Красная армия 3D

Красная армия 3D
Кадр из фильма «»
В минувшую среду, 2 октября, за неделю до старта показов нового фильма Федора Бондарчука во всех кинотеатрах страны в калининградском «Синема Парке» состоялась эксклюзивная премьера «Сталинграда» в формате IMAX 3D. Достойна ли лента представлять Россию на премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», попытался выяснить Денис Туголуков.

Невероятно, но факт: «Сталинград» Федора Бондарчука еще не вышел в широкий российский прокат, а его уже стало модно ругать и склонять на все лады. Внятные аргументы при этом могут напрочь отсутствовать, но в современном мире интернета и социальных сетей это ведь и неважно — главное поскорее запостить в ленте: «Фильм посмотрел: сюжет ни о чем, спецэффекты убили всю атмосферу, а Бондарчук — лысый».

Нет, с последним утверждением спорить, конечно, сложно, хотя «Сталинград» не дает нам об этом ровно никакого представления (но мы-то помним!). И праведный гнев пользователей Фейсбука тоже понятен: одно дело с поп-корном в руках и колой в зубах смотреть в кинотеатре, как американцы гибнут почем зря где-нибудь в Перл-Харборе, и совсем другое — Сталинград. Это ведь наше, родное. Потом и кровью отвоеванное. Мы же на советских фильмах о войне выросли, все без исключения. Мы ж с вами точно знаем, как она должна выглядеть! Масштабно. Эпично. Трагично.

Здесь же в центре повествования — драматическая история любви нескольких советских солдат к последней оставшейся в живых жительнице одного из домов Сталинграда — 19-летней Кате (Мария Смольникова), и самая грандиозная сухопутная битва в истории человечества оказывается отодвинутой на второй план. И первостепенное зло здесь — вовсе не полковник Вермахта, отдающий приказ взять этот дом любой ценой и устраивающий перед боем ритуальное сожжение выловленных в подвалах евреев, а сама война, беспощадно заставляющая людей убивать себе подобных против своей воли.

Но, что важнее, в «Сталинграде» Бондарчука — что для отечественного кинематографа редкость — присутствует попытка как можно более объемно представить катастрофичность происходящего, показать драму не только с привычной, «нашей» стороны, но и со стороны противника, заставить зрителя если не сочувствовать трагедии немецкого капитана Кана (Томас Кречманн), то хотя бы задуматься о ней. Вот эта попытка перешагнуть через условный барьер, отделяющий своих от чужих, идущая вразрез с традициями советского эпического кино, а вовсе не безупречное изображение IMAX 3D (на самом деле оно потрясает воображение, конечно), делает «Сталинград» по-настоящему уникальным фильмом.

Однако, несмотря на столь неожиданную концепцию, картина, по словам самого режиссера, остается глубоко национальной. И подчеркнуть это, судя по всему, должно было обилие использованных в «Сталинграде» собирательных образов и с детства знакомых отечественному зрителю экранных клише вкупе с адским многообразием художественных приемов — все это сдобрено патетической музыкой от американского композитора Анджело Бадаламенти («Твин Пикс», «Малхолланд Драйв» и еще примерно семь десятков фильмов и сериалов), отчего местами лента напоминает самый обыкновенный винегрет.

Но если не углубляться в аналитические дебри и перед просмотром выбросить из головы какие бы то ни было ожидания, то удовольствие (как минимум, от картинки) вам гарантировано. Гарантировано ли оно отборщикам американской киноакадемии? Не факт. Там ведь привыкли побеждать в войне на экране своими силами. С другой стороны, почти лубочная традиция, помноженная на голливудский колорит — довольно смелый шаг только для России. Для всего остального мира — экзотика. 8/10.