Сказка — ложь

Сказка — ложь
Кадр из фильма «»
Слегка переработанная новая диснеевская трехмерная версия «Спящей красавицы» хвастает нечасто появляющимся в последнее время в титрах именем Анджелины Джоли. Способна ли картина дебютанта Роберта Стромберга предложить что-либо кроме своего самого очевидного козыря, выяснял в зале 4DX мультиплекса «Синема Парк» Алексей Алеев.

В волшебной стране на волшебном болоте обитает счастливая маленькая фея по имени Малефисента, которая летает по местности и рассудительно наводит на ней порядок. Проходят годы, Малефисенте разбивают сердце, она превращается из наивной девочки в скуластую лесную ведьму со стеклянными глазами и заявляется на крестины новорожденной дочери человеческого короля для того, чтобы наложить на ту страшное заклятие. Однако, наблюдая за взрослением принцессы, фея-ведьма начинает задумываться, а правильно ли она поступила.

В XXI веке одним лишь громким именем зрительские массы привлекаются в кинотеатры неохотно, однако все прекрасно понимают, чем подкупает «Малефисента» в первую очередь: Анджелины Джоли на широком экране не было давно, по ней скучали, и ее хотят видеть снова. Удалившая грудь из-за угрозы рака актриса выглядит великолепно: улыбается дьявольской улыбкой, сверкает глазами, стервозно впивается ими в окружающих, надувает алые губы, величественная и рогатая, важно вышагивает по каменным залам и по лесам с полями. Первый же крупный план Джоли закономерно сопровождается шепотками по всему залу: «ох и похудела», «а грудь-то не изменилась», — значительная часть зрителей сознательного возраста осознает, зачем пришла на «Малефисенту», и, хочется верить, остается удовлетворена увиденным.

В остальном же сказку сложно назвать творческой удачей. Трейлеры и постеры настраивали на зрелище мрачное и даже в какой-то степени готическое; вместо этого история феи-ведьмы проста, обыденна и поверхностна. Режиссер-дебютант Роберт Стромберг, в качестве художника работавший до этого над картинами Тима Бертона и Джеймса Кэмерона, не слишком интересуется судьбами персонажей, их становлением и развитием, и дает все происходящее как будто бы в пересказе, беззаботно умещая повесть о несчастной детской влюбленности в трехминутную нарезку, а очевидное ухудшающееся умственное состояние короля не отражая вовсе. В результате, «Малефисента» полна недосказанностей, неубедительных и ленивых сюжетных ходов, при этом ощущается явный недостаток диалогов (здесь действительно на удивление катастрофически мало разговаривают, даже персонаж Джоли) и, как следствие, — мотивации персонажей, которую стыдливо пытается хоть как-то обрисовать закадровый голос.

Стромберга не увлекают герои (великолепный актерский состав не задействован и на десятую часть своих потенциальных возможностей), и, очевидно, совершенно не увлекает история, которая больше напоминает скорый пробег по книжным иллюстрациям с целью, чтобы «все это поскорей закончилось». Однако точно так же поразительно мало внимания уделено волшебным мирам, на которых режиссер специализировался во время работы художником в «Аватаре» и «Алисе в стране чудес»: напоминающему рисунки Роджера Дина волшебному болоту и его обитателям отданы две непродолжительные сцены в начале и середине. В остальном на экране царят усугубляющаяся бесполезным 3D тьма и каменный холод замков; своим художественным оформлением «Малефисента», несмотря на колоссальный бюджет и производственные мощности, уступает абсолютно всем лентам, в которых Стромберг ранее был задействован.

Не было в последнее время картины со столь большим потенциалом, который был бы настолько бессовестно загублен. Вместо глубокой и поучительной истории о том, что грань между «плохим» и «хорошим» порой слишком тонка и о том, что у всякого всегда остается маневр для исправления и выхода на путь истинный, Стромберг примитивно подсовывает Анджелину Джоли в скомканном наборе безликих проходных и недописанных сценок со сглаженными углами, в которых буквально приходится выискивать, за что бы зацепиться. Собственно, лучший и наиболее запоминающийся момент «Малефисенты» — тот единственный, в котором режиссер и продюсеры решили дать хоть чуточку пространства для иронии, жизни и юмора: ребенок в исполнении Вивьен Джоли-Питт лезет к фее-ведьме обниматься, на что мать-героиня кривится и говорит, что не любит детей.