«День ворон» — так должно звучать название этого мультфильма в толковом переводе. Во-первых, это было бы буквально; во-вторых, вороны и вправду играют здесь ключевую роль — причем вовсе не пугающую, как можно было бы подумать. Впрочем, не будем забегать вперед и выдавать тайны. Интересную тему (а данный анимационный фильм — безусловно интересная тема) всегда хочется просмаковать в деталях; помогать в процессе смакования вам будет Николай Кириченко.
Начинается французский мультфильм «Волшебный лес» не по-диснеевски жестоко: ребенок бегает по лесу с рогаткой, и, увидев птицу, с радостной улыбкой ее убивает. Для него убивать — это и способ выживания, и главное развлечение; концепция сострадания в его голове отсутствует. В лесной хижине его ждет отец — бородатый старик с гигантскими мускулами, который вырастил этого безымянного ребенка посреди деревьев и зверья, и с самых малых лет приучил его убивать без сожаления. И если у сына чувствуется азарт охотника, то отец угрюм и озлоблен. Для него убийство опасных животных вроде диких кабанов — это не только добыча пропитания, это еще и способ выплеснуть накопившуюся в нем злобу по отношению к окружающему миру. «Будьте прокляты, демоны!» — безумно, болезненно кричит старик, почувствовав любую (часто иллюзорную) опасность, потрясая громадным костистым кулаком куда-то туда, где кончается лес и начинается цивилизация, и куда он, при всей своей браваде, никогда не решится подойти ни на миллиметр.
Итак, первая часть фильма — мечта всех гринписовцев. Но помимо насилия над животными, здесь присутствует постоянно ощущаемая зрителем запретность того, что «где-то там, за пределами». Вокруг леса нет ни двухметрового забора из колючей проволоки, ни бетонной стены, он вообще никак не отделен от цивилизации. Но отец построил свой воображаемый железный занавес. «Только ступи на шаг за пределы леса, и ты исчезнешь навсегда!» — грозит он сыну, смотря на него озлобленно. Сын сомневается, размышляет, видит людей вдалеке, которые почему-то не исчезают, но нарушить запрет не решается; тем более, что простой вопрос, адресованный отцу — а почему люди там ходят и не пропадают? — приводит к тяжелому, садистскому наказанию. Сыну остается только убивать птиц, мечтать и тосковать по загадочному внешнему миру. Эта тоска будет понятна всем, кто когда-либо был лишен свободы передвижения, кому приходилось быть в заключении или жить за реальным железным занавесом. Еще мальчик видит духов леса — человекоподобных олениху, жабу, коня, кота; они молчат, но относятся к нему с родительской теплотой, которой он никогда не видел от собственного отца. Что это — бурное детское воображение, сказочный элемент? Но однажды отец из-за своей иррациональной, самодурской зевесовой злости попадает в беду, и тут уже мальчику приходится шагнуть за пределы леса и столкнуться с цивилизацией, о которой он ничего не знает.
«Волшебный лес» — это теплый мультфильм в старом добром рисованом стиле с крайне редким использованием компьютерной графики; и преимущества, которые даёт такой стиль, он использует на полную катушку. Человечность и чувство душевного комфорта, которые от него исходят, напоминают как французско-британского «Иллюзиониста», так и японские «Небесный замок Лапута», «Шёпот сердца» и «Ариэтти из страны лилипутов» (все от вашего надежного поставщика теплой ламповой анимации, студии Ghibli). Темы, поднимаемые здесь, также близки к Миядзаки и компании — детская влюбленность (реализованная отлично, вполне на уровне той же «Лапуты» — столкновение главгероя с цивилизацией оказывается полезным и интересныи), природа и гармония с ней, дружба человека и животного.
Однако главная тема «Волшебного леса» — это жестокость и нетерпимость, а также то, как они неизбежно рождают еще большую жестокость и нетерпимость. Жестокость здесь везде — в желании ребенка убивать ради развлечения, пока его не одергивает понравившаяся девчонка — представитель цивилизации; в пьяных солдатах, стреляющих все в тех же несчастных птиц для удовольствия; в мирных вроде бы деревенских жителях, готовых потехи ради поднять на вилы отца главгероя. Но и отец, разумеется, не так прост, и с течением оказывается, что его биография — главный (и самый печальный) символ последствий нетерпимости, показанный нам в фильме — несмотря на неизбежное отвращение, которое этот персонаж вызывает поначалу.
Подача этих идей облегчается харизматичными персонажами: «диким ребенком»-безымянным сыном в озвучке Лорана Дойча и разумной не по годам цивилизованной девочки Манон, голос коророй дала Изабель Карре. Что же касается взрослого населения экрана, здесь мы имеем главных знаменитостей. Злобный гигант-отец озвучен Жаном Рено; а вот деревенский врач, являющийся очагом мудрости и терпения в творящемся безумии, озвучен подобающим мудрецом — знаменитым режиссером Клодом Шабролем. Шаброль — один из отцов-основателей (наравне с Годаром, Трюффо, Ромером и Риветтом) «Французской новой волны» кинематографа и режиссер, среди прочих, фильмов «Красавчик Серж» (1958), «Неверная жена» (1968), «Мясник» (1969), «Виолетта Нозьер» (1978), «Церемония преступления» (1995). Считался чем-то вроде французского Хичкока. Его роль в «Волшебном лесу» была записана перед его смертью в 2010-м году; мультфильм восвящен его памяти.
Вернемся к названию рецензии — «Главный выбор в жизни». Билл Хикс говорил, что вся жизнь — это непрерывный выбор между страхом и любовью. Хочется думать, что каждый, кто посмотрит «Волшебный лес», станет делать выбор в пользу любви чаще и для этого будет готов преодолевать собственный страх. Такова действительная сила этого мультфильма. 9,5/10.
Фильмы-компаньоны (live action): «Кес» (1969, реж. Кен Лоуч), «Дикий ребенок» (1970, реж. Франсуа Трюффо), «Впусти меня» (2008, реж. Томас Альфредсон).
Фильмы-компаньоны (анимационные): «Небесный замок Лапута» (1986, реж. Хаяо Миядзаки), «Шёпот сердца» (1995, реж. Ёшифуми Кондо), «Иллюзионист» (2010, реж. Сильвен Шомэ).