Безликие металлические двери на старинных домах давно стали частью российского городского ландшафта. «Железными листами» много лет заменяли резные деревянные полотна и в Калининградской области: пережившим несколько войн дверям не всегда удавалось пережить ремонт. Последнее время ситуация наконец-то начала меняться. «Новый Калининград» рассказывает, как в регионе удалось поставить реставрацию дверей на поток и кто занимается восстановлением исторического наследия.
Двери под открытым небом
Осенью 2019 года при капитальном ремонте довоенного дома в Советске исчезли старинные узорчатые двери. Вместо них поставили типовое металлическое полотно. О произошедшем раструбили местные паблики и СМИ, пропажей возмутился блогер-урбанист с миллионной аудиторией Илья Варламов. Позже двери нашлись на базе у подрядчика, занимавшегося ремонтом дома. Жильцы потребовали отреставрировать их и вернуть на прежнее место, но в Фонде капитального ремонта развели руками: работы по восстановлению старых дверей довольно дорогие и их нельзя проводить в рамках стандартных взносов — это будет нецелевым использованием средств. И всё же пообещали подумать над решением проблемы.
По закону любые работы на объектах культурного наследия должны быть согласованы с надзорными органами, но зачастую старинные двери стоят на домах, не признанных памятниками архитектуры. И тогда формально с резными орнаментами и ажурными петлями можно делать всё что угодно. Культуролог Александра Макаревич составила карту старинных дверей Калининградской области. В течение нескольких лет она фотографировала их в городах и посёлках региона, собирала историческую справку, расставляла геометки. Сейчас на карту нанесены около 750 дверей. «Всё это уходящая натура, — рассказывает Александра Макаревич. — Условно говоря, в 2016 году в небольшом посёлке стояли пять старинных домов с дверьми конца XIX или начала ХХ века. Приезжаешь туда спустя пару лет, а из пяти дверей остались три. То ли их разломали вандалы, то ли ими растопили печку, то ли кто-то увёз себе на дачу — причины остаётся только гадать. Конечно, много исчезает».
В 2020 году Фонд капитального ремонта пообещал стилизовать двери в довоенных домах под старину: заменять «железные листы» на металлические двери с декоративной накладкой из ДСП. По этой технологии уже работали в Черняховске, Советске и Железнодорожном. В последнем даже задумали создать музей старинных дверей под открытым небом, экспонаты для которого сняли во время реконструкции посёлка. Идея не нашла отклика среди музейной общественности.
На круглом столе в Фонде капитального ремонта летом 2020 года создатель музея-квартиры Altes Haus Александр Быченко заявил, что двери важно оставить на домах: «Я против музея дверей, простите, потому что при сохранении дверей главная задача — сохранить их на местах. Те двери, которые уже сняли, нужно вернуть на место. Отреставрировать и поставить. Историческое наследие — это невосполнимый ресурс. Один раз сломав, восстановить потом репликой... Ну, оно лет через 200 станет, возможно, чем-то историческим. На сегодняшний день нам надо беречь то немногое, что у нас осталось». Против музеефикации дверей выступила и искусствовед Александра Макаревич. «Подлинность и аутентичность всегда чувствуются. Реплика, какая бы она ни была, всегда хуже по качеству. Она не имеет исторического и культурологического контекста. Мы уже не имеем дела с оригиналом и задумкой архитектора, который планировал этот дом. Нет энергии людей, которые 120 лет переходили через эти двери», — сказала Макаревич.
В Фонде капитального ремонта тогда заверили, что тоже хотят сохранить оригинальные двери на местах, но вряд ли стандартная смета позволит это сделать. При замене дверей учреждение вынуждено укладываться в 20-25 тысяч рублей за квадратный метр. Реставрация, по словам руководителя Фонда Олега Туркина, стоит гораздо дороже, к тому же в регионе острая нехватка специалистов, что повышает цены на их услуги.







История vs «железный лист»
«Позже мы сделали несколько примеров работ [по реставрации дверей] и продемонстрировали их губернатору. Поскольку главный строительный материал — это деньги, а распоряжение на их использование может давать первое лицо, то его политическая воля позволила этот кейс реализовать у нас в регионе. В 2021 году губернатор выделил Фонду 850 миллионов рублей сверх тех средств, которые мы заработали за счёт взносов жителей на капитальный ремонт. Это большая сумма, благодаря этой поддержке мы можем реализовывать такие вещи, как, например, установка реплик дверей там, где историческая дверь уже утрачена и стоит „железный лист“. Или сохранять исторические двери там, где техническое состояние двери позволяет это сделать», — рассказал «Новому Калининграду» Олег Туркин. Деньги из регионального бюджета помогли обновить улицу Ломоносова в Советске, Театральную в Черняховске, несколько улиц в Железнодорожном. «Работу с историческими дверьми ввели приказом в общую практику, — поясняет Олег Туркин. — Если мы делаем ремонт в доме до 1945 года постройки, на нём стоит историческая дверь, и её состояние позволяет её реанимировать, то мы это делаем в обязательном порядке. Если старинная дверь не сохранилась и вместо неё стоит „железный лист“, то на эти случаи мы сформировали целый каталог исторических референсов. Берём оттуда наиболее подходящую дверь, согласовываем её с архитектором и жителями и устанавливаем реплику».
Сейчас Фонд капитального ремонта работает с четырьмя реставрационными мастерскими. Основатель одной из них — Владимир Семёнов — переехал в Калининград из Санкт-Петербурга шесть лет назад. «Для реставраторов везде есть работа, потому что по определению их много только в Питере и Москве, особенно в Питере. В Калининградской области специалистам нашего профиля хватает работы, и её будет только больше. В последнее время люди стали активно покупать здесь не просто недвижимость, а старые немецкие дома: особняки, школы, аптеки. Покупают в основном люди с деньгами, неместные, понимающие ценность сущего и желающие сохранить то, что здесь есть», — считает Владимир Семёнов.
По его словам, на восстановление одной двери в мастерской «Петрополь» уходит около месяца. Реставраторы оценивают состояние полотна («пытаемся понять, насколько безнадёжное перед нами создание», — говорит Семёнов), отжигают краску, вынимают все гвозди, ручки, шпингалеты, петли, чинят их и обрабатывают от ржавчины, наращивают дверное полотно, восстанавливают резные узоры, шлифуют, шпаклюют, несколько раз прогрунтовывают дверь, чтобы защитить её от внешних воздействий, и в финале красят. «Каждый случай реставрации и комбинация дефектов уникальны, поэтому на работу нет фиксированной цены, — говорит руководитель мастерской „Петрополь“. — При этом в случае с капитальным ремонтом мы должны вписываться в очень лимитированные суммы без снижения качества и нарушений технологии, потому что мы несём гарантийную ответственность. Да, стоимость этих работ — компромисс, но это наша гражданская позиция, мы всё равно выкладываемся на 100 процентов».
В основном двери в «Петрополь» поступают от подрядчиков Фонда капитального ремонта, но некоторые образцы Владимир Семёнов находит на помойках. «Посмотрите, какая чудесная старая немецкая дверь,— реставратор показывает на выкрашенное в тёмно-коричневый цвет полотно с вставкой из свинцового стекла. — Её выкинули на улице Пугачёва, мы восстановили её для музея „Старь“ Ивана Афанасьевича Зверева. А вот эта дверь для музейного кафетерия „Густав Гроссман“ Александра Быченко. Её тоже в своё время выкинули, но краеведы подняли шум, и Александр забрал дверь себе. Зеленоградская библиотека меняла двери в своём старинном здании, где останавливался Столыпин. Руководство очень хотело найти деньги на реставрацию, но, увы, их нет. И они просто отдали нам двери, чтобы их не распилили на дрова».







Реставратор Владимир Семёнов в мастерской «Петрополь»
Старину в топку
В ноябре 2020 года Фонд капитального ремонта запустил курс по реставрации старинных дверей, и руководитель мастерской «Петрополь» Владимир Семёнов стал одним из его преподавателей. Длительность курса — полтора месяца (72 часа), стоимость — около 7000 рублей. На первом наборе обучались 12 человек, столько же сейчас на втором, и останавливать обучение Фонд не планирует. «Мы столкнулись с тем, что количество дверей, которые у нас есть, превышает возможности местных специалистов, — говорит Олег Туркин. — Курсы стали необходимы как часть комплексного развития по сохранению старинных домов и аутентичной среды. Это инициативная позиция Фонда, наша социальная ответственность. Нам необходимы квалифицированные специалисты, которые могут качественно выполнять работы в соответствии с нашими стандартами».
На первый поток обучения взяли сотрудников Фонда капитального ремонта, чтобы они научились дефектовать двери и могли понять, какие из них ещё можно спасти, а какие обречены. Часть учеников составили активные в социальных сетях калининградцы. «Половина функции — научить людей работать с дверьми, не менее важный аспект — просветительский. Надо было привлечь внимание к проблеме. На первом потоке ученики работали с дверью, которую жители сами демонтировали в своём доме, выставили её на улицу, а себе поставили другую. В рамках Фонда мы не можем это контролировать, и именно привлечение внимания к проблематике сохранения исторического наследия, в том числе дверей как одной из его составляющих, — это суперважная функция, которая поможет избежать подобных случаев, — считает Олег Туркин. — Нам периодически пишут сообщения о дверях, которые люди находят на свалках. Я сам год назад был на выезде с [министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства региона] Сергеем Черномазом в Советске. Мы зашли в одну из котельных, а там приготовлены с десяток исторических дверей в топку. Естественно, всё это остановили, двери забрали в администрацию Советска».
С 2021 года при капитальном ремонте начали устанавливать на дверях реплики старинных ручек. Фонд призывает калининградцев приносить такие экземпляры, снимает с них силиконовые формы, которые потом могут использовать подрядчики в качестве образца (в Калининграде ручки из латуни, выполненные по этой технологии, уже установлены, например, на улице Грекова). «В перспективе мы планируем запустить обучающие курсы в разных городах области и по разным направлениям: реставрация керамической черепицы, декоративных элементов на фасадах. В Гусеве есть хорошая база для обучения, в Советске хороший колледж. Думаю, в следующем году начнём».
Посчитать, сколько дверей рубежа XIX и ХХ веков будут отреставрированы в 2021 году, непросто. Их восстановление проходит в рамках работ по фасаду, специалистам ещё предстоит оценить состояние дверей на довоенных домах и понять, какие из них будут реставрироваться, а какие заменяться на реплики. В Фонде капитального ремонта предполагают, что в этом году удастся сохранить около 50 старинных дверей. Исчезнувшая дверь на Ломоносова, 22, в Советске уже вернулась на прежнее место.







© 2003-2025