наделить человеческими чертами наши игрушки. Став взрослыми, разгребаем завалы в пыльном чулане и, обнаружив там драную собачку, тигра или медведя, на пару минут вспоминаем чудесные босоногие моменты, после чего отправляем друга юных лет куда подальше. В лучшем случае, в детский дом, в худшем — в мусорку. Маленькому Джону везёт куда больше: падающая с неба звезда осуществляет его мечту о настоящем друге, и плюшевый медведь, доселе говоривший приторным утробным голосом лишь занудное «я люблю тебя», внезапно оживает. Ребёнок называет медведя Тэдом и пузырится счастьем, родители в предынфарктном состоянии голосят про чудо, которое явил Господь.

Спустя двадцать семь лет Джон (Марк Уолберг) продолжает жить с игрушечным другом, одновременно предпринимая не особо настойчивые попытки построить семейное счастье со стройной пиарщицей Лори (Мила Кунис). Годы не пощадили Тэда; его пятнадцать минут славы пролетели слишком быстро — мир, конечно, подивился на говорящую зверушку в телевизоре, но медиа-машина безжалостна к своим героям. Пусть это даже живой плюшевый медведь в метр ростом, отпускающий незаезженные шутки. Теперь Тэд предпочитает проводить время за гашишом, пивом, шлюхами и просмотром старых фильмов. То есть, ведёт совершенно нормальный для среднестатистического американца образ жизни. Джон же пытается разорваться между привычным игрушечно-бездельным укладом и всё менее терпеливо ожидающей предложения руки и сердца стройной пиарщицей Лори. Под юбку которой так и норовит залезть мерзковатого вида начальник-миллионер. По всему получается, что до извечного ультиматума «или я, или это плюшевое недоразумение» совсем недолго. На медведя тем временем бросают хищные взгляды проведший детство с не столь разговорчивыми игрушками небритый мужичок (Джованни Рибизи) со своим страдающим от ожирения сыном.

Создатель фильма Сет МакФарлейн — фигура в современной культуре США абсолютно краеугольная. Созданные им мультсериалы «Гриффины», «Американский папаша» и чуть менее известный «Шоу Кливленда» без преувеличения составляют настоящую энциклопедию американской жизни, в которой высмеиваются все, абсолютно все её глупые стороны, персоны и факты. Кроме режиссуры, написания сценариев и продюсирования, МакФарлейн успевает еще и на все лады добрую половину героев своих сериалов. Причём делает он это, как свидетельствуют источники, фактически «на лету», без какой-либо особой подготовки. За что ему как-то раз даже пожаловали учёную степень в Гарварде, а различных телевизионных премий, которыми отмечены его работы, даже и не счесть.

Избавиться от ощущения, что «Третий лишний» — это очередной эпизод одного из сериалов Макфарлейна, во время просмотра фильма очень сложно. Всё на месте: абсурдная, но не хитроумная завязка, грубо, по-лубочному вырезанные фигуры главных героев, придурковатые злодеи и тотальное наплевательство на все возможные нормы морали, плюс - фирменное издевательство над деятелями шоу-бизнеса, включая Джастина Бибера. В Соединённых Штатах фильм благополучно получил соответствующий рейтинг «R» (дети до 17 лет допускаются только в присутствии родителей). В России же, как показывают творящиеся ныне события, мораль и нравственность можно трактовать как угодно чиновникам, выворачивать наизнанку и использовать в угоду власть имущим.

Вместе с тем, а, возможно и благодаря абсурду и жёсткой сатире, редкие сентиментальные моменты, концентрирующиеся, в основном, в финале фильма, не выглядят такими же притворными и лживыми, как в большинстве современных комедий. Удивительно и то, что дубляж не окончательно убил все самые сочные моменты, ведь плюшевого развратника озвучивает сам Сет МакФарлейн. Впрочем, за нежелание привлечь какую-нибудь более-менее подходящую под формат местного юмора звезду, прокатчиков всё равно нужно проклясть. И ждать, пока фильм можно будет посмотреть с оригинальным саундтреком и субтитрами.

То, что «Третий лишний» — это главная комедия всего лета, а, возможно, и года, уже доказали сборы фильма. В целом он уже собрал 200 млн долларов, четырежды оправдав вложенные в его производство средства. Нам же остается лишь завидовать американцам, способным не только смеяться над собой в анимации, подобной работам МакФарлейна на кабельных каналах, но и выпускать эту сатиру на широкие экраны всего мира. Всё, что смог предложить российский кинематограф в смысле комедий этим летом — отвратительная треш-гопота с крайне соответствующим содержанию названием «Большая ржака!» Теперь мы производим фильмы, в названии которых авторам нужно указывать зрителю, что они — смешные. Как сказал бы по этому поводу плюшевый Тэд — «shit!»