Очень вкусное кино

Очень вкусное кино
Кадр из фильма «»
Да, именно так. Если «Парад» был очень нужным кино, то «Возлюбленные» Кристофа Оноре — вещь, сделанная для услаждения органов чувств, и после выхода из кинозала остается чувство глубокого эмоционального удовлетворения и прочищенного мозга. И если правду говорят, что у каждого русского человека есть два родных города — тот, в котором он родился, и Париж, то значительную часть экранного времени мы как зрители проведем в естественной для нас среде. В том, что делает это времяпрепровождение столь приятным, разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Добро пожаловать в Париж! Город сладких снов к вашим услугам. Вас ждут жизнерадостные проститутки в красно-коричневых туфлях, не боящиеся влюбляться в заграничных клиентов (аж из соцлагеря), красивая архитектура и красивые люди, утонченный элегантный шик. А еще — музыка, ведь перед нами мьюзикл, и прекрасные песни Алекса Бупена, написанные специально для фильма, задают ему настроение, а также показывают, что слово «шансон» вовсе не обязательно имеет ругательный смысл, как бы Михаил Квадрат и прочие наследники ГУЛАГа ни пытались убедить нас в обратном.

С парижской проститутки по имени Мадлен (Людвин Санье), ворующей те самые красно-коричневые туфли, все и начинается. На дворе 1964-й. Мадлен снимает врач, приехавший в Париж на конференцию из сталинистской Чехословакии, у них начинается роман (не беспокойтесь, безвкусицы в духе «Красотки» здесь не будет), встает вопрос о месте совместного обитания. Яромил — так зовут врача — подаваться в политэмигранты отказывается (как сообщник КПЧ он имел неслабые бонусы, от которых отказываться не торопился) и, несмотря на все ее опасения («Я? К коммунистам?! Ни за что!»), увозит ее с собой в Прагу. «Дура, не езжай, козленочком станешь!» — кричал я про себя в сердцах, но не тут-то было, она направилась прямо в царство страха, которое (именно Чехословакия) в свое время лишило Аллена Гинсберга всех его иллюзий о советском режиме, модных среди западных интеллектуалов того времени. На этом первая часть заканчивается; сделана она роскошно — другого слова не подобрать. Париж, песни, отличные актеры (кроме Радивойе Буквича в роли Яромила, который, хоть и югослав, играет своего героя не как замученного чекистами параноика, а как мачо испанских или итальянских кровей).

Дальше — Прага. Стильная, несмотря на профессию, парижская одежда Мадлен сменяется на унылую — вот и все визуальное отражение совдепа. Квартира выглядит почти так же благоустроенно, как парижская; здания не обшарпаны; на лицах людей не видно страха. Дальше — 1968 год, реформы Александра Дубчека с целью построения «социализма с человеческим лицом» и, разумеется, советские танки на улицах Праги. Мадлен выходит из дома, видит танки и понимает, что ей и ее дочери (родившейся в Праге от Яромила) так дальше жить нельзя. Скажем честно, что подавление Пражской весны показано здесь достаточно скомканно; но сам факт, что на экране появляется советский солдат, убивающий мирного чеха-активиста, впечатляет. Параллельно с политическим прозрением Мадлен узнает, что Яромил ей изменяет (насколько эта измена является метафорой к предательству Дубчека Брежневым — судите сами), и все — прощай, Прага, привет, Париж!

Здесь начинается третья часть повествования, время скачет аж к 1997 году, а протагонистом становится дочь Мадлен с характерным именем Вера (Кьяра Мастроянни). Мадлен и Яромил тоже периодически появляются на экране, но уже в исполнении соответственно Катрин Денев и Милоша Формана. Да-да, того самого Формана! Он играет свою роль настолько здорово, что становится непонятно, отчего он никогда не снимался в собственных фильмах. Место основного действия тоже меняется — теперь это Лондон, куда Вера поехала на презентацию книги молодого высокомерного писателя Клемана (всегда шикарный Луи Гаррель) в качестве пресс-агента. Клеман в нее влюблен; она его терпит, да и то лишь до того момента, как встречает в местном кабаке барабанщика Хендерсона (Пол Шнайдер — двойник Стива Мартина), который быстро вызывает у нее романтические чувства, но по определенным причинам не может ответить ей взаимностью. Здесь сюжет становится слишком сложным и непредсказуемым, чтобы портить зрительское впечатление, выдавая его детали. Скажем только, что нас ждут в большом количестве: смерть, несчастная любовь и раскаяние; внимание к социально-политическим событиям также не ослабевает — исследуется тема 11 сентября.

Впрочем, это вовсе не означает, что перед нами мрачная реалистическая драма. Фильм действует по принципу «сказка ложь, да в ней намек»: происходящее на экране погружает зрителя в мир музыки, ярких цветов и высоких чувств, не свойственных обыденности, но вы почти гарантированно получите в нем идеи и эмоции, которые помогут вам в повседневной жизни.

Кристофу Оноре не впервой делать мьюзиклы: уже были «Песни о любви» (2007), лучший, по мнению многих, фильм режиссера. С другой стороны, он известен картиной «Моя мать» — бескомпромиссной реалистической драмой на тему инцеста. «Возлюбленные» по подходу, конечно же, ближе к «Песням о любви» и, как мне кажется, ничуть не хуже — несмотря на некоторое пренебрежение к фактам. Чего бы вы ни пожелали — хорошей музыки, красивой картинки, отличной актерской игры, сказки или реальности — «Возлюбленных» однозначно стоит посмотреть. 9/10.