Год дракона

Бургомистр: Ладно. Что в городе?
Тюремщик: Тихо. Однако пишут.
Бургомистр: Что?
Тюремщик: Буквы «Л» на стенах. Это значит — Ланцелот.
Бургомистр: Ерунда. Буква «Л» обозначает — любим президента.

Е. Шварц. “Дракон”


“В одном старинном замке жил свирепый Дракон, который держал всю страну в страхе и повиновении, постоянно требуя всё больше золота, денег, каждый день ему были необходимы человеческие жертвы.

Много рыцарей приходило, чтобы победить его, но они пропадали без следа. Но вот нашёлся ещё один храбрый Воин, решивший сразиться с Драконом. Долго шла битва, наконец, Воин взял верх. Умирая, Дракон сказал, что это ещё не победа.

Благородный Воин, гуляя по красивому дворцу, зашёл в кладовую, полную золота и денег. Он радостно стал перебирать несметное богатство и не заметил, как стал превращаться в Нового Дракона”...

Впервые я прочитала эту сказку лет 10 назад, у нее был немного другой конец - Воин, вдруг осознав, что его руки превращаются в драконьи лапы, разбил стены во дворце, выкатил бочки с золотом на улицу, и снова стал Человеком... Однако до сих пор мне, увы, такие люди не встречались.

Почему-то даже самые приятные люди, пересаживаясь в комфортные Тойоты с подогревом задних сидений, если и не приобретают окончательно драконьи черты, то просто становятся винтиками какой-то странной системы, «заточенной» под саму себя. Эта система государственной власти сегодня, по большей части, нужна именно чиновникам, чтобы получать хорошую зарплату за счет бюджета, работать в теплом кабинете, ездить на служебных машинах и выпускать какие-то многочисленные директивы, распоряжения и указы, направленные вроде как на улучшение жизни Калининградской области.

Но давно ли вы лично чувствовали, что какой-то закон, нормативный акт или прочий документ с тяжелоперевариваемым названием кардинально повлиял на вашу жизнь? Наше правительство, увы, давно уже работает для особой категории людей, которых они называют неприятным словосочетанием «социально незащищенные». Этот приоритет для власти определил в свое время экс-губернатор Георгий Боос, который говорил, что задача государства - помогать тем, кто в этой помощи нуждается.

Явным проявлением этой системы стал диалог экс-губернатора с жительницей Нестерова на одной из встреч Бооса с населением. Женщина поинтересовалась, как можно прожить на 245 рублей в месяц. «Невозможно», - ответил Боос.

Но тут же сказал автору вопроса, что она – «молодая, сильная женщина». «Вы трудоспособны, вы можете обеспечить себя. Когда нет работы, ее надо искать. Должны ли мы все содержать здоровых, сильных, умных? Нет!», - заявил экс-губернатор и подчеркнул, что он сам многодетный отец, однако никаких пособий не получает.

И вот целые несколько тысяч людей, называемых чиновниками, проедают в год больше 1 млрд бюджетных денег рублей, чтобы помочь нескольким тысячам несчастных людей, которые получают подачки в виде субсидий на услуги ЖКХ, дешевых молочных смесей или пособия на ребенка в размере 245 рублей. Чтобы получить помощь от нашего государства, нужно носить «гордый» статус малоимущего и жить на грани нищеты.

А остальные? Остальные уже давным-давно живут сами по себе и работают. Чтобы заработать на лечение в платных клиниках, ежемесячные «добровольные» пожертвования в школах и детских садах, «коммуналку», электричество, телефон, газ, бензин, гречку, польскую колбасу… Конечно, иногда таких людей можно довести до точки кипения – как произошло в январе 2010 года, когда до предела был повышен транспортный налог.

С одной стороны, последние поствыборные события в нашем регионе показали, что протестный запал несколько истощился. Сначала оппозиционные партии фактически признали итоги голосования, но потом вдруг внезапно (наверное, из-за требований вождей?) вышли на пикет, причем в рабочее время в среду. Сомнительно, что партия, которая хочет собрать как можно больше протестантов, будет так поступать. Зачем проводили? Не для галочки ли? 

Но с другой стороны, на акцию, у которой не было никаких организаторов, в субботу 10 декабря на площадь Победы пришло не менее 500 человек, узнавших о флешмобе буквально накануне из интернета. Все же это значительная цифра, которая позволяет предположить, что «мы еще ого-го!» и «покажем всем, если надо», позволяет с неким превосходством поглядывать в сторону кремлевской стены, обещая организовать митинги помасштабнее...

У людей, пришедших на флешмоб, не было агрессии, недовольства. Скорее, они пришли пообщаться друг с другом и выразить хоть какую-то, но поддержку собравшимся на Болотной площади в Москве. Кстати, не удивлюсь, если после митинга на Болотной на общероссийском уровне создадут некий общественно-политический совет, рабочие группы по решению основных проблем России и организуют телемитинг, который будет вести... правильно, Владимир Соловьев. Мы все это проходили уже. Стало ли только после этого легче?

Но вернусь к субботней акции в Калининграде. Некоторые присутствующие были в белых масках, с белыми ленточками символом “снежной” или как ее еще называют “белой” революции. Желание разрушить мир до основания понятно. Но вот только дальше что?

Кандидат философских наук, доцент РГУ им. И. Канта, хороший семьянин, отец двоих детей, с которым мне довелось пообщаться на акции, сказал, что требует альтернативы действующей власти. “Путин будет у власти еще 12 лет, за это время мои дети вырастут!” - возмущенно сообщил он. Однако на вопрос, кого он видит вместо действующего главы государства, ответить так и не смог. “Должна появляться конкуренция и альтернатива”, - вот и все, что он смог мне сказать.

Ответ кандидата философских наук напомнил мне слова Константина Дорошка, когда мне довелось с ним пообщаться полтора года назад после январского митинга. “Справедливость” готовила тогда акцию 20 марта. На организационное собрание на Советский, 13 приходили просто с улицы обычные люди, услышав, что собираются инициаторы митинга. В основном, конечно, это были мужчины средних лет, представители малого и среднего бизнеса, простые работяги.

“Мы хотим, чтобы президент убрал губернатора”, - сказал тогда Константин Дорошок. “Кого вы хотите видеть вместо Бооса?” - спросила я. “Неважно. Главное, чтобы это был другой губернатор”, - сказал Константин.

Губернатора сменили, но протест по отношению к власти остался. Показатель тому - огромный процент жителей областного центра, которые отдали свои голоса за КПРФ. Наверное, права была руководитель регионального исполкома “Единой России” Эльмира Хаймурзина, когда говорила, что результат КПРФ - это протестное голосование людей, недовольных властью. То есть, на самом деле проблемы далеко не в каком-то конкретном губернаторе, проблемы куда глубже.

Будут ли люди, голосовавшие за КПРФ на выборах в Госдуму, голосовать за Зюганова на президентских выборах, которые, кстати, пройдут в Год дракона? Впервые я увидела фамилию Зюганова в списках для голосования в 1996 году. Мне было 20 лет, и я тогда голосовала в первый раз в своей жизни. Мне подарили Конституцию РФ с факсимиле бывшего тогда президентом Бориса Ельцина. В списках, кроме Ельцина и Зюганова, значились также Владимир Жириновский, Григорий Явлинский... Подумать только - это было почти 16 лет назад, и на нашем политическом олимпе не появилось ни одной внятной альтернативы этим людям! Ни одного человека, которого можно было бы назвать Воином.

Поэтому у меня возникает вопрос. Кто все эти люди, которые выводят людей на митинги и пытаются таким образом получить власть? Не те ли будущие драконы, не имеющие вменяемых экономических программ дальнейшего развития страны? Меня терзают смутные сомнения, что если эти люди (не важно кто – ЛДПР, СР или КПРФ) получат в итоге единоличную и безраздельную власть, они будут мало чем отличаться от действующей партии власти. И их тоже, рано или поздно, начнут называть партиями жуликов и воров, люди из протеста начнут голосовать за «Единую Россию», а сами партийные и прочие руководители приобретут драконьи черты.

Что помешало действующей верховной власти сделать первый шаг к альтернативе и отказаться от безраздельной власти? Ведь можно было допустить разные партии к возможности формировать политику государства, можно было сделать Госдуму площадкой, где конкурировали бы разные платформы, как это уже было в конце 90-ых годов. Но пока что все происходящее в нашей стране напоминает знаменитого шварцевского “Дракона”. Помните, люди писали на стенах букву “Л”, обозначавшую “Ланцелот”, а официально утверждалось, что это значит “Люблю президента”? Но ведь Ланцелот потом появился и остался в городе, чтобы “убить дракона” в каждом. И у меня остается, хоть небольшая, но надежда на то, что появится, в конце концов, и в нашей стране Воин. Ланцелот. Дожить бы.

[x]