Кинематографический хот-дог

Кинематографический хот-дог
Кадр из фильма «»
Биографический фильм про президента США Франклина Делано Рузвельта в 1939 году — это интересно; а если в роли ФДР снялся Билл Мюррей — архиинтересно, хоть он на знаменитого кризисно-военного президента не очень-то похож. Но что мы видим в трейлере? Вторая мировая вот-вот начнется, а на экране — цветочки, солнце, разодетые дамы и любовная история сомнительного правдоподобия. Насколько подобный подход помешал драматургу-сценаристу Ричарду Нелсону и режиссеру Роджеру Митчеллу получить толковый биопик про легендарного президента — разбирался Николай Кириченко.

Что мы знаем о президенте Франклине Делано Рузвельте, чье имя американцы по-свойски сокращают как ФДР? Смотря кого спрашивать. Самая популярная — и, как часто бывает, самая наивная — точка зрения звучит так: Рузвельт был не просто хороший парень, а сверххороший парень. Рулил страной 12 лет, и это нормально — хоть 50, раз приятный человек; вытащил Штаты из «великой депрессии»; сделал их куда более эгалитарным и социально-ориентированным обществом, чем раньше; внес решающий вклад в победу Союзников во Второй мировой. Одним словом, молодец, не зря курил дорогой табак в своем знаменитом мундштуке.

Критический взгляд, как это часто бывает, показывает, что не все так гладко в штатском королевстве. Рузвельт — один из наиболее авторитарных президентов в истории США, талантливый интриган, сконцентрировавший в своих руках почти диктаторские полномочия, пытавшийся превратить Верховный суд в собственную марионетку, посадивший в концлагеря 110 тысяч американцев японского происхождения, продливший (если верить либертарианской точке зрения) «великую депрессию» и, наконец, пошедший на сделку со Сталиным и отдавший на растерзание совдепу Восточную Европу, что положило начало 40 с лишним годам псевдокрасной тирании от Берлина до Софии. В этом варианте ФДР легко становится в один ряд с тем же Сталиным и братьями по разуму Черчилем и Гитлером.

Итак, ФДР — мужик неоднозначный, в его образе много противоречивых черт. Отличный материал для биографического произведения, не так ли? Да! Вот и Ричард Нелсон, драматург, по чьей пьесе поставлен «Гайд-Парк на Гудзоне», так решил, в результате чего выкинул почти всю политику и оставил пресную полуинцестную любовную историю.

Впрочем, не все так жутко, коллеги! Внешне Билл Мюррей — не самый очевидный выбор на роль «Эфдээра», но он умудряется сыграть так, что это не слишком-то заметно, удачно копируя характерные манеры президента с парализованными ногами и делая все кадры с собой интересными. Отличная актерская работа, фанаты Мюррея будут довольны. Оливия Уильямс в роли первой леди хороша как всегда, но экранного времени ей явно не хватает; тем не менее, она легко затмевает Лору Линни в роли племянницы и любовницы (если верить фильму) Рузвельта по имени Маргарет «Дэйзи» Сакли. Лора Линни — очень скучная актриса, напоминающая училку химии из российской школы (или Ренату Литвинову), и то, что ей здесь выпала роль рассказчика и главного наравне с ФДР персонажа, заметно портит фильм.

Отдельная песня — британские ко-ко-ко-ко-роль за-за-за-за-заика Жора VI (да-да, главгерой из «Король говорит») и королева Лиза, подъехавшие к Франклину Делано на огонек, поболтать о том, о сем и уговорить его поддержать Британию в войне против Германии (в том, что она начнется, они уже не сомневались). Эти чопорные, манерные, мнительные англичане кажутся прибывшими из другого мира, и для веселого, свойского ФДР делом чести (и троллинга) становится уломать их поесть обычных хот-догов с горчицей на пикнике как символ единения двух стран. Получится это у него или нет — одна из главных интриг сюжета.

Немного о технической стороне дела. Визуально фильм красив, а операторская работа достаточно сложна и интересна. Не на уровне Уэллса с Куросавой, но не все ж коту масленица. Камера по большей части статична, но есть отлично поставленные движения; композиции хороши и многослойны; частым монтажом Митчелл не злоупотребляет, за что ему отдельное спасибо. Что касается музыки, оркестровые «подкладки» написанные специально для фильма, звучат занудно, зато американские песни из описываемого периода (Гленн Миллер, The Ink Spots) подобраны великолепно. В целом из фильма получается легкое, радующее глаз яркими цветами, а ухо — приятными мелодиями времяпрепровождение; плюс к этому — харизматичные актеры и британские монархи как комедийные персонажи.

Но это — также и главный недостаток фильма. Здесь нет ни толковой политической интриги (кроме разве что разговора ФДР и Георга один на один), ни демонстрации процесса руководства государством, ни психологической сложности, ни ощущения надвигающейся войны; только красивые машины, яркие платья, приятная природа, летняя любовь и шикующие буржуазные политики. Это все неплохо и смотрится увлекательно, но получается кинематографический хот-дог: фильм на один раз, который вряд ли оставит после себя воспоминания.

Кстати, фильм британский, так что отдельный плюс за самоиронию. 7/10.