Кто-то должен это делать. В период, когда мы захлебываемся в информационном мусоре, когда не смотреть телевизор становится нормой, когда дешевая попса заполонила музыкальные каналы.
Еще до кризиса экономического в России наступил кризис духовный. Необходимость просветительской программы общенационального масштаба привело к созданию проекта «Новое передвижничество», основанного по инициативе Союза композиторов России.
В рамках этого проекта Калининградская областная филармония порадовала калининградцев выступлениями Праздничного хора Свято-Данилова монастыря г. Москвы и Ансамбля Дмитрия Покровского.
Изумительные мастера, фантастические голоса, завораживающая музыка. Единственным вопросом осталось – зачем нужно было объединять всё в один концерт и загонять артистов в рамки, в которых столь разные коллективы должны были попытаться в течении одного отделения показать себя. У них ведь и зритель совершенно разный.
Визит Патриаршего хора – важнейшее событие в культурной жизни Калининграда. Музыка, которую они изучают, расшифровывают и исполняют, их деятельность по возрождению традиций русского знаменного, демественного и строчного пения, качество исполнения, божественно красивые голоса, благородство манеры исполнения – это огромный вклад в возрождение российской православной культуры, которое так необходимо в наше смутное время. Искусство, которое, будучи без сомнения высоким, интуитивно понятно обывателю, обыкновенному зрителю. Это было видно по аншлагу, по занятости приставных мест, по количеству стоящих в проходе людей. По лицам, ставшим пусть и ненадолго, одухотворенными, и тому, как встал зал, провожая артистов.
Понятная музыка, по-русски апокалиптичная и глубокая, высокий профессионализм певчих, ощущаемое почитание традиции и творческий поиск – неудивительно, что этот коллектив фактически является лицом русского исполнительского искусства церковной музыки в настоящее время.
Музыка, исполняемая Ансамблем Дмитрия Покровского сложнее, на что нестеснительные в проявлении своих чувств калининградцы не смогли не отреагировать... И очень зря, потому что эти артисты – не просто исполнители. Их деятельность, в первую очередь, просветительская, направлена на научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, на возрождение традиций народной музыки. Даже в узких рамках одного отделения музыканты постарались, например, показать и рассказать об отличии свадебных традиций в разных областях России.
То, что для, казалось бы, русскоязычного населения русская народная песенная и обрядовая традиция остается чем-то непонятным и неудивительно, учитывая что всего 35 лет назад русская народная песня была выведена на большую сцену. К сожалению, мы просто, в большинстве своем, не знакомы с этим пластом культуры, мы не знаем традиций, мы никогда не слушали эту музыку. А зря. Нас надо этому учить. Кто-то должен это делать.