Тяжелый металл

Тяжелый металл
Кадр из фильма «»
Семь лет, четыре фильма, более десяти часов экранного времени, но мы до сих пор не можем даже в общих чертах понять, что творится на экране в «Трансформерах». Алексей Алеев пережил свежую картину пироманьяка Майкла Бэя в одном из залов мультиплекса «КАРО Фильм», и попытался вывести из увиденного хоть что-то.

Недалекое будущее, город Чикаго разрушен войной автоботов с десептиконами. Первых активно преследует правительство, рекрутируя под это дело последних. Параллельно в корпорации KSI, специализирующейся на высоких технологиях, изучают устройство трансформеров для того, чтобы научиться делать своих собственных и поставлять их для нужд обороны Соединенных Штатов. Еще в арктических льдах обнаружен трансформер-динозавр, который призван переписать историю планеты Земля, а бедствующий качок-изобретатель из Техаса притаскивает на свое ранчо ржавый грузовик, купленный за $150, оборачивающийся Оптимусом Праймом — великим предводителем хороших трасформеров-автоботов.

На самом деле все описанное выше не имеет ровным счетом решительно никакого значения, потому что — БА-БАХ! — Майкл Бэй снова у руля и, похоже, снимает здесь свой магнум-опус. На стороне Бэя все возможные козыри: необыкновенно продвинутая компьютерная графика стоит дешевле, чем когда-либо, передовая техника позволяет снимать все в режиме IMAX 3D, на любимую режиссером пиротехнику продюсеры не жалеют ни каких инвестиций. На «Эпохе истребления» Бэй превосходит сам себя: кроме шуток, его новая картина переписывает законы киноязыка и больше всего походит на трейлер длиной в почти что три часа, состоящий исключительно из эффектных сцен, в котором данная где-то в начале сюжетная затравка быстро уступает место нарезке из оглушительно громыхающего экшена и однострочных реплик персонажей.

Происходящее на экране теряет всякий смысл примерно через двадцать минут после старта картины; уследить за тем, кто из двигающихся железяк автобот, кто деспетикон, а кто искусственно выведенный в лаборатории трансформер, и что им всем друг от друга надо, не сможет даже человек, серьезно увлекающийся продукцией компании «Hasbro». На фоне скрежещущего металла параллельно развиваются сразу несколько сюжетных линий (непростые отношения отца и дочери; дочери и бойфренда; отца и бойфренда дочери и еще каких-то людей из правительства, чьи функции довольно туманны), однако все человеческое в «Эпохе истребления» ограничено шаблонными диалогами, которым между перебежками, падениями, стрельбой и грохотом уделяется не более пятнадцати секунд. Единственный живой персонаж, которому Бэй уделяет хоть какое-то внимание, — глава корпорации KSI Джошуа Джойс в исполнении Стэнли Туччи — довольно забавный гибрид Стива Джобса и Тома Форда, переживающий в картине некоторое подобие развития и делающий для себя какие-то выводы. Остальные призваны лишь носиться на фоне взрывов и искр с выпученными глазами да глотать пыль.

Но стойте, это же фильм Майкла Бэя, и за почти что двадцать лет деятельности режиссера можно привыкнуть к его методам работы и перестать приходить в кинотеатр с завышенными ожиданиями. Это кино, в котором железный робот курит железную сигару и за секунду превращается в боевой вертолет, расстреливающий стеклянное здание, а другой железный робот размахивает мечом и седлает железного огнедышащего динозавра — чего еще тут можно ожидать? На Бэя ходят за молотиловом, за взрывами, за погонями на роскошных тачках (тут есть трансформер, превращающийся в «Bugatti Veyron»!) и за моделями «Victoria’s Secret», на каблуках скачущих среди тотальных разрушений в коротких джинсовых шортах.

Всего этого Бэй отгружает щедро, но проблема в том, что «Эпоха истребления», при всей резкости монтажа (камера не держит один план и пары секунд) и термоядерном тестостероновом экшене, который начинается тут с первых секунд и не кончается до самой последней, невыносимо утомительна. Новый фильм Бэя длится почти что три часа, и этого времени с лихвой хватает для того, чтобы начисто оглохнуть от взрывов, окончательно ослепнуть от трехмерных искрящихся сверкающих железок и, наконец, покинуть кинотеатр с ощущением того, что по тебе только что проехался говорящий танк. За 160 минут экранного времени пространство оживает лишь раз, когда место действия переносится в Китай, на колоритные, усеянные теплицами крыши панельных многоэтажек, которые тут же, разумеется, уничтожаются всеми возможными видами трансформеров, включая «диноботов». Вместо вызова эйфорического выброса адреналина, «Эпоха истребления» заставляет своего зрителя по окончании сеанса собирать остатки извилин в кучу и тяжело волочить ноги на выход из кинозала. Майкл Бэй объявил эпоху истребления тех, кто заплатил за билет в кино.