Не думал, не гадал он

Не думал, не гадал он
Кадр из фильма «»
В российский прокат вышло обновление франшизы о придуманном Томом Кленси аналитике ЦРУ, лента «Джек Райан: теория хаоса», снятая британцем Кеннетом Браной. За тем, как в очередном воплощении герой потерял своё единственное достоинство, наблюдал в мультиплексе «КАРО Фильм» Алексей Милованов.

После падения башен Всемирного торгового центра подающий надежды молодой учёный-экономист Джек Райан (Крис Пайн) бросает научную работу и отправляется мстить террористам в Афганистан. Там вертолёт с морпехами попадает в передрягу, из которой Джек, несмотря на перебитый позвоночник, вытаскивает двух сослуживцев. Но военная карьера завершилась, научная не успела начаться, и всё, что остаётся подававшему надежды — ковылять потихонечку да строить глазки миловидной медсестре Кэти (Кира Найтли). Из депрессии юношу вытаскивает не очень свежего вида вояка, оказывающийся на поверку борцом с терроризмом из ЦРУ Уильямом Харпером (Кевин Костнер). И следующие десять лет Райан применяет свои навыки, просиживая штаны на Уолл-Стрит для выявления потенциальных источников финансирования террористов и уговаривая Кэти стать его женой. Пока на горизонте не появляются зловещие русские, потрясающие нефтяной трубой, и совсем уж театрально-инфернального вида олигарх Виктор Черевин (сам режиссёр Кеннет Брана). Явно намеренный на горе всем буржуям раздуть мировой пожар во славу России-Матушки (или Бабьюшки — полный дубляж не позволят насладиться псевдорусским языком в исполнении звезды шекспировского репертуара). И вот Москва уже радушно встречает героя-аналитика, которому приходится по ходу пьесы вспоминать и иные практические навыки...

Джек Райан — плод фантазии американского писателя Тома Кленси, покинувшего этот мир в минувшем году. Его книги хоть и считались фантастическими (и сформировали довольно узкий жанр технотриллера), но были наполнены подробностями, перенесёнными из реальности с такой скрупулёзностью, что они дажы вызывали подозрения у спецслужб. Его Джек Райан, сыгранный в кино уже тремя актёрами в четырёх фильмах (Алек Болдуин в экранизации дебютного романа «Охота за „Красным Октябрём“», Харрисон Форд в «Играх патриотов» и «Прямой и явной угрозе», а также Беном Аффлеком во «Всех страхах мира») хоть и имел в резюме службу в корпусе морской пехоты США, но маханию кулаками предпочитал силу интеллекта, и статусу аналитика соответствовал отнюдь не формально. В разной степени всем его экранным воплощениям удалось передать именно эту — аналитическую составляющую персонажа, способность сопоставлять факты, проводить между ними связи и делать верные выводы, позволяющие переиграть противника без необходимости взрывать половину земного шара.

Крису Пайну, в отличие от всех его собратьев по роли, удалось передать достоверно лишь одну эмоцию — постепенно переходящее в ужас удивление от того факта, что кроме биржевых сводок есть ещё и реальные люди, часть из которых хочет его убить. Применение аналитического дара укладывается примерно в четыре минуты экранного времени, из которого большую часть он сопоставляет картинки в инстаграме с планами «спящих» агентов российских спецслужб. Тут поневоле задумаешься о том, что, возможно, именно такими картинами руководствовались депутаты Госдумы, под видом борьбы с терроризмом запретившие крупные платежи «Яндекс-деньгами». Остальное время его Джек Райан куда-то бежит, летит, едет, мчится, стараясь особо не задумываться о цели и задачах. Кеннет Брана периодически перестаёт играть довольно заурядного российского злодея-олигарха и включает не менее чем Генриха V, Кевин Костнер в кадре тоже вспоминает что-то из своего богатой куда более приличными постановками кинобиографии. А Кира Найтли в роли суженой главного героя смотрит на всё происходящее глазами, настолько полными сострадания, что хватает его не только на героев, но и на зрителей, которым приходится изрядно потерпеть в ожидании совершенно предсказуемого финала.

Собрав в кадре весьма приличных актёров, режиссёр, к сожалению, взял за основу не сюжет из обширного литературного наследия Кленси, а какую-то невнятную сценарную поделку, Франкенштейна, сшитого из лоскутов, объединённых лишь именем главного героя. Вдохнуть жизнь в своё детище Брана не удалось. Здесь нет интриги, как нет интеллекта в овечьих глазах Криса Пайна. Тем любопытнее наблюдать парадокс современных блокбастеров: то, что раньше казалось детскими сказками и палп-фикшеном, в первую очередь — экранизации комиксов, по глубине вполне конкурируют с серьёзными психологическими драмами. А вроде бы вполне умное кино про шпионов и наследие холодной войны оказывается на поверку не более чем кинематографической жвачкой под попкорн. Может и к лучшему, что Том Кленси не застал очередную киноверсию главного героя своих книг. С другой стороны, по сравнению с тем, что творится с наследием Кленси в мире компьютерных игр, новый Джек Райан вполне себе ничего. 4/10