Продавец гаджетов

Продавец гаджетов
Кадр из фильма «»
Перед нами очередной биографический фильм, один из многих; и даже для Стива Джобса, основателя Apple Inc. и, по совместительству, Pixar, этот байопик уже не первый. Нужен ли «Джобс», когда есть отличные «Пираты силиконовой долины», и насколько нестерпимы попытки Эштона Кутчера изобразить Стива Джобса, выяснял Николай Кириченко.

Скажу честно и сразу: «Джобс: Империя соблазна» — это дрянь. Нет никакого смысла начинать рецензию с интриги, постепенно подводя ее к выводу, когда вывод этот настолько очевиден.

Немаловажный фактор здесь заключается в том, что есть с чем сравнивать. Я говорю про телефильм Мартина Бёрка «Пираты силиконовой долины» (1999), параллельно повествующий о жизнях Джобса и Билла Гейтса. С ним «Джобса» не сравнил еще только ленивый, но это тот случай, когда толпа права. «Пираты» могут быть фильмом телевизионным, но они правдивее, красивее и атмосфернее, чем «Джобс» в такой степени, что телевидение тут явно утирает нос своему старшему брату кинематографу. Даже спецэффекты в телефильме лучше.

«Джобс: Империя соблазна» — это пересахаренное киноделание а-ля Спилберг в самом худшем смысле. Джобс, показанный Кутчером — это нечто среднее между Гарри Поттером, Беллой Суон и тем главным пацаном из спилберговского же «Инопланетянина». Кстати, неплохое выходит сравнение: Джобс — пацан, та штуковина, над которой он в настоящий момент времени работает — инопланетянин, недовольный совет директоров «Эппла» — менты с рациями вместо пистолетов. Благо процесс трудной работы, хорошо показанный в «Пиратах», здесь не раскрыт вообще никак, так что можно подумать, что изобретения и вправду сваливаются на Стива с небес.

Этот фильм — не «Гражданин Кейн», не «Бешеный бык», даже не «Список Шиндлера». Это — американский в худшем смысле этого слова байопик. Вспомните «Игры разума», «Фрост против Никсона», «Король говорит», «Лавлейс», чтобы понять, чего тут пытались добиться скучный режиссер Джошуа Майкл Стерн и начинающий сценарист Мэтт Уайтли. «Джобс» сочитает в себе все худшее от этих фильмов (хотя в них едва ли было лучшее).

Повествование «Джобса» — под стать: все кажется одной большой сказкой. В отличие от «Пиратов силиконовой долины», которые находили в жизни Джобса (и Гейтса, но здесь Билл вообще не появляется на экране) интересные аспекты, ничего не выдумывая и держась фактов, «Джобс» относится к правде вообще без всякого почтения — настолько, что соучредитель Apple Стив Возняк даже не стал возиться и править ляпы сценария, настолько их было много и настолько сценарий в целом был чудовищен. Еще важнее стилистика: несмолкающая музыка, то триумфальная, когда Стив изобретает какую-нибудь хитроумную штуковину, то тревожная, когда его хотят погнать поганой метлой за очередной непонятный руководству проект; вечная дерганость камеры, нежелание остановиться и задуматься хоть на секунду; цвета, зачастую напоминающие коробку мороженого… да, «Джобс» — это определенно сказка, такого человека в реальности не было.

Но и сказка выходит не слишком интересной. Даже если абстрагироваться от биографичности фильма и смотреть на экранного Джобса как на абсолютно вымышленного персонажа, выглядит он как-то не очень. Джобс в исполнении Ноа Уайли в «Пиратах силиконовой долины» совмещал качества гениального изобретателя и хамоватого эгоманьяка и подавал оба эти аспекта с харизмой; здешний Стив толком не гений и не хам, а так, статист, за которым следит камера, думая, как бы его повыгоднее заснять. Эштон Кутчер тоже не добавляет картине выразительности, демонстрируя ровно столько же актерского таланта, сколько куклы Барби, сформировавшие полный актерский состав фильма Тодда Хейнса «Суперзвезда: История Карен Карпентер».

Ну да ладно, поругали фильм, теперь справедливости ради похвалим. Как бывает, серьезнейший недостаток «Джобса» — дерганость и торопливость — оказывается и его главным достоинством: по крайней мере, шанс заснуть на сеансе невелик. Еще неплохо смотрятся сцены, где Джобс ругается с начальством, оказывается выгнан, мстит, читает речи про то, как важно быть индивидуалистом и плевать на правила и ожидания. Это вдохновляет и не дает поставить фильму совсем уж разгромную оценку.

И, кстати, не смотрите на лживо-завлекательный российский перевод названия: никаких «соблазнов» здесь и близко нет. Если у вас есть соблазн пойти на данный фильм в кинотеатр — постарайтесь его побороть, найдите и посмотрите настоящую «девятку» — «Пиратов силиконовой долины». Эта же ленивая поделка для ленивых аудиторий получает 4,5/10.

Фильмы-компаньоны: «Суперзвезда: История Карен Карпентер» (1988, реж. Тодд Хейнс), «Пираты Силиконовой Долины» (1999, реж. Мартин Бёрк), «Жизнь и смерть Питера Селлерса» (2004, реж. Стивен Хопкинс), «Социальная сеть» (2010, реж. Дэвид Финчер).

Факт: Компания Apple не участвовала в создании данного фильма. Что неудивительно.