Японские мотивы

Японские мотивы
Кадр из фильма «»
Театрально-мьюзиклово-киношный австралиец Хью Джекман снова прекращает петь и нацепляет личину супергероя из комиксов от компании Marvel. Надирание задов, рефлексия на тему бессмертия, сомнительная любовная история — все это в мистическо-романтическом окружении Японии, традиционной и ультрасовременной одновременно. Насколько это все хорошо получилось — размышлял Николай Кириченко в зале мультиплекса «КАРО Фильм».

«Росомаха: Бессмертный» — это фильм, который оказался куда лучше, чем ожидалось — и куда лучше, чем злополучный «Люди Икс. Начало. Росомаха». Причин этому несколько.

Главное — Япония. Японский сеттинг может улучшить почти все, София Коппола со своими «Трудностями перевода» гарантирует это. Вот и здесь действие, недолго продержавшись в канадской глубинке, переносится в Японию. С одной стороны, перед нами предстает грандиозный неоновый Токио, великий город, остающийся загадочным, невзирая на свою яркость; наблюдать за ним — всегда большое удовольствие. С другой стороны — глубинка. Традиционный домик внучки магната, которую спасает от преследований якудза Росомаха, расположен на отшибе Нагасаки, и смотрится он весьма мило, как и многие пережитки традиционной японской культуры. Наконец — великолепная природа. Кстати, Хью Джекман сам относился к комиксам про Росомаху, действие которых протекает в Японии, с особой теплотой, и отдельно попросил сценаристов сконцентрироваться именно на этой сюжетной линии.

Во-вторых, психология. Как ни удивительно, влезание в мозги протагониста здесь присутствует, и даже цветет относительно пышным цветом. Бессмертие, как это часто бывает, давит на Росомаху (он же Логан, он же Джеймс Хаулетт); он мучается, хочет умереть, уходит в леса, отращивает бороду и волосы и сам становится похож на ужасного снежного человека с бутылкой виски за пазухой. И уже после того, как он успеет помыться и побриться (на это его еще уговорить придется), ему продолжает являться во снах бывшая любовница, Джин Грей (Фамке Янссен), которая напоминает ему, что пора бы уж и в мир мертвых. Впрочем, как только он бессмертия временно лишается, он удивительным образом начинает по нему тосковать.

Во-вторых, персонажи. Многие здесь хорошо прописаны, задизайнены и сыграны. Две главные японки, одна мягкая и женственная (Тао Окамото), одна боевая и красноволосая (Рила Фукусима); впрочем, решение взять на обе роли японских моделей, а не актрис, вызывает сомнения в кругозоре авторов фильма. Весьма эротичная блондинистая фамм-фаталь Гадюка, она же Мадам Гидра, в исполнении не иначе как русской актрисы Светланы Ходченковой (правда, ее речь в англоязычном оригинале пришлось дублировать американской актрисе). Наконец, Хироюки Санада и Брайан Ти в качестве уродливых, беспринципных лиц коррупции в высоких эшелонах японской власти и бизнеса, и Уилл Юн Ли в роли страдающего от неразделенной любви к той самой женственной японке главы Клана Черных Ниндзя, охраняющего этих двух ублюдков.

Наконец, авторы фильма — ребята небездарные: режиссер Джеймс Мэнголд («Прерванная жизнь», «Переступить черту», «Поезд на Юму») и сценаристы Кристофер Макуорри («Операция ‘Валькирия’«) и Скотт Фрэнк («Особое мнение», «Переводчица», «Марли и я»). Режиссура Мэнголда, возможно, и не сделала операторскую работу, подбор музыки и постановку экшен-сцен чем-то, серьезно выделяющимся из однообразных «Человеков из стали», но смогла создать эффектный баланс между спокойствием и динамикой, психологизмом и рубиловом, которого катастрофически не хватает тому же Нолану, а толковые сценаристы смогли придать «Росомахе» достаточную креативность и амбициозность (не будем здесь оценивать диалоги, которые, с большой вероятностью, оказались испорчены пресным русским переводом).

Кстати, про экшен. Он в значительной мере страдает от того же синдрома «человеков из стали»: камера слишком приближается к местам, где кулаки касаются вражеских тел, монтаж происходит со скоростью три стыка в секунду, все грохочет, хрен разберешься, что есть где. С одной стороны, режиссеров, делающих такой экшен, можно понять: чем нормально ставить боевую хореографию, проще сделать несколько кадров, где ничего не поймешь, быстро их вмонтировать в повествование — и вуаля! Магия кинематографа. С другой стороны, смотрится это куда менее эффектно, чем, скажем, сцена кулачного боя в «Рыжей бороде» Куросавы, которая, к слову, еще и несет в себе моральную нагрузку. Впрочем, надо признать, что креативности в экшене «Росомахи» таки куда больше, чем в том же «Человеке из стали».

И все же, я не могу не сказать, что проявить творческого подхода в изобретении сюжета «Росомахи» можно было куда больше. Всего несколько примеров того, как все могло бы быть:

— Росомаха отправляется в Рим последнего года до Нашей Эры, чтобы показать Иисусу Христу фотографию Андерса Серрано «Piss Christ», таким образом вызвав у последнего пожизненный приступ экзистенциальной попоболи и отменив всю историю мирового христианства с ее инквизициями и толстыми батюшками.

— Росомаха получает миссию уничтожить руководство Северной Кореи и объединить Корейский полуостров под руководством Южной Кореи; для этого он убеждает Ким Чен Ына, что когти, вылезающее из руки человека, как у самого Росомахи — куда более эффективное оружие против американских империалистов, чем атомная бомба. Ким Чен Ын настолько увлекается этой идеей, что вживляет металлические пруты в руки не только самому себе, но и всем другим чинам руководства КНДР (все несогласные автоматически отправляются в ГУЛАГ, а аргументированно несогласные публично расстреливаются из ракетницы). После этого высшая номенклатура КНДР дружно умирает от инородных тел в организме, и контроль над территорией переходит к Республике Корея.

— Росомаха начинает параллельную карьеру в хардкорной порнографии, причем его экранными партнерами становятся реальные росомахи.

Видите? Масса вариантов. Кстати, господа кинобоссы из Америки, если какой-либо из них вас заинтересует, можете пользоваться ими почти свободно; мои авторские отчисления составляют всего 150% от кассовых сборов фильма. А сам фильм получает 7,5/10.