Двойная мутация

Двойная мутация
Кадр из фильма «»
Спустя три года после перезапуска серии о супергероях-мутантах «Люди Икс: Первый класс» — одной из наиболее удачных картин по комиксам последних лет, в строй возвращается режиссер двух первых оригинальных фильмов Брайан Сингер, который сталкивает лбами персонажей двух трилогий. Насколько удалось Сингеру упаковать сразу две большие картины в одну, наблюдал в кинотеатре «КАРО Фильм» Алексей Алеев.

Знакомая по законченной в прошлом десятилетии оригинальной трилогии «Людей Икс» команда супергероев отбивается в будущем от могучих роботов, обладающих всеми возможными мутантскими способностями, и потому непобедимыми. Терпя одно поражение за другим, мутанты скрываются в постапокалиптической Москве и в результате совещания приходят к выводу, что единственный способ выжить в настоящем — это изменить прошлое. При помощи хитрых мутантских манипуляций в 1970-е, эру стильных кожаных курток и президента Никсона, от супергероев будущего засылается Росомаха, который должен помирить пребывающего в депрессии профессора Икс с обитающим в секретной тюрьме под Пентагоном Магнето, собрать новую команду героев и как-то повлиять на ученого-карлика, работающего над будущими роботами-убийцами.

В «Днях минувшего будущего» предпринята беспрецедентная и крайне амбициозная попытка свести в одном фильме сразу две франшизы и два разных мира: профессор Икс (Джеймс МакЭвой), относительно здоровый и склонный к проявлению чувств, позже обездвиженный и непроницаемый; Магнето (Майкл Фассбендер), долговязый и усталый, затем подтянутый и предельно собранный, и так далее. Основных персонажей в фильме без малого двадцать, еще примерно столько же побочных, которых показывают на экране, упоминая вскользь — отсюда все проблемы новых «Людей Икс»: равномерно уложить в два с половиной часа экранного времени такое количество переплетенных в тугой клубок мутантских судеб исключительно сложно. К сложностям отношений между героями добавляются путешествия во времени, которые режиссер Сингер вместе с четырьмя сценаристами (среди которых режиссер «Первого класса» Мэттью Вон) пытаются хоть как-то объяснить доступными для понимания способами. Когда ближе к финалу «Дней» профессор Икс, Росомаха и Зверь собираются в подсобке для того, чтобы обсудить теорию струн, у зрителя начинает натурально пухнуть голова.

Впрочем, «Дни минувшего будущего» — это тот редкий случай, когда на сценарные сложности можно (и, в принципе, даже нужно) закрыть глаза, потому как количество моментов положительных заметно перевешивает. Половину успеха обеспечивает великолепный актерский состав, появившийся на экране в «Первом классе»: практически каждый из персонажей проявляет характер, каждый запоминается и обзаводится своей собственной сценой. В команду к Фассбендеру, МакЭвою и лауреатке «Оскара» Лоуренс в новой серии добавляется одетый Роном Бургунди Питер Динклейдж (Тарион Ланнистер из «Игры Престолов) и во всех смыслах подвижный Эван Питерс (новый скоростной персонаж по прозвищу «Ртуть»).

Сингер не слишком старается выдержать стиль, взятый «Первым классом»: в противовес очаровательно ретроградской предыдущей серии, в «Днях» камера постоянно гуляет и изворачивается в немыслимых ракурсах; смелое «мальчишеское» насилие, к которому не стеснялся прибегать Мэттью Вон, Сингером практически полностью выведено за кадр. Вместе с тем режиссер «Дней минувшего будущего» привносит на относительно новую территорию трогательную верность духу комикса и точное понимание того, как ее передать на пленке — касается это и постановки кадра, и организации экшена, и даже колористики. Несколько умопомрачительных сцен (пробежка «Ртути» по кухне Пентагона; пошедшее «не так» подписание Парижского соглашения о провозглашении окончания войны; бесконечно ироничное «самопожертвование» Никсона в финале) врезаются в память, но по окончании картины не покидает ощущение того, что все могло бы быть еще лучше, будь «Дни минувшего будущего» двумя картинами вместо одной.