Двое в лодке

Двое в лодке
Кадр из фильма «»
Как только ни хвалили «Жизнь Пи». Здесь вам и восторги критиков, и высокое место в IMDB Top 250, и номинации на Golden Globes, и потенциальная кандидатура на «Лучший фильм» в ходе следующих Оскаров. И все это — от режиссера унылого «Халка». Неужто ад замерз, свиньи начали летать, а Ли Ань (правильное наименование так называемого Энга Ли) научился делать хорошее кино? В этой весьма интригующей ситуации разбирался Николай Горелов.

Эх, кого только не прочили на роль режиссера «Жизни Пи», экранизации романа Янна Мартела, которая абсолютно ничем не отличается от первоисточника. Здесь вам и Шьямалан (логичный выбор, сам индус), и Альфонсо Куарон, и Жан-Пьер Жене. Не знаю, может быть, под контролем одного из них что-то и вышло бы, не берусь утверждать. Однако в итоге в режиссерское кресло сел Ли Ань. Этот режиссер — тайванец по происхождению, и на том же Тайване, китайском острове, оторванном от совковой империи Мао Цзэдуна, он провел первые 25 лет своей жизни, но по его фильмам этого не скажешь. Американские картины Ли Аня — продукт, типичный для голливудской машинерии в том виде, в котором она существует с тех самых пор, как Спилберг и Лукас совершили в ней интеллектуальную контрреволюцию. Похоже, что этот тайванец очень хочет вписаться в чужеродную среду, где правят бал седые бородачи вроде этой сладкой парочки, а также Питера Джексона.

В результате имеем «Жизнь Пи». История выстроена по матрешечному принципу. На поверхности перед нами романист, берущий длительное интервью у индуса (собственно «Пи») лет пятидесяти, живущего в Канаде (романист и индус — оба полностью выдуманные персонажи); однако, большая часть фильма — визуализация рассказываемой индусом истории о его морских приключениях во время эмиграции из Индии в Канаду.

Жанр приключений — это иногда хорошо, тем более — водных приключений. Пример: «Африканская королева» с Хамфри Богартом и Кэтрин Хэпберн, отличная комедия и романтическая история. Или «Ад в Тихом океане» с Тоширо Мифуне и Ли Марвином, история о японском и американском солдатах, заброшенных на необитаемый остров — отличный фильм, пусть и с сомнительной концовкой. «Жизнь Пи» пытается быть чем-то, похожим на «Ад в Тихом океане» — конфликт здесь завязан на отношениях мальчика и тигра, которые после кораблекрушения оказались на одинокой лодке и вынуждены выживать вместе — но результат оказывается больше похож на «Челюсти», если бы Броуди и Хупер подружились с акулой после того, как она съела Квинта.

Фильм в разных отношениях щадит психику зрителя и рассчитывает на его глупость, невнимательность и невежество. Съемки и монтаж? Привет опять, синдром дефицита внимания! Сплошные крупные и средние планы — и это в фильме про одинокую лодку посреди океана, что открывает, казалось бы, массу возможностей для красивой, масштабной демонстрации природы. Частый монтаж, который не дает сосредоточится на природе даже в те редкие моменты, когда ее нормально показывают. Отсутствие «вида из глаз» протагониста, убивающее всякое напряжение в истории про мальчика и тигра (представьте себе, что мог бы сделать с таким сеттингом Хичкок! Здесь такого даже близко нет). Избыток компьютерной графики, вызывающий, как и многие картины последнего времени, вопрос — что же перед нами, кино или анимация? Наконец, музыка Майкла Данна, которая никогда не перестает играть и надоедать. Ну а что касается обескровливания и упрощения истории — и этого у нас найдется в избытке! Кто убил хороших животных, спасшихся после кораблекрушения? Гиена убила. Тигр их не убивал, он сидел где-то под брезентом, даже не думая выползти за жратом. Если бы их убил тигр, то зрителю было бы сложнее его принять, это было бы интересно. Но это шло бы против всех принципов вылощенного Голливуда.

«Жизнь Пи» — злой фильм. Он фактически представляет собой религиозную пропаганду, как и роман, по которому он сделан. Главный герой мигрирует между индуизмом, христианством, исламом и иудаизмом, но ни на секунду не допускает мысли, что религия — это чепуха по определению, и продолжает (под торжественную закадровую музыку) настаивать, что спас его какой-то там очередной бог.

Впрочем, не все так плохо, дорогие друзья-кинозрители. Перед нами типичный продукт индустрии киноразвлечений спилберго-лукасовского типа, и в этом качестве он выполняет свою работу отлично. Компьютерная графика дорога и местами красива, сцены штормов выполнены прекрасно и даже (в кои-то веки) создают на экране настоящий саспенс. От фильма даже не тянет спать, что редкость среди блокбастеров последних месяцев. А вот 3D здесь не нужен вообще никак.

Если вас устраивают развлекательные поделки на тему неамериканских культур вроде «Мемуаров гейши» и «Последнего самурая», этот фильм — то, что доктор прописал. Если вы уже видели хотя бы того же «Миллионера из трущоб» — то смотреть здесь по большому счету не на что. А критики, расхваливающие «Жизнь Пи», как если бы это был шедевр уэллсовских пропорций, — циничные оппортунисты. 5/10.