Работа не волк

Работа не волк
Кадр из фильма «»
В российском прокате — картина Мартина Скорсезе и Леонардо Ди Каприо «Волк с Уолл-стрит», история реального биржевого брокера, который думал, что всех обманул, и в итоге так и вышло. О том, за что Госдуме стоило бы запретить этот фильм, в мультиплексе «КАРО Фильм» размышлял Алексей Милованов.

Юный Джордан Белфорт (Леонардо Ди Каприо) прибывает на Уолл-стрит на автобусе со стаканом кофе из «Старбакс» и кучей амбиций. Пыл молодого человека разжигает атмосфера биржи, где все продают всё с безумным азартом и крепким словцом. В первый же обеденный перерыв умудрённый опытом брокер (Мэттью Макконахи) под бокал мартини с водкой излагает биржевое дао. Оно — из трёх простых составляющих. Продаёшь клиентам воздух, оставляя себе реальный навар. Употребляешь с утра и до глубокой ночи кокаин. И мастурбируешь изо всех сил, что есть у тебя. Совет оказывается особо действенным полгода спустя, когда Белфорт становится лицензированным брокером аккурат в «чёрный понедельник» 19 октября 1987 года. Обвал биржевых индексов без особых на то причин стал началом целой ветви экономической науки и концом сотен брокерских контор. Те же, что выжили, работают в каких-то утлых гаражах, примерно таких же, что и компании, чьими акциями они торгуют. Белфорт, напротив, чувствует себя с навыками, полученными на Уолл-стрит в годы её расцвета, как рыба в воде. А точнее — как волк в стаде овец. Мастурбировать, глядя на которые, он вовсе не намерен.

Пятый в карьерах режиссёра и актёра совместный фильм на первый взгляд выглядит триумфом. Наверное, он им и является; несколько гениально сыгранных Ди Каприо (для которого «Волк» — совершенный бенефис) сцен, идеальный ритм повествования, не отпускающий на протяжении всех трёх часов, яркие образы на втором плане и изящный саундтрек. При ближайшем рассмотрении, правда, понимаешь, что ничего кардинально нового тут нет, а есть отточенный до автоматизма набор элементов, из которых главный режиссёр и главный актёр десятилетия складывают безупречный продукт. «Славные парни» и «Казино» того же Скорсезе, Ди Каприо в роли мошенника в «Поймай меня, если сможешь» и в амплуа могущественного социопата в «Авиаторе» и «Великом Гетсби», в конце концов — более цельные истории возвеличивания и саморазрушения в куда как менее помпезных и оттого намного более страшных «Гангстере» Ридли Скотта и «Оружейном бароне» Эндрю Никкола… Ощущение «где-то я это уже видел» не покидает вдумчивого зрителя весь фильм. Но почему-то вовсе не портит впечатление от увиденного. В отличие от традиционно отвратительного русского дубляжа.

Свою историю Белфорт изложил в книге, написанной за два года тюремного заключения. На биографии он также заработал немало миллионов, а сейчас 51-летний бизнесмен колесит по миру с семинарами о том, как не попасться на крючок таких, как он сам. Этот эпизод в фильме присутствует, и именно за него «Волка с Уолл-стрит» депутатам Госдумы стоило бы запретить к прокату в России. Конечно, если бы их деятельность была подчинена какой-либо логике. Ведь наиболее вредными для неокрепших умов в фильме Скорсезе являются вовсе не сцены безудержного и даже пародийного потребления всех возможных видов наркотиков и не оргии с участием шлюх разнообразнейших мастей и даже летающих карликов. Страшнее всего осознание того факта, что Белфорт — один из немногих, кто попался. Своими махинациями он заработал всего 200 млн долларов, что, по меркам Уолл-стрит, конечно, немало, но и не так уж много. Так же, как и не менее реальные Фрэнк Лукас из «Гангстера» и Виктор Бут, послуживший прообразом героя Николаса Кейджа из «Оружейного барона», Белфорт попался, отсидел свой срок и вышел на свободу. Но сотни и тысячи подобных им остаются на свободе, зарабатывают миллионы и миллиарды и чувствуют себя вполне вольготно. Потому что тех, кто рад нести им свои деньги — за наркотики, оружие, обещания бешеных бабок или банального умения продать что угодно, даже простую ручку, очень и очень много. Нас — целый мир.