Очень плохая музыка

Очень плохая музыка
Кадр из фильма «»
Песни в музыкальном фильме «Идеальный голос» оказались действительно полной дрянью, дрейфующей между Келли Кларксон/Рианной, бойз-бэндами а-ля Backstreet Boys и худшим из мира ретро от Foreigner до Boys II Men и Ace of Base. Да, создатели фильма не знают хорошей музыки; знают ли они кинематограф достаточно хорошо, чтобы сценарно-съемочными методами компенсировать музыкальное убожество — определял Николай Кириченко.

Университетские американские комедии — это жанр, представляющий собой один большой штамп. Здесь обязательно будет много полуголых тел, неестественно ярких цветов и актеров модельной внешности, переигрывания, натужного юмора в духе Comedy Club, карикатурных персонажей и диалогов, звучащих по-бумажному. Мы уже говорили о нескольких примерах: «Проекте Х» и «Отвязных каникулах». Та же «Запретная зона», будучи заявлена как фильм ужасов, в полной мере страдает перечисленными дефектами и часто кажется плохой комедией. На этом болотистом фоне кажется, что любое юмористическое вузовское кино с хоть какими-то свежими идеями будет выглядеть откровением и получит водопады хвалы от критиков. Такое случилось с «Отличницей легкого поведения», а теперь это происходит и с «Идеальным голосом».

В обычный университет штата Луизиана поступает обычная киношная американская студентка: ленивая, ухоженная и эстетически пещерная. Зовут ее Бэка, играет ее Анна Кендрик, молодая актриса с внешностью незаметной советской библиотекарши (голливудские грим и свет даже ее делают моделью, но это всегда смотрится противоестественно). Ей не нравится вузовская жизнь, она мечтает пробиться в музыкальную индустрию и стать диджеем, но желания делать хорошую музыку у нее нет, она лишь хочет влиться в мейнстримовую культуру и стричь бабло. Скажу сразу, что деньги — вообще единственный критерий успеха и качества, который предлагает нам фильм.

Затем с нашей студенткой случаются две вещи: она почти против своей воли вливается в группу из восьми университетских девиц the Barden Bellas, поющих популярные песни а капелла (то есть, все — от лид-вокала до ритм-секции — исполняется исключительно ртами участниц) и желающих выиграть соответствующий конкурс; а еще она встречает приятного парня по имени Джесси, который, в лучших шекспировских традициях, оказывается участником мальчишеской а капелла-группы the Treblemakers, злейших врагов ее собственной команды. Джесси — типичный «хороший парень», которому не везет с женщинами, очередной клишированный тип из подростковых комедий. Интересно, означает ли это, что создатели фильма верят в пикаперские бредни? Думаю, более вероятно, что они работают на аудиторию таких вот «верующих».

Так или иначе, конфликт налицо. Стремление команды разжиться статусом лучшей вокальной студенческой глуппы — раз; противостояние кланов и любовь — два. Добавьте к этому сволочную студентку-лидера the Barden Bellas — и вы получите все необходимые условия для насыщенного повествования.

Работает ли это? Увы, нет. Причина — все та же комедийная заштампованность. Посмотрите хотя бы на персонажей. Bellas состоят из «обычной девчонки»-протагонистки; двух лидерш, одной хорошей, одной сволочной (как два полицейских); толстой тетки, которая должна всех веселить; негритянки-лесбиянки; грудастого местного секс-символа; и, наконец, нерешительной, запуганной азиатки. Предсказуемое фрик-шоу. Все актрисы, которые их играют, переигрывают безбожно, а диалоги никогда не звучат жизненными и спонтанными. В итоге, в этих персонажах не чувствуется ни грамма естественности, харизмы и притягательности, и при всем своем поверхностном гламуре они производят впечатление людей, от которых очень плохо пахнет.

Далее — юмор. В этом плане все начинается хорошо, от очередного извращения логотипа Universal (знаменитая музыка под него исполняется а капелла), затем конкурс, циничные комментаторы, курьез с блевотиной на сцене — это все весело. Но такой уровень жесткости долго не длится, скоро все становится ужасно миленьким, политкорректным и камедиклабовым. Мужеподобная лесбиянка-негритянка, разглядывающая вырез на большой груди местного секс-символа — это самое «сильное», что вы увидите за бОльшую часть фильма.

Остается собственно кинематограф. И здесь за фильмом следует признать пару достоинств. Нечасто в кино нам приходится увидеть музыкальные номера, спетые на сцене а капелла, и сериальный режиссер Джейсон Мур отлично справился с передачей их на большом экране, как бы паршивы ни были сами исполняемые песни. Ракурсы, монтаж под музыку, возможность наблюдать за всеми участницами the Barden Bellas одновременно при избытке крупных планов лиц — это сделано ловко, при том, что задача была непроста. А ночная уличная сцена с битвой двух групп, мужской и женской, со спонтанными переходами из песни в песню, достойна внимания любого режиссера.

Что же касается людей, которых техническая сторона кино интересует мало, они, пожалуй, сочтут фильм еще более провальным. Ведь перед нами мьюзикл с ужасной музыкой, визглявым вокалом и хореографией на уровне Backstreet Boys. На этот раз как-то не удалось. 5/10.

Факт: ждите сиквел к «Идеальному голосу» в 2015-м; толстуха Ребел Уилсон там точно будет, с Анной Кендрик пока неясно.

Клипы-компаньоны (раз уж у нас мьюзикл): TISM — If You’re Not Famous at Fourteen, You’re Finished; Jon Lajoie — Pop Song.