Ленинский проспект – дорога, которая ведёт к храму

Дискуссия о судьбе памятника Ленину потому сохраняет свою остроту, что в ней сфокусирован целый ряд неразрешённых проблем нашего общественного сознания. Это проблемы ответственности чиновников за свои действия; нравственной оценки советского режима и идеологических ориентиров региональной политической элиты; специфики нашего исторического сознания. Рассмотрим их последовательно.

Первое. Многочисленные чиновники мэрии Калининграда неоднократно давали публичные объяснения по поводу того, что памятник Ленину, в соответствии с решением горсовета, вернётся после реставрации на площадь Победы. Он даже включён во «вторую очередь» реконструкции площади. После отгремевших юбилейных салютов мэр публично заявил, что Ленин на своё место не вернётся. Итак, чиновники высокого ранга солгали, и никто не понёс за это ответственности. Расправляясь с памятником, местечковые политики демонстрируют, насколько они хорошо выучились в советской школе. Тиран и красный диктатор, инициатор репрессий и немецкий шпион Владимир Ульянов-Ленин выглядит симпатичнее: он не лгал так откровенно в глаза электорату.

Второе. Какова нравственная оценка Ленина и советского режима? Разве кто-то из высших должностных лиц набрался смелости и сказал прямо в телеэфире: Ленин – преступник, создатель преступного политического режима, антигуманные ценности которого противоречат тем ценностям, которые мы отстаиваем сегодня? Тогда, конечно, нет места Ленину – как и Сталину – на карте города. И, наверное, придётся, невзирая на затраты, переименовать Ленинский проспект. Это было бы последовательным политическим и нравственным решением. Но нет! Мэрия предлагает перенести памятник вождю пролетариата и даже, может быть, назвать его именем какую-то другую площадь. Значит, в системе политических ценностей нашей элиты есть место и Ленину. Никакой он не вурдалак, сгноивший полстраны, а респектабельный политический деятель. Просто не первого ранга, чтобы возвышаться на центральной площади города. Второго ранга деятель.

И это вторая ложь. Если вы осуждаете Ленина, ориентируясь на ценности Православной Церкви, атеисту вовсе не должно найтись места в городской топонимике. Если нет, – чем он помешал на старом месте?

В этом пункте полемики обычно ссылаются на два аргумента – эстетический и этический. Во-первых, монумент не впишется в новый облик площади. Во-вторых, несовместимы православный Храм и памятник врагу Церкви. Трудно согласиться с обоими возражениями. Эклектика площади, сочетающей всё подряд – парковки, фонтаны, кадушки, ступеньки, знаменитую колонну и горы малопримечательных пивных бутылок – не пострадает, если в ней появится ещё один, придающий, кстати, всему этому ансамблю своеобразие, элемент. Не появится даже, а вернётся на своё место. Что до совместимости, то, увольте. Во-первых, думать надо было, когда выбирали место для Храма позади Ленина (а если думали «снесём», то надо было честно об этом сказать с самого начала!), а во-вторых, не мешает же Храму, скажем, соседство с игровыми автоматами – «однорукими бандитами», калечащими души и разоряющими кошельки малых сих. Вот на месте сквера напротив «Океана» будет возведён новый центр – с отелями и ресторанами. И значит, будет литься алкоголь рекой, две ласковых кошечки придут помочь состоятельному клиенту расслабиться, а важный швейцар будет отпугивать стайку беспризорников, ошивающихся вокруг отеля в надежде урвать горсть долларов на мешок с клеем. И никого не будет тогда смущать соседство Храма и всего этого безобразия. Будем утешаться, что первые в мире этом станут последними в мире горнем. И наоборот. Только почему однорукие бандиты слева и справа, лживые чиновники в окнах здания напротив и барахолка в тылу Храма – не помеха торжеству Православия на российской земле, а одинокий монумент государственного деятеля – помеха? Неужели даже бронзовый Ленин настолько страшен, что Церковь не может великодушно отпустить ему грехи и оставить на законном месте?

Вот и ясно всё с нравственными и идеологическими ориентирами нашей элиты. Она, не хуже, чем в советское время, – лживая и лицемерная. Фальшивомонетчики, пристроившиеся со свечками при храме, надеются на спасение. Но на лжи не может быть построено правды. Не всё то золото, что блестит, даже если это купола на самом высоком соборе. Потому что если Царства Божьего нет в душе, его не построить по генплану за счёт налогов, собранных с игровых автоматов, и пожертвований уверовавших бандитов.

Третье и самое главное, почему Ленину место на площади. Потому что не следует укреплять стереотипы нашего исторического сознания, особенности национальной культурной политики. Уже три столетия политические метаморфозы предопределяют радикальные действия в области культуры. Большевики постарались последовательно ликвидировать старую культуру в самых её основах. Грабили и сносили храмы, запрещали книги, высылали и уничтожали носителей национальной культуры. Пришла революция 90-х, и мы вновь соблазнились этой культурной стратегией: полетел с пьедестала железный Феликс, а собрания сочинений вождя, которыми были напичканы все библиотеки страны, посыпались с книжных полок. И эйфория избавления от тоталитаризма типологически и психологически была такой же, как в своё время эйфория, которую переживали наши предки, круша дворянско-помещичью культуру. А значит, есть такой стереотип нашего исторического сознания, который предполагает разрушение до основания, который подменяет необходимость внутренней борьбы с пороками внешней борьбой с символами. И чем дольше мы будем придерживаться такой стратегии, тем больше будет торжествовать возлежащий на центральной площади нашей страны основатель советского государства. Потому что дело его живёт и побеждает.

обсудить на форуме

[x]