Раскрепощение нестроптивого

Раскрепощение нестроптивого
Кадр из фильма «»
Джозеф Гордон-Левитт заработал репутацию разностороннего и харизматичного актера благодаря фильмам вроде «Загадочная кожа», «500 дней лета», «Начало» и «Петля времени». Параллельно актерской деятельности, он еще с 2009-го года набивал руку режиссурой короткометражек, которые, к вящему неудовольствию публики, было очень трудно посмотреть. Ситуация меняется с выходом «Страстей Дона Жуана» — полномеражного режиссерского дебюта Джо, где он еще и сценарист, и исполнитель главной роли. Есть ли у парня шансы стать новым Чарли Чаплином, Джином Келли или Клинтом Иствудом — определял в зале мультиплекса «КАРО Фильм» Николай Кириченко.

Джон — качок, бабник и любитель ночных клубов, вечно демонстрирующий окружающему пространству карикатурную самодовольную улыбку, и при этом главная радость в жизни для него — сесть перед монитором ноутбука, врубить порно и, так сказать, протянуть самому себе руку помощи. Свои жизненные принципы он декларирует фразой, уже шагнувшей за пределы экрана: «Все, что меня заботит — это моё тело, моя берлога, моя тачка, моя семья, моя церковь, мои приятели, мои телки, моя…», — ну вы поняли.

Итак, казалось бы, разрыв шаблона налицо. Но это только на первый взгляд. Копнув чуть глубже, мы обнаруживаем, что Джон — самый настоящий конформист. Это касается почти всех пунктов, перечисленных им в списке собственных интересов. Тело и «тачка» нужны, чтобы впечатлять «телок», «телки» нужны, чтобы вызывать зависть у друзей, церковь нужна, чтобы мама была довольна, а еще — чтобы не чувствовать неодобрения обществом своего образа жизни. Семья давно стала привычным фоном повседневности, и лишь порнография дает Джону отдых от необходимости постоянно соответствовать чьим-то ожиданиям.

В этом смысле, появление Барбары (Скарлетт Йоханссон), женщины в красном обтягивающем платье, которая начинает дразнить Джона и манипулировать им, постепенно влюбляя его в себя — это неизбежное проявление сценарного правосудия, кара протагониста за слабохарактерность и нехватку индивидуальности. Можно сказать, что, если бы Джон не был персонажем фильма и не было бы сценариста, который «подсадил» бы к нему Барбару, такая женщина все равно появилась бы в его жизни; он бы ее неизбежно привлек.

Итак, «Страсти Дон Жуана» — это история конформиста; но взгляд Джозефа Гордона-Левитта как сценариста и режиссера этого самого конформизма лишен. По сути, фильм — это одна большая насмешка сразу над всем: пикаперами, гламурными кисами, семейной жизнью и стереотипами о порнографии. Подход Гордона-Левитта к издевательству над этими вопросами, возможно, не слишком резок, но, как говорил фотограф Льюис Хайн, «камера никогда не врет».

Здесь следует подробнее остановиться на режиссерском стиле Джозефа Гордона-Левитта. На его счету до этого момента уже были пять короткометражек — и все же странно наблюдать такой уверенный и креативный режиссерский стиль уже в первом его собственном фильме. И если до появления на экране Джулианны Мур, играющей даму по имени Эстер, картина напоминает замечательные, но простоватые по современным меркам романтические комедии «старого Голливуда» — фильмы со Спенсером Трейси и Кэтрин Хепберн, с Кларком Гейблом, с Кери Грантом, с Джимми Стюартом, особенно «Филадельфийскую историю» — не по сюжету, а по ощущению — то с ее приходом картина становится ближе к Вуди Аллену, Бертолуччи и «Интимным местам».

Итак, Джозеф Гордон-Левитт четко заявляет о себе как о мощной силе в американском кино. Если «Страсти Дон-Жуана» и страдают некоторой легковесностью, юмор и креативность покрывают этот недостаток сполна. 8,5/10.

Фильмы-компаньоны: «Это случилось однажды ночью» (1934, реж. Фрэнк Капра), «Филадельфийская история» (1940, реж. Джордж Кьюкор), «Его девушка Пятница» (1940, реж. Говард Хоукс).