Я покрошу тебе Москву

Я покрошу тебе Москву
Кадр из фильма «»
На экраны российских кинотеатров вышел очередной «Крепкий орешек» с изрядно постаревшим Брюсом Уиллисом, громящим на сей раз центр российской столицы. С пятой и, к сожалению, не последней частью франшизы знакомился в мультиплексе «КАРО Фильм» Алексей Милованов.

В Москве всё довольно обыденно. Бесцветный министр обороны по фамилии Чагарин (Сергей Колесников) намерен упечь за решётку бывшего подельника, а ныне накопившего массу компромата олигарха по фамилии Комаров (Себастьян Кох). «Отдай папку!» — грозно вращает глазами Чагарин. «Ты купил весь суд, кроме меня!» — даёт Ходорковского Комаров. В почти свершившееся басманное правосудие вносит свежую струю гопнического вида юноша, оказывающийся на поверку сыном славного нью-йоркского полицейского Джона МакКлейна. Узнав о том, что с сыном случилась беда в виде российской тюрьмы, МакКлейн бреется и срочно садится на первый же рейс «Аэрофлота». Примерно минут через пять после прибытия начинается обычное для пары последних «Крепких орешков» бездумное измельчение окрестностей при помощи всех подручных транспортных средств и огнестрельного оружия. Делает это полицейский методично, со вкусом, постоянно объясняя зрителю, что он, вообще-то, в отпуске, и представлял себе отдых в Москве не совсем так. Естественно, кривит душой; видно, что уничтожение ландшафтов — единственное, что ему по душе. В процессе злодеями оказываются все без исключения экранные русские, поэтому их, понятное дело, нужно убить. Ну, а главный герой обретает то, для чего он и прибыл в белокаменную, а затем совершил турне в пустынную Припять — сыновнюю любовь. Пусть и несколько подкопчённую взрывами.

К пятой итерации «Крепкий орешек» потерял практически всё, что привлекало в нём зрителей в славные девяностые. То есть, печальный путь, по которому устремилась франшиза, был очевиден ещё в предыдущей части, где МакКлейн бодро скакал по крылу реактивного истребителя. Но это, всё же, был Нью-Йорк, это было далеко и не очень понятно. Тут же, хоть и обходится поначалу без традиционной клюквы, разве что российские флаги по какой-то странной причине повернули набок, ощущение всё равно неприятное. Москву, конечно, все обитатели России ненавидят и мечтают уничтожить, но собственноручно, а не силами дряблого Уиллиса. Зачем ты приехал, Джон? Где ты забыл все свои фирменные шуточки? Даже легендарное «Йо-хо-хо, ублюдок!» звучит тут так невнятно, таким пробросом, что и переводить его прокатчики не стали. 

Кроме собственно Уиллиса, на экране нет никого. Сына Джека играет некто Джей Кортни, доселе отметившийся лишь в переполненном кетчупом сериале про Спартака, где он тоже, скажем прямо, не сильно утруждал себя драматургическими исканиями. На отца он похож лишь одним: отсутствием более двух эмоций на час экранного времени. Единственный более-менее яркий персонаж, естественно — злодей, но непонятной национальности, погибает быстрее, чем зритель успевает понять, кто он и зачем. Тут вообще мало что понятно — кто-то за кем-то почему-то едет и пытается при этом убить МакКлейна. Да и сам персонаж Брюса перестал источать свой слегка занудный, но живой сарказм. Вдумайтесь: во всём фильме всего одна смешная шутка, и говорит её, что ещё ужаснее, вовсе не МакКлейн. Уиллис пытается играть то же самое, что и двадцать пять лет назад, но получается это у него чуть лучше, чем никак. Не в последнюю очередь потому, что годы не щадят никого. Орешки уже не такие крепкие: значительная часть сцен с прыжками и ужимками главного героя отрисована на компьютере. Включая совершенно ужасное побоище на крыше сберкассы в Припяти, больше похожей на сталинскую высотку. 

И ладно бы офицер МакКлейн спасал свою Америку, там действие было бы хоть как-то объяснимо. Но нет, все эти среднерусские штучки ему не нужны, непонятны, даже поющий Синатру таксист вызывает у него лишь лёгкое недоумение. Уиллис мог бы вспомнить о том, что он, в сущности, неплохой актёр; самым коммерчески успешным фильмом с его участием было и остаётся «Шестое чувство», где бить ему не приходится почти никого, кроме внутренних демонов. А самым «культовым», что бы это слово ни означало, — «Двенадцать обезьян», также небогатый на экшн. Для изображения грустящего от дефицита сыновней любви старика нужно нечто большее, чем бесконечная стрельба из пулемёта и покатушки на грузовике по набережной Москвы-реки. Режиссёр Джон Мур, до этого снявший такого же безвкусного «Макса Пэйна» по культовой компьютерной игре, решил двинуться проторенной четвертью века дорожкой. «Хороший день, чтобы умереть», — сообщается в названии фильма. Жаль, что Джон МакКлейн не воспользовался такой возможностью в российской столице. Ходят слухи, что в проекте — шестая часть. Пристрелите его уже, кто-нибудь, чтобы не мучился. 3/10.