Дуэт сценарист Ник Кейв — режиссер Джон Хиллкоут снова в седле. Да-да, тот самый Ник Кейв, который сочиняет и поет песни в традициях Дилана/Коэна/Уэйтса, и который убил Кайли Миног камнем по голове в их совместном клипе (к сожалению, это была лишь постановка) — еще и сценарист трех уже фильмов, и все они срежиссированы Джоном «Грозный горный плащ» Хиллкоутом. На этот раз Кейв лишь адаптировал под экран книгу, написанную Мэттом Бондурантом, тема которой — американский сухой закон, пьянство и самогон. «Афиша Нового Калининграда.Ru» потратила пару часов, выясняя, как результат смотрится на большом экране в исполнении местами талантливых, а местами раздражающих актеров.
Сразу скажу, что «Сухой закон» я считаю одним из самых неудачных решений руководства Соединенных Штатов Америки за всю их историю. Мало того, что непосредственно из «Эры запрета», как времена «Сухого закона» называют в Америке, выросла «Война против наркотиков» Ричарда Никсона, провалившаяся самым катастрофическим образом (что не мешает нашим нынешним властям копировать ее на 100%); «Сухой закон» вообще дал понять так называемым демократическим правительствам 20 века, что они могут влезать в частную жизнь человека, вводя абсурдные запреты на вещества, половые связи и торговлю ими, эвтаназию — не прекращая болтовни о правах человека и свободе личности. Все проводники в жизнь американской антиалкогольной кампании вызывают у меня лишь отвращение.
Как же в таком случае надо было постараться создателям фильма, чтобы персонажи-торговцы алкоголем времен «Сухого закона» вызывали у меня желание прогнать их подальше с экрана, а самым приятным персонажем оказался коп-садист, пытающийся прикрыть их лавочку?
И все это вовсе не от морализаторства. Тройка братьев-алкашей-бутлеггеров (Том Харди, Шайа Лабаф и Джейсон Кларк) здесь — протагонисты, внимание им уделяется по максимуму, и по идее они должны быть максимально привлекательными, но это не выходит по нескольким причинам. Первая проблема — актеры. Лабаф — внешне этакая сильно поглупевшая версия молодого Криса Ри — актер, конечно, слабый, но благодаря ощущению перманентного лузерства придающий слабый поверхностный шарм своему персонажу. Джейсон Кларк груб и примитивен, но его здесь мало, так что он погоды не делает. А вот Том Харди в роли «непобедимого» бутлеггера Форреста, главного из трех братьев — серьезная проблема. Этот невероятно скучный актер должен был, по задумке авторов, воплотить в жизнь образ сложного крутого парня, который под внешней невозмутимостью скрывает невроз, что-то вроде персонажей Богарта, Митчума и Мифунэ. На деле получается скорее Дольф Лундгрен. Мистер Харди зыркает на окружающий мир взглядом, который должен означать энергию, напряжение и интеллект, но на деле получается «мадам, месье, я не ходил в туалет шесть дней». Этот крайне нехаризматичный персонаж портит всю кинопопойку.
Вторая проблема: а с чего нам, собственно говоря, любить эту троицу? Они — вовсе не бойцы за добро и справедливость против идиотских государственных запретов. Они — капиталисты без мозгов, использующие эти запреты, чтобы нажиться, организовав свою таверну с низкокачественным крепким алкоголем, и насильственным способом защищая ее от копов, которые просто пытаются делать свое дело. Кстати, то, что братьям ничего не бывает за многочисленные совершаемые ими акты экстремального насилия, в том числе против полиции, многое говорит о тщательности создания данной картины — вернее, о ее полном отсутствии.
Отсутствие толковых центральных персонажей в какой-то степени компенсируется отличными антагонистами. Во-первых, конечно же, Гари Олдман в роли влиятельного гангстера Флойда Баннера. Много говорилось о феноменальных навыках перевоплощения, которыми обладает этот актер, но редко говорится о его мощнейшей харизме. Он легко перетягивает на себя все внимание, в какой сцене и в каком фильме бы он не появился (кроме нолановских вещей про Бэтмена, но в них ничто интересно смотреться не может в принципе). Еще круче — Гай Пирс в роли копа-стиляги, намеренного разнести в клочья весь бизнес наших самогонщиков. Гай, этот человек с обманчиво простым именем, является одним из самых интересных актеров нашего времени, ничуть не уступающим тому же Олдману. Наблюдать за его болезненно шикарным исполнением своей роли — большое удовольствие. Такое большое, что становится непонятно, с чего бы это он должен считаться антагонистом.
Несколько слов про дам. Как и в любом патриархальном фильме, в «Пьяном округе» они выполняют по большей части роль декораций и секс-объектов. Несмотря на это, Джессика Честейн в роли официантки самогонного заведения смотрится вполне достойно — ее личность и актерские навыки прорываются через скучность написанного персонажа, в результате чего она смотрится интереснее самих братьев. Ну, а Миа Васиковска в качестве love interest Лабафа скучна как всегда.
О сюжете нет смысла говорить. Гангстеры-самогонщики против других гангстеров, плюс полиция, которая хочет все это остановить — вот вам и история. Все мы ее видели не раз и не пять. Здесь важно другое: стиль. Кровь. Насилие. Пьянство. Членовредительство в промышленных масштабах. Местами феноменальная жестокость, вроде сцены кастрации. Но даже это не имеет серьезного значения, поскольку здешних персонажей невозможно воспринимать как полноценных личностей, они — карикатуры. На фоне всего этого шикарные съемки американской природы и отличная музыка (сам Кейв, Марк Ланеган, Уилли Нельсон, Эммилу Харрис) смотрятся как приятный гарнир к недожаренному блюду.
Фильм неплох, и даже может порадовать; но если вы в качестве подготовки посмотрите кое-что из классики криминальных фильмов времен «Сухого закона» (в особенности лучший из них — «Враг общества», а также удачный вестерн Эда Харриса «Аппалуза», который «Пьяный округ» неслабо напоминает), вы, вероятно, придете к неизбежному выводу о вторичности последнего. И Ник Кейв не в силах это изменить. 6/10.