Свежий фильм с Ренатой Литвиновой в главной роли и в режиссерском кресле имел одноразовый показ в большом зале «Зари», собрал неплохую толпу, после чего его было решено демонстрировать дальше. У вас по-прежнему есть возможность его посмотреть: в зале «Артишок» он будет идти до 28 ноября. Стоит ли этой возможностью воспользоваться, выясняла «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Сильно дрожащая от экстремального зума камера, неряшливые композиции, пятерка локаций на весь фильм, вялая музыка — такова внешняя, поверхностная сторона «Последней сказки Риты». Как русский рок отличается крайне пренебрежительным отношением к композиционному и исполнительскому мастерству, так же и Рената Муратовна в своем последнем фильме, снятом на пару цифровых фотоаппаратов, выставляет напоказ явную нехватку навыков киноремесла. И это — не годаровщина, так же, как русский рок — не панк; ощущения намеренного непрофессионализма как важного художественного элемента здесь нет. Есть только нежелание заморачиваться со всеми этими ракурсами и сидеть месяцами за монтажом и явная нехватка дисциплины.
Впрочем, это поверхность. Может быть, в глубине получится разглядеть кое-что поинтереснее? Давайте попробуем. Как сюжет имеем больницу, в которой люди умирают, и персонаж Литвиновой готов им в этом помочь, ведь играет она смерть собственной персоной! Она даже экипирована косой и черным платьем, хотя большую часть времени предпочитает носить белый халат и притворяться частью медперсонала; но время от времени ее прорывает, и начинается, мягко говоря, феерическая эксцентрика. Удивительно ли, что я изначально решил, будто дело происходит в психбольнице, а литвиновская Таня — главный пациент?
Впрочем, интервью с Муратовной порой заставляют задуматься о том, что хорошего врача стоило бы предложить самому режиссеру. И речь здесь не только о напускном, «гламурном» сумасшествии Литвиновой, выражающемся в крайней манерности (которая полностью сохраняется в любой ее кинороли), но и о том, что проскальзывает ненамеренно. Вот, например, психопиар: «Для кого-то это сказка, для кого-то это быль, как, например, для меня, потому что я совершенно верю в неких существ, которые курируют человека, даже в таких мегаполисах, когда человек может сбежать там с места преступления и думать, что он будет безнаказан. То есть, все отслежено». Доктор, они везде! Это называется: посмотрите на меня, какая я сумасшедшая, отправляйтесь бегом смотреть мой фильм. Но есть и кое-что еще: «Изначальный сценарий переписывался в процессе и под актёров и под бюджет, и я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества. Но при условии абсолютно творческой свободы, которой я обладала». Прямо так, без пауз. Это уже какая-то явная шизофрения.
Насколько подобный психоз легко перевести в искусство? Относительно легко, если тебя зовут Альфред Хичкок или, например, Дэвид Линч, на которого Литвинова так стремится походить. Но у самой Муратовны получается лишь местечковый, провинциальный сюрреализм (в масштабах мирового кинематографа Москва остается глухой провинцией). Три главных героини — сама смерть, ее скорый клиент Рита (Ольга Кузина) и отчаявшийся ее спасти врач Надя (Татьяна Друбич) как персонажи даже не двухмерны, а одномерны, а их отношения тривиальны и не выходят за пределы стереотипов о светских тусовках. И лишь бойфренд Риты по имени Коля (Николай Хомерики) выведен более или менее интересно и вызывает сочувствие. Что весьма странно в таком, казалось бы, женском фильме.
Повествование, в лучших традициях Дэйва Линча, напоминает не слишком здоровый сон; однако его болезненность тоже выглядит напускной. Например, идут наши три подруги в кафе, чтобы напиться и попасть в несколько сюрреалистических приключений. Как называется это кафе? «Запределье»! И нет, придумала фильм не тринадцатилетняя школьница, а женщина, которой за 40. Хоть бы, блин, «Зазеркалье». Или вот, допустим, сцена, сворованная из «Синего бархата», где Литвинова поет песню, сочиненную, как и вся музыка фильма, Земфирой, не всегда попадая губами в слова. Казалось бы, пусть себе ворует, но сама песня настолько нелепа, что остается только хлопнуть себя по лицу от недоумения.
Участницы женского кинопроекта в области гендерного равенства в кино- и медиаиндустриях Doris Film, недавно посетившие Калининград, возможно, показывают лишь то, что в шведской системе социал-демократии можно выбить правительственный грант на любую идею, сколь угодно абсурдную; однако главный вопрос, поставленный ими, весьма актуален в данной рецензии: могут ли женщины быть творческими единицами наравне с мужчинами? Разумеется, могут! Однако глупо отрицать некоторые различия в мировосприятии. Например, то, что женщинам свойственен больший эстетизм в восприятии мира — это и хорошо, и плохо одновременно; но в случае с «Последней сказкой Риты» это не идет фильму на пользу, ибо желание копаться в темных сторонах человеческой натуры, не эстетизируя их, женщинам не свойственно, а именно этого не хватает фильму, о котором у нас идет речь.
Итак, итог: у Ренаты Литвиновой достаточно хорошее воображение, но не хватает ни дисциплины, ни исполнительского мастерства для того, чтобы придать ему достойную кинематографическую форму. Люди, не видевшие «Жильца», «А теперь не смотри» и «Шоссе в никуда», возможно, и будут слегка впечатлены; остальным же придется признать, что перед нами праздник самолюбования, предназначенный лишь для тех, кому имидж Литвиновой кажется по каким-то причинам привлекательным. 4/10.