Не прошло и недели с момента премьеры, как фильм Сэма Рейми «Оз: Великий и ужасный» стал самой кассовой лентой США и Канады, собрав за первые дни проката 80 млн долларов в Северной Америке и более 150 — по всему миру. Есть ли смысл и нам раскошелиться на билеты в сказку, выяснял Денис Туголуков.
Да здравствует страна Оз! Позади пыльный Канзас, населенный деревенскими олухами, и гигантский смерч, чуть было не погубивший самого талантливого волшебника со времен Гарри Гудини, под ногами дорога из желтого кирпича, рядом — легкомысленная красотка в бордовом наряде, кажется, влюбленная по уши, и летающая мартышка, а впереди — Изумрудный город.
И все было бы совсем хорошо, если б не дурацкая злая ведьма, которую надо победить для того, чтобы заполучить трон и сокровища города. Причем колдунья-то похожа на настоящую, а наш главный герой кроме пары цирковых трюков может похвастать разве что безудержной алчностью, о которой, впрочем, распространяться не стоит, и старым потертым саквояжем, набитым тысячей мелочей на все случаи жизни.
В общем, как вы догадались, перед нами детская сказка, снятая по мотивам книжки Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз», знакомой каждому, рожденному в СССР, под названием «Волшебник Изумрудного города» за авторством Александра Волкова. Здесь, правда, нет Элли и Тотошки (в оригинале — Дороти и Тото), Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва, зато все остальные при деле. Теодора, Эванора и Глинда — три ведьмы-сестры, занятые междоусобицей, Оскар Диггс (можно просто Оз) — тот самый цирковой жулик, которому в конце концов суждено стать американским Гудвином, Жевуны и Мигуны — сказочная массовка, выступающая на стороне добра.
Все более или менее понятно и отчасти знакомо, фантастический мир, созданный обладателем Оскара художником-постановщиком Робертом Стромбергом, в 3D выглядит фантастически, но вот с героями, населяющими и прилетающими/не прилетающими в волшебную страну, вышло как-то не очень хорошо. Начнем с того, что Элли (или Дороти, если хотите), появления которой подсознание упорно ждет на протяжении первой половины фильма, не будет даже в сиквеле — да-да, у «Великого и ужасного» будет продолжение. Чтобы развеять всякие сомнения, сценарист фильма Митчелл Кэпнер даже специально пояснил: «Оз» — это приквел к сказке Баума, сюжет которого завершается за два десятка лет до прибытия Дороти в волшебную страну. А за двадцать-то лет всякое может случиться!
Вся эта путаница с сиквелами и приквелами объясняется довольно просто: правами на использование образа Дороти в кино, как и правами на картину «Волшебник страны Оз» 1939 года выпуска, владеет Warner Bros., а «Оз: Великий и Ужасный» — проект компании Disney. Дабы не вступать в конфликт с Warner, как
сообщает New York Times, диснеевцам пришлось даже сменить оттенок зеленого для грима одной из злых ведьм. Впрочем, выбранный ими колер не спас протагонистку от картонности. Теодора, обладающая впечатляющими для сказочного персонажа формами, сначала ведет себя на удивление глупо, как малолетний подросток, а затем буквально зеленеет от злости и превращается в безнадежно злую колдунью. Ее сестра Глинда, разумеется, непоправимо добрая и зачем-то как две капли воды похожа на возлюбленную Оза из Канзаса. А сам Оскар Диггс в дополнение к глуповатым диалогам, от которых начинает клонить в сон к тридцатой минуте, то и дело вскрикивает «Сим-салабим», старательно вызывая в памяти образ заслуженного Рахат Лукумыча России Амаяка Акопяна.
Акопян, конечно, ни в чем не виноват — помянуть лихом тут можно разве что отечественных мастеров дубляжа, но и они, наверное, старались. Все дело в том, что фильм, который захватил лидерство в российском прокате, рассчитан только и исключительно на детей. И если ваше чадо способно усидеть на месте в течении двух часов, смело ведите его смотреть творение Сэма Рейми — ребенку все эти фейерверки, водяные феи и прочие фарфоровые девочки точно понравятся. 6/10.