Разумный Пьеро

Разумный Пьеро
Кадр из фильма «»
Спешите, порция годаровщины от сомнительной режиссерши Марии Саакян — в зале «Гардероб» кинотеатра «Заря»! Серьезно, спешите, а то фильм из-за непосещаемости прекратят показывать. С тех пор, как он вышел, про него чего только не говорили. Называли фильмом, который невозможно смотреть; объявляли «самым скандальным» проектом за год; сравнивали с работами Ларса фон Триера. За такими разговорами зачастую скрывается банальная скукотища происходящего на экране. Насколько такие подозрения оказались оправданы, выяснял Николай Кириченко.

Знаете, что раздражает? Слово «артхаус» раздражает. Art house на английском — это «дом искусств». Ну или там «дом культуры». Вот наш Дом культуры железнодорожников — это да, артхаус. В крайнем случае, можно вспомнить американское понятие art house cinemas — т. е. специализированные кинотеатры для показа фильмов, на которые в большие залы народу не наберется. Явление это сугубо американское, и только. А вот у нас слово «артхаус» благодаря чудесам культурного обмена стало частью лексикона хипстеров-псевдоинтеллектуалов, примерно означающее «фильмы, которые мне не нравятся, но которые я все равно смотрю, чтобы этим похвалиться и показаться умнее, чем ты».

Один из таких хипстеров — молодой человек с фотоаппаратом из фильма «Энтропия» (Данила Поляков). Да и остальные (немногочисленные) персонажи не слишком от него отличаются. Более того, зачастую возникает ощущение, что и режиссер Мария Саакян, несмотря на ее желание поиздеваться над данным типом молодежи и производимой ей кинопродукцией, ничего сверх него не знает и не умеет.

«Энтропия» претендует на антисюжетность, но сюжет здесь есть. Как бы. Четверка молодых людей — один парень (тот самый человек с фотоаппаратом, Данила Поляков) и три девушки (авторитарный продюсер — Ксения Собчак, отрешенная от мира актриса — Диана Дэлль, быдланистая режиссер-наркоманка — Валерия Гай Германика) приезжают на оторванный от цивилизации дом у речки. Все четверо молодых людей — ну очень московские. Цель визита — делать кино, которое хочет снять фотоаппаратчик, благо его аппарат, как и все нынешние цифровики, оснащен видеофункцией. Вскоре выясняется, что снимать он толком не умеет, да и идей нет, но это и не важно, поскольку выпивка, сигареты и разговоры на отрешенные темы их интересуют куда больше кинопроизводства.

Обращения непосредственно к камере, разбивание четвертой стены, диалоги, напоминающие сымпровизированные — за этими структурными компонентами вам и придется наблюдать час с небольшим длительности фильма. Перед сеансом сотрудники кинотеатра «Заря» говорили, что, мол, фильм — нечто вообще невероятное, многие не выдерживают. На самом деле, если вам кажется, что в «Энтропии» есть хоть что-то новое и необычное, сделайте одолжение — посмотрите фильм претенциозного француза Жан-Люка Годара «Безумный Пьеро» (1965 год), сразу поймете, откуда у данного киностиля («форма — это и есть содержание») растут ноги. Есть, однако, большая разница — голова на плечах. У Годара она была; он действительно владел и киноязыком, и историей кинематографа, и подавал свое издевательство над традиционной киноформой так, что наблюдать за этим было интересно и весело. Саакян же снимает уродливо и дилетантски, но это не от хорошей жизни; похоже, что по-другому она просто не умеет. Ракурсы выбраны на скорую руку, камера почти всегда статична, интересного насилия над канонами монтажа нет. Это больше напоминает не «Безумного Пьеро», а «Береги правую» (1987 год) — поздний фильм от скучного, совсем уже выдохшегося Годара. Благо, и тематика похожа — и там, и там про кино.

Но есть и еще один аспект — уместность. Годар в «Пьеро» подавал те проблемы, которые реально мучили французское общество 60-х. Здесь вам и отрешенность людей друг от друга, и власть денег и гламура, и даже Бельмондо в главной роли смотрелся как вполне убедительный типаж французского интеллигента 60-х годов, который мог появиться в то время и в том месте. А здесь? Четверка избалованных московских то ли детей, то ли слегка взрослых, к которым присоединяется еще один жадный до выпивки быдлан. Отражает ли это проблемы, которые перед нами стоят? Есть здесь безденежье, запустение, произвол спецслужб? Ничего такого нет. Есть глупость и равнодушие; но показанные на экране персонажи — не исток проблемы, а ее частное и не самое важное следствие. Кортеж президента, вмонтированный в повествование без объяснения связи с остальными картинами — самое смелое, что автор здесь себе позволяет, только слегка намекая на связь проблемы и ее истока.

Хотя вполне можно допустить, что фильм адекватно отражает мировосприятие москвичей и стоящие перед ними проблемы. Москва — это вообще другой мир, отдельный от остальной России, и проблематика у него своя. Но в таком случае тот факт, что именно в Москве производится чуть ли не вся отечественная кинопродукция, делает эту продукцию не слишком-то уместной в жизни всей страны.

Итак, «Энтропия» не выполняет задач, поставленных перед ней, как и вообще задач, стоящих перед современным российским кино. Тем не менее, «Энтропия» смотрится не так уж плохо. Собчак достаточно харизматична, а Дэлль достаточно трогательна; в диалогах есть определенная энергия; несмотря на общую уродливость картины, некоторые кадры красивы (хотя здесь русская природа сделала больше работы, чем Мария Саакян); фильм короткий и не успевает надоесть. Но главное — на фоне всяких «Мам» и «Джентльмены, удачи!», фильм Саакян смотрится как глоток если не свежего, то чуть менее застоявшегося воздуха. Однако, при ближайшем рассмотрении, выходит, что не так уж много между ними расстояния. 6/10.