Трейлер к американо-российскому фильму «Москва 2017» создавал впечатление, что нас ждет антиутопия на тему опасностей капитализма, которая ближе к концу неожиданно может перейти в разряд избиения напавших на Москву монстров в духе «Гнева Титанов» и «Мстителей». Насколько предположения оказались верны, разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Помните, как было у Леонарда Коэна? «Из войн против хаоса, из сирен, воющих ночь и день, из костров, которые жгут бездомные люди, из пепла геев* — демократия надвигается на США». Вот и в «Москве 2017» на Россию надвигается — не демократия (это было бы слишком мечтательно даже для американцев), а капитализм. Действие происходит после распада СССР.
Правда, как песня Коэна была гиперболой, так и систему сырьевого коррупционного госкапитализма, сложившуюся в современной России, назвать свободным рынком трудно, но американским создателям фильма невдомек: они показывают новую Россию как полноценную часть мировой капиталистической системы.
В центре внимания москвич Миша, которого играет британский актер Эд Стоппард, сын легендарного Тома Стоппарда. Миша, вроде как, ведущий российский специалист по маркетингу, но ощущения того, что мы имеем дело с русским человеком, не возникает вообще. Миша производит впечатление иностранца, живущего в России. Компанию ему составляют двое американцев, работающих в Москве — начальник по имени Боб (Джеффри Тамбор) и племянница Боба по имени Энди (Лили Собески, внешне похожая на смесь Мэрил Стрип и Изабель Юппер). У Миши и Энди начинается роман, Боба это злит. За всем этим с удовольствием наблюдает кукловод нашей истории, безымянный гений мирового маркетинга (бергмановский актер Макс фон Сюдов), задача которого — сделать ожирение модным для популяризации гамбургеров и прочей «мусорной еды», как ее называют американцы.
По приказу этого серого кардинала (о котором они сами не знают), Миша и Энди запускают на русском ТВ реалити-шоу о толстой женщине, которая хочет избавиться от лишнего веса при помощи ножа хирурга. Женщина впадает в кому, а Миша мучается совестью и отправляется зализывать душевные раны в деревню.
Там с ним происходит казус из цикла «Ипполит, мне был сон»: некий голос из его видения говорит ему облиться кровью красной коровы (скрытая реклама «Red Bull»?), после чего наш протагонист переживает душевную трансформацию. Вернувшись в Москву, он начинает видеть вокруг себя призраков капитализма, стремящихся пожрать любого зазевавшегося человека, попавшегося на их пути. Настоящие это призраки, или Михаил двинулся на почве красной коровы? Это вы увидите на киносеансе, дорогие зрители.
Россия, показанная в «Москве 2017», имеет мало отношения к реальной матушке-родине. Несмотря на указание россиянина Александра Дулерайна в титрах как сорежиссера и соавтора, возникает ощущение, что все главные решения принимал американец Джейми Брэдшоу, ибо Москва, показанная здесь — это «столица глазами зарубежных гостей», в ней не гостивших. Ни вам хрущевок, ни общего ощущения унылости — сплошная эффектная архитектура царской России в сочетании с неоновыми вывесками мировых брэндов. По сути, Россия выбрана создателями фильма как игровая площадка для того, чтобы доказать простую мысль: капитализм — это зло.
Итак, рыночная экономика — это плохо, говорят нам Брэдшоу и Дулерайн. Но и плановая — тоже плохо, более того, главный герой не делает между ними разграничения: он говорит, что Ленин был родоначальником современного маркетинга, а коммунизм — первым мировым брэндом (сомнительное утверждение, учитывая, что курс под названием «Маркетинг продуктов» был прочитан в Пенсильванском университете еще в 1905 году). Но если не капитализм, и не социализм, то что? На этот вопрос фильм даже не пытается дать ответ. По мнению сценаристов, избавься от рекламы и принципов свободной рыночной конкуренции, и все волшебным образом станет отлично.
Эти идеи наивны, но они волшебным образом не убивают фильм. Во-первых, критика капитализма, а еще в большей степени — методов современной рекламы, данная в «Москве 2017», абсолютно справедлива. Во-вторых, эпизод с деревенской жизнью и обливанием кровью с целью ритуального очищения смотрится глупо, но появляющиеся в результате монструозные лики капитализма выглядят роскошно.
Одно из главных достоинств фильма — визуальное оформление. Москва Брэдшоу — это мифический город, не имеющий к реальной столице почти никакого отношения, но показана она красиво, у нас такого не было. Возникает вопрос: «Неужели только американец может снять Россию красиво?». Съемки персонажей и их жилищ, пародии на рекламу (подгузники, вызывающие импотенцию, шикарны), монстры, даже деревня — все это снято и показано в цветастом стиле, напоминающем «Барбареллу». Но у этого есть обратная сторона: такой стиль подачи материала — капиталистический до мозга костей. Ни при каком другом строе он просто не может существовать.
В итоге выходит, что фильм эстетизирует то, что он взялся критиковать, но смотрится легко и весело. Лично я получил он него удовольствие (хотя и пожалел о слащавой концовке), а затем сразу направился в McDonald’s. 7/10.
*Международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистской организацией и запрещено в РФ




© 2003-2025